Главная
Новые правила дорожного движения должны быть понятны всем

Новые правила дорожного движения должны быть понятны всем

Новые правила дорожного движения должны быть понятны всем

12 Ноября 2019


Экспертный центр Пробок.нет. выдвинул концепцию новых ПДД, базирующуюся на здравом смысле


автор

Александр Климнов, фото автора и Probok.net


Сегодня в пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция Экспертного центра Пробок.нет., посвященная запуску национального проекта по разработке новых правил удобного дорожного движения.
00-3038910_original.jpg
Пресс-конференция началась с шокирующих цифр – так сегодня Россия оказалась на 84 месте по безопасности движения, что уже не на уровне стран Африки (как это было десятилетие назад – авт.), но еще остается на уровне стран Азии и Южной Америки, рядом с Бангладеш и Уругваем, т.е. входит в число «мировых лидеров со знаком минус». Так, каждый час на наших дорогах погибает 2 человека или 50 человек в день (как сказал Шумский: «Пока идет наша пресс-конференция в ДТП по стране погибли два человека» – авт.).
2.jpg
И хотя официальные инстанции успокаивают нас тем, что цифры статистики по смертности на дорогах улучшаются (так за 10 лет в Москве аварийность и смертность реально снизились вдвое, очевидно, что во многом за счет улучшения работы скорой помощи – авт.). Однако с помощью аналитики ДТП последних 30 лет, проведенной совместно с учеными МВТУ им.Баумана был проведен математический прогноз динамики смертности на дорогах в ближайшее время.
3039083_original.jpg
Как видно из графика, после определенного снижения на сегодняшний день цифры аварийности опять полезут вверх, где и будут колебаться в дальнейшем, что хорошо видно в ретроспективе.
Из графика следует, что темпы и объемы аварийности идут волнообразно по определенным циклами со своими собственными пиками. Таким образом, получается, что достичь показателей смертности в ДТП, установленных В. В. Путиным к 2024 году просто-напросто невозможно, и уж, конечно, говорить о достижении т.н. «нулевой смертности» к 2030 году не приходится вообще.

Поэтому, если власти и общество, действительно хочет достичь этих показателей, то надо предложить кардинально иную альтернативу действий. Однако на сегодня по сути негласно от властей звучит рефрен: люди де у нас не те, т.е. национальный менталитет подкачал. Вот, посмотрите: постоянно нарушают ПДД, закон не уважают.
03-3039549_original.jpg
То на красный не хотят стоять.
04-3039800_original.jpg
То через забор перелезут.
popup-img3.jpg
То дорогу норовят перебежать в неположенном месте.
Однако, руководитель Экспертного центра Пробок.нет. Александр Шумский выразил несогласие с таким тезисом: во всем мире люди одинаковые, т.е. везде нарушают правила там, где они устанавливают неудобные и нелогичные требования.
12-3042507_original.jpg
Он сказал: «По сути подход к организации движения в целом сильно устарел, особенно в нашей стране, что учитывает, в первую очередь, знания и представления о дорожном движении 60-х годов. Вдумайтесь, главный международный документ о движении датирован 1968 годом, там нет автопилотов, современных средств индивидуальной мобильности и других текущих тенденций. В таком подходе человек – незначительный элемент системы, который должен подчиняться установленным правилам, даже когда они неразумны. Повлиять на эти правила он не может».
07-3040662_original.jpg
По его словам правила должны помогать, а не пытаться вводить нелогичные запреты: «В этом отношении даже законопослушные немцы и то какой пример подают. Для этого многие «правонарушения», за которые у нас пытаются строго наказать, в таких странах попросту декриминализированы. Однако Россия особенно впереди планеты всей по бесконечным регламентациям, установкам и инструкциям».
4.jpg
Вот как бы выглядели иностранные города (Лондон и Париж), если бы там были наши устаревшие правила, ГОСТы и СНиПы. В Париже, кстати, фактически не используют знаки пешеходного перехода вообще. Тем более в желтых каемках.

Впрочем, г-н Шумский подчеркнул, что в последние годы Экспертному центру Пробок.нет. удалось многое изменить и на наших дорогах. Центр инициировал и провел четыре федеральных эксперимента в области дорожного движения, благодаря успешным результатам которых предлагаемые новшества теперь закреплены в Правилах дорожного движения.
7.jpg
Так, были устранены дорожные «парадоксы», внесено множество поправок в ПДД, настроено множество светофоров и внедрены такие новшества как-то: диагональные пешеходные переходы, разметка «вафельница», контурная стрелка светофора, временные знаки на желтом фоне и скорость для мотоциклистов. Аудитория таких изменений – миллионы человек, но этого мало. По мнению Пробок.нет. настало время переписать код дорожного движения в России заново, для чего Экспертный центр и начинает новый проект – «Новые правила удобного дорожного движения».
14-3042880_original.jpg
Кстати, на базе Пробок.нет. при РОССТАНДАРТе создан Проектный технический комитет 703 «Удобная дорога». Комитет ставит перед собой следующие цели:
• повысить удобство и безопасность дорожного движения;
• облегчить внедрение технических новшеств и передовых идей;
• улучшить качество городской среды;
• повысить уровень комфорта для каждого участника дорожного движения.
13-3042652_original.jpg
В Комитет вошли эксперты в области организации дорожного движения, например, Институт МАДИ, Высшая школа экономики, Правительство Москвы и Санкт-Петербурга, Главное управление ГИБДД, ФАУ «РОСДОРНИИ», ГКУ Центр организации дорожного движения, Лаборатория Транспортных Систем, НП «Научно-исследовательский институт транспорта и дорожного хозяйства», ГУП МОСГОРТРАНС, КБ Стрелка, Студия Артемия Лебедева, а также экспертные общественные организации.
Организация удобной городской среды сегодня предполагает профессиональный подход не только к дизайну знаков, но и к их местоположению на улицах городов. Именно поэтому в состав Комитета вошли и дизайнерские студии.
Комитет разработал и внедрил ГОСТ Р 58398-2019 по уменьшенным и совмещенным дорожным знакам, отвечающий современным тенденциям в создании удобной городской среды.
10-041912_original.jpg
Далее г-н Шумский сказал: «Нас предлагают больше штрафовать. Штрафы, по сути, остались единственным инструментом организации движения. Это приводит к тому, что в России выписывается больше штрафов, чем в Германии, Франции и Великобритании вместе взятых, только вдумайтесь! Так, в США автомобилей в 5 раз больше, чем у нас, но все равно столько столько у нас выписывают штрафов у них не удается выписывать. Российские водители получают «письма счастья» в 4-5 раз чаще, чем в развитых странах. Тут как раз и любят говорить, что люди у нас плохие, но на самом деле люди хорошие, и это главное, от чего стоит оттолкнуться».
11-3042222_original-1.jpg
Он подчеркнул: «Взамен нынешних устаревших правил нужна новая Концепция движения, которая вместо устаревшего административного регулирования (бесконечных штрафов) предлагает регулирование инфраструктурное и общественное. Необходимо создать инструмент обратной связи, где люди, как клиенты могут выражать свое мнение и влиять на дорожное движение. Если вам не нравится магазин и вы туда перестали ходить – он закроется, вот что такое обратная связь».

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики, профессор НИУ ВШЭ Михаил Блинкин подчеркнул: «Одним из важных действий – должно стать создание ряда новых документов, в том числе новых ПДД, а также вслед за ними ГОСТов и СНиПов. При этом все движение должно базироваться на нескольких незыблемых принципах. Сейчас по сути в правилах никаких принципов нет, если не считать устаревшего принципа неотвратимости наказания».
Он также добавил: «Для начала нужно задать дорожному движению цель, а ее сейчас нет – многие думают, что основная цель и задача дорожного движения – это обеспечение его безопасности, даже специальный федеральный орган для этого есть. Однако цель дорожного движения – двигаться, и это должно ставиться во главу угла: скорость перемещения, удобство, другие параметры. Безопасность – это только показатель того, что все хорошо организовано. Если в системе в целом что-то не в порядке, то это отражается и на показателях безопасности, но это только вторичный признак».
3.jpg
Сокращение максимальной скорости в городах до 50 км/ч по утверждению Пробокюнет. повысит безопасность пешеходов и пропускную способность улиц.
5.jpg
Заместитель руководителя Центра организации дорожного движения правительства Москвы Артур Шахбазян дополнил: Отличный пример – оформление ДТП. Тут все еще действует п. 2.5 ПДД, который предписывает в случае аварии на любой дороге, в том числе скоростной магистрали, остановиться и ничего не трогать, пока не зафиксируете ДТП, описать все детали, составить Европротокол, но только если участника два. Если больше, либо если второй не согласен – придется стоять и ждать сотрудников ГАИ. Это приводит к тому, что если в такие машины сзади влетает какой-нибудь КАМАЗ, то и обычная мелкая авария с железом превращается в трагическую с несколькими трупами. Каждый год по нашим подсчетам в таких авариях по стране гибнет около 1000–1500 человек, включая самих инспекторов ГИБДД, которые приезжают оформлять аварии» (это подтверждает и оператор платных дорог «ОССП», по чьим данным только за 10 месяцев этого года пострадало 24 машины аварийных комиссаров «ОССП», преимущественно на платной трассе М-11, т.е. не спасает и самая совершенная инфраструктура – авт.). Аварии должны автоматически оформляться датчиками внутри машины (они уже способны с высокой достоверностью определить виновника), мы живем в 2019 году. Не нужны приложения на смартфон, чтобы туда присылать показания счетчиков горячей и холодной воды, надо чтобы эти счетчики сами эту информацию автоматически отправляли, куда надо. Также и с ДТП.
Далее г-н Шумский добавил: «Да, во главе угла должен стоять главный KPI – удовлетворенность его участников, ну а ради кого тогда все это организовывали. Ведь это конкретный показатель эффективности движения, его необходимо оцифровать и прописать в нормативах, периодически замерять и менять движения в зависимости от обратной связи от людей.
17-3043729_original.jpg
Это подразумевает декриминализацию некоторых маневров, например, правый поворот на красный, который никому не мешает – должен быть разрешен. Так на небольших улицах можно разрешить разворачиваться через сплошную или поворачивать во двор – это можно делать во множестве стран мира.
18-3043862_original.jpg
Актер и телеведущий Денис Косяков в своей эмоциональной манере добавил: «Правила должны быть написаны понятным и человеческим языком, не канцеляритом. Предложения на пол страницы людьми не воспринимаются, поэтому английский водитель легко может объяснить, что такое опасное вождение, а российский никогда этого сделать не сможет. Правила должны быть прежде всего понятны обычным людям, а не юристам». Денис также отметил, что за последние годы движение в Москве стало лучше организовано, но расти еще есть куда, так водителям стоит проявлять большую гражданскую ответственность и, например, доводить до ГАИ и МВД случаи хамского поведения некоторых водителей, а также с этой целью в сети хорошо бы создать специальный ресурс, чтобы такие нарушители получали действенное общественное порицание.
6.jpg
Заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» МАДИ Султан Жанказиев ометил, что: «Один из важнейших принципов удобного дорожного движения – современные технологии. Они упрощают, улучшают наши реалии. Самое простое – это автопилот, это уже не будущее, а настоящее. Такие автомобили будут двигаться строго по приписанным правилам, а люди ездят по здравому смыслу, тут не должно быть противоречий».
21-3044831_original.jpg
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики, профессор НИУ ВШЭ Михаил Блинкин сказал: «Права должны быть не бумажными, а электронными, также с документами на автомобиль, забыть их будет невозможно, с компьютера проверить сотруднику полиции – 3 секунды. Продавать машины должно быть также легко, как перевести деньги со смартфона. Получил деньги от покупателя, зашел в телефон и прописал нового собственника. Никаких посещений ГИБДД, никаких очередей, на почту придут новые документы. За плохое поведение штрафы есть, а за хорошее – нужны пообщрения и бонусы. В стране должна быть создана программа лояльности и система поддержки участников движения со статусами, возможно с баллами (только не штрафными, а накопительными). Тут можно выяснить интересующие вопросы, получить консультацию, обжаловать какие-то действия. Покупаем смартфон – у нас есть горячая линия, куда позвонить и выяснить, почему не работает какая-то функция. А когда едем по дороге – получить подобную поддержку невозможно, хотя это куда более важно».
22-3044934_original.jpg
В заключение руководитель Экспертного центра Пробок.нет. Александр Шумский сказал, что проект Новых правил удобного дорожного движения масштабный и амбициозный, но его уже поддержали многие известные люди.
23-3045714_original.jpg
Он сказал: «Кажется, что это похоже на дорожную революцию, так оно и есть, и кто-то должен ее начать. Сейчас мы собираем команду экспертов, которые будут работать над новой концепцией и правилами. Когда они будут готовы, мы представим это на профессиональную и общественную экспертизу. В перспективе необходимо будет выйти на пилотное внедрение новых Правил в каком-то городе, либо регионе. О новом проекте мы написали книгу, которую получат все транспортные эксперты страны, лидеры общественного мнения, журналисты, блогеры, общественные деятели.
24-3045967.jpg
Книга есть и в электронной версии Probok.net.
P.S. В разговоре с профессором МАДИ С.В.Джанказиевым выяснилась весьма интересная подробность про будущее автоматизированное (беспилотное движение) – оказывается каждый робокар получит свой собственный «индекс приоритетности на дороге», который будет придан не только машинкам спецтранспорта, но и тем кто таковой оплатил! Вот где собака порылась, вот где малиновые штаны – два раза ку! Знакомая всем московским водителям практика, когда еще несколько лет назад в час пик больше половины карет скорой помощи на самом деле были не медицинским, а шикарными изнутри микроавтобусами для перевозки вечно опаздывающих VIP-ов, значит получит уже вполне законное воплощение, хотя бы и в виде показанной Прбок.Нет елочки! И при этом все будет без конфликтов и аварий, разве что одни за отдельную плату будут приезжать на четверть часа быстрее, чем прочие – все животные равны, но некоторые равнее.
Впрочем, думается, что и свободное хождение пешеходов через улицы жизни им не добавит даже при условии поголовного перехода на робокары. Впрочем, вполне возможно решение и этой проблемы: просто уже в ближайшем будущем право считаться пешеходом (т.е. передвигаться по городской территории самостоятельно выбирая маршрут) получат только те, кто закачает в свои смартфоны программу персонального позиционирования, что даст возможность реагировать на него робокарам, т.е. своего рода виртуальное «удостоверение пешехода». Кстати в сильно продвинутой в 21 век Японии нечто подобное уже введено. Проблема же наших «не верящих в электричество старушек» к тому времени решится просто демографически. Так что вперед в цифровое будущее – аватар светлого прошлого!
Кстати, представьте себе картину: перешел улицу на красный свет – тут же распознан видеокамерой и автоматом на смартфон прилетел штраф, перешел в третий раз – познакомился с местным психиатором и параллельно получил блокировку банковской карточки. Вот тогда нынешнее «камерное фотобесие», впрочем, как и оруэлловский «1984-й», покажутся добрыми детскими сказочками… Зато будет достигнута нулевая смертность в автокатастрофах (само это понятие уйдет в прошлое как ушло, например, аутодафе) и каждое (!) ДТП будет также капитально обсуждаться общественностью как сейчас, например, авиакатастрофа! Ждать, как нас уверяют активисты автономности, уже недолго. Жаль, что уже не напишешь вслед за классиком – вот только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе. Придется!


Подписаться

Подписаться бесплатно.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Лидером по угонам в России в период пандемии стал Санкт-Петербург

Лидером по угонам в России в период пандемии стал Санкт-Петербург

Питер опередил Москву по угонам за 8 месяцев на 6%

24.09.2020

Угонщики больше всего любят Тойоту RAV4

Угонщики больше всего любят Тойоту RAV4

Опубликован новый список самых угоняемых моделей в России

16.09.2020

В ПДД пропишут сигвеи, моноколеса и электробайки

В ПДД пропишут сигвеи, моноколеса и электробайки

Готовится новая редакция ПДД с рядом дополнительных ограничений для новых видов транспорта

15.09.2020

ОСАГО вырос коридором

ОСАГО вырос коридором

Коридор тарифов по ОСАГО расширен на 10% в обе стороны для физлиц, на 20% для юрлиц и на 30% для такси

08.09.2020

Нештрафуемый порог за превышение скорости на 20 километров в час пока не тронут

Нештрафуемый порог за превышение скорости на 20 километров в час пока не тронут

Сервис каршеринга «Яндекс.Драйв» начал рассылку «псевдоштрафов» за превышение на 10 км/ч

04.09.2020

В Москве выделенные полосы переведут на круглосуточный режим без выходных

В Москве выделенные полосы переведут на круглосуточный режим без выходных

В наибольшей степени новый запрет ударит по автомобилистам-дачникам

31.08.2020

Возврат к списку