Новые правила дорожного движения должны быть понятны всем
12 ноября 2019
Экспертный центр Пробок.нет. выдвинул концепцию новых ПДД, базирующуюся на здравом смысле
Александр Климнов, фото автора и Probok.net
Сегодня в пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция Экспертного центра Пробок.нет., посвященная запуску национального проекта по разработке новых правил удобного дорожного движения.
Пресс-конференция началась с шокирующих цифр – так сегодня Россия оказалась на 84 месте по безопасности движения, что уже не на уровне стран Африки (как это было десятилетие назад – авт.), но еще остается на уровне стран Азии и Южной Америки, рядом с Бангладеш и Уругваем, т.е. входит в число «мировых лидеров со знаком минус». Так, каждый час на наших дорогах погибает 2 человека или 50 человек в день (как сказал Шумский: «Пока идет наша пресс-конференция в ДТП по стране погибли два человека» – авт.).
И хотя официальные инстанции успокаивают нас тем, что цифры статистики по смертности на дорогах улучшаются (так за 10 лет в Москве аварийность и смертность реально снизились вдвое, очевидно, что во многом за счет улучшения работы скорой помощи – авт.). Однако с помощью аналитики ДТП последних 30 лет, проведенной совместно с учеными МВТУ им.Баумана был проведен математический прогноз динамики смертности на дорогах в ближайшее время.
Как видно из графика, после определенного снижения на сегодняшний день цифры аварийности опять полезут вверх, где и будут колебаться в дальнейшем, что хорошо видно в ретроспективе.
Из графика следует, что темпы и объемы аварийности идут волнообразно по определенным циклами со своими собственными пиками. Таким образом, получается, что достичь показателей смертности в ДТП, установленных В. В. Путиным к 2024 году просто-напросто невозможно, и уж, конечно, говорить о достижении т.н. «нулевой смертности» к 2030 году не приходится вообще.
Поэтому, если власти и общество, действительно хочет достичь этих показателей, то надо предложить кардинально иную альтернативу действий. Однако на сегодня по сути негласно от властей звучит рефрен: люди де у нас не те, т.е. национальный менталитет подкачал. Вот, посмотрите: постоянно нарушают ПДД, закон не уважают.
То на красный не хотят стоять.
То через забор перелезут.
То дорогу норовят перебежать в неположенном месте.
Однако, руководитель Экспертного центра Пробок.нет. Александр Шумский выразил несогласие с таким тезисом: во всем мире люди одинаковые, т.е. везде нарушают правила там, где они устанавливают неудобные и нелогичные требования.
Он сказал: «По сути подход к организации движения в целом сильно устарел, особенно в нашей стране, что учитывает, в первую очередь, знания и представления о дорожном движении 60-х годов. Вдумайтесь, главный международный документ о движении датирован 1968 годом, там нет автопилотов, современных средств индивидуальной мобильности и других текущих тенденций. В таком подходе человек – незначительный элемент системы, который должен подчиняться установленным правилам, даже когда они неразумны. Повлиять на эти правила он не может».
По его словам правила должны помогать, а не пытаться вводить нелогичные запреты: «В этом отношении даже законопослушные немцы и то какой пример подают. Для этого многие «правонарушения», за которые у нас пытаются строго наказать, в таких странах попросту декриминализированы. Однако Россия особенно впереди планеты всей по бесконечным регламентациям, установкам и инструкциям».
Вот как бы выглядели иностранные города (Лондон и Париж), если бы там были наши устаревшие правила, ГОСТы и СНиПы. В Париже, кстати, фактически не используют знаки пешеходного перехода вообще. Тем более в желтых каемках.
Впрочем, г-н Шумский подчеркнул, что в последние годы Экспертному центру Пробок.нет. удалось многое изменить и на наших дорогах. Центр инициировал и провел четыре федеральных эксперимента в области дорожного движения, благодаря успешным результатам которых предлагаемые новшества теперь закреплены в Правилах дорожного движения.
Так, были устранены дорожные «парадоксы», внесено множество поправок в ПДД, настроено множество светофоров и внедрены такие новшества как-то: диагональные пешеходные переходы, разметка «вафельница», контурная стрелка светофора, временные знаки на желтом фоне и скорость для мотоциклистов. Аудитория таких изменений – миллионы человек, но этого мало. По мнению Пробок.нет. настало время переписать код дорожного движения в России заново, для чего Экспертный центр и начинает новый проект – «Новые правила удобного дорожного движения».
Кстати, на базе Пробок.нет. при РОССТАНДАРТе создан Проектный технический комитет 703 «Удобная дорога». Комитет ставит перед собой следующие цели:
• повысить удобство и безопасность дорожного движения;
• облегчить внедрение технических новшеств и передовых идей;
• улучшить качество городской среды;
• повысить уровень комфорта для каждого участника дорожного движения.
В Комитет вошли эксперты в области организации дорожного движения, например, Институт МАДИ, Высшая школа экономики, Правительство Москвы и Санкт-Петербурга, Главное управление ГИБДД, ФАУ «РОСДОРНИИ», ГКУ Центр организации дорожного движения, Лаборатория Транспортных Систем, НП «Научно-исследовательский институт транспорта и дорожного хозяйства», ГУП МОСГОРТРАНС, КБ Стрелка, Студия Артемия Лебедева, а также экспертные общественные организации.
Организация удобной городской среды сегодня предполагает профессиональный подход не только к дизайну знаков, но и к их местоположению на улицах городов. Именно поэтому в состав Комитета вошли и дизайнерские студии.
Комитет разработал и внедрил ГОСТ Р 58398-2019 по уменьшенным и совмещенным дорожным знакам, отвечающий современным тенденциям в создании удобной городской среды.
Далее г-н Шумский сказал: «Нас предлагают больше штрафовать. Штрафы, по сути, остались единственным инструментом организации движения. Это приводит к тому, что в России выписывается больше штрафов, чем в Германии, Франции и Великобритании вместе взятых, только вдумайтесь! Так, в США автомобилей в 5 раз больше, чем у нас, но все равно столько столько у нас выписывают штрафов у них не удается выписывать. Российские водители получают «письма счастья» в 4-5 раз чаще, чем в развитых странах. Тут как раз и любят говорить, что люди у нас плохие, но на самом деле люди хорошие, и это главное, от чего стоит оттолкнуться».
Он подчеркнул: «Взамен нынешних устаревших правил нужна новая Концепция движения, которая вместо устаревшего административного регулирования (бесконечных штрафов) предлагает регулирование инфраструктурное и общественное. Необходимо создать инструмент обратной связи, где люди, как клиенты могут выражать свое мнение и влиять на дорожное движение. Если вам не нравится магазин и вы туда перестали ходить – он закроется, вот что такое обратная связь».
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики, профессор НИУ ВШЭ Михаил Блинкин подчеркнул: «Одним из важных действий – должно стать создание ряда новых документов, в том числе новых ПДД, а также вслед за ними ГОСТов и СНиПов. При этом все движение должно базироваться на нескольких незыблемых принципах. Сейчас по сути в правилах никаких принципов нет, если не считать устаревшего принципа неотвратимости наказания».
Он также добавил: «Для начала нужно задать дорожному движению цель, а ее сейчас нет – многие думают, что основная цель и задача дорожного движения – это обеспечение его безопасности, даже специальный федеральный орган для этого есть. Однако цель дорожного движения – двигаться, и это должно ставиться во главу угла: скорость перемещения, удобство, другие параметры. Безопасность – это только показатель того, что все хорошо организовано. Если в системе в целом что-то не в порядке, то это отражается и на показателях безопасности, но это только вторичный признак».
Сокращение максимальной скорости в городах до 50 км/ч по утверждению Пробокюнет. повысит безопасность пешеходов и пропускную способность улиц.
Заместитель руководителя Центра организации дорожного движения правительства Москвы Артур Шахбазян дополнил: Отличный пример – оформление ДТП. Тут все еще действует п. 2.5 ПДД, который предписывает в случае аварии на любой дороге, в том числе скоростной магистрали, остановиться и ничего не трогать, пока не зафиксируете ДТП, описать все детали, составить Европротокол, но только если участника два. Если больше, либо если второй не согласен – придется стоять и ждать сотрудников ГАИ. Это приводит к тому, что если в такие машины сзади влетает какой-нибудь КАМАЗ, то и обычная мелкая авария с железом превращается в трагическую с несколькими трупами. Каждый год по нашим подсчетам в таких авариях по стране гибнет около 1000–1500 человек, включая самих инспекторов ГИБДД, которые приезжают оформлять аварии» (это подтверждает и оператор платных дорог «ОССП», по чьим данным только за 10 месяцев этого года пострадало 24 машины аварийных комиссаров «ОССП», преимущественно на платной трассе М-11, т.е. не спасает и самая совершенная инфраструктура – авт.). Аварии должны автоматически оформляться датчиками внутри машины (они уже способны с высокой достоверностью определить виновника), мы живем в 2019 году. Не нужны приложения на смартфон, чтобы туда присылать показания счетчиков горячей и холодной воды, надо чтобы эти счетчики сами эту информацию автоматически отправляли, куда надо. Также и с ДТП.
Далее г-н Шумский добавил: «Да, во главе угла должен стоять главный KPI – удовлетворенность его участников, ну а ради кого тогда все это организовывали. Ведь это конкретный показатель эффективности движения, его необходимо оцифровать и прописать в нормативах, периодически замерять и менять движения в зависимости от обратной связи от людей.
Это подразумевает декриминализацию некоторых маневров, например, правый поворот на красный, который никому не мешает – должен быть разрешен. Так на небольших улицах можно разрешить разворачиваться через сплошную или поворачивать во двор – это можно делать во множестве стран мира.
Актер и телеведущий Денис Косяков в своей эмоциональной манере добавил: «Правила должны быть написаны понятным и человеческим языком, не канцеляритом. Предложения на пол страницы людьми не воспринимаются, поэтому английский водитель легко может объяснить, что такое опасное вождение, а российский никогда этого сделать не сможет. Правила должны быть прежде всего понятны обычным людям, а не юристам». Денис также отметил, что за последние годы движение в Москве стало лучше организовано, но расти еще есть куда, так водителям стоит проявлять большую гражданскую ответственность и, например, доводить до ГАИ и МВД случаи хамского поведения некоторых водителей, а также с этой целью в сети хорошо бы создать специальный ресурс, чтобы такие нарушители получали действенное общественное порицание.
Заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения» МАДИ Султан Жанказиев ометил, что: «Один из важнейших принципов удобного дорожного движения – современные технологии. Они упрощают, улучшают наши реалии. Самое простое – это автопилот, это уже не будущее, а настоящее. Такие автомобили будут двигаться строго по приписанным правилам, а люди ездят по здравому смыслу, тут не должно быть противоречий».
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики, профессор НИУ ВШЭ Михаил Блинкин сказал: «Права должны быть не бумажными, а электронными, также с документами на автомобиль, забыть их будет невозможно, с компьютера проверить сотруднику полиции – 3 секунды. Продавать машины должно быть также легко, как перевести деньги со смартфона. Получил деньги от покупателя, зашел в телефон и прописал нового собственника. Никаких посещений ГИБДД, никаких очередей, на почту придут новые документы. За плохое поведение штрафы есть, а за хорошее – нужны пообщрения и бонусы. В стране должна быть создана программа лояльности и система поддержки участников движения со статусами, возможно с баллами (только не штрафными, а накопительными). Тут можно выяснить интересующие вопросы, получить консультацию, обжаловать какие-то действия. Покупаем смартфон – у нас есть горячая линия, куда позвонить и выяснить, почему не работает какая-то функция. А когда едем по дороге – получить подобную поддержку невозможно, хотя это куда более важно».
В заключение руководитель Экспертного центра Пробок.нет. Александр Шумский сказал, что проект Новых правил удобного дорожного движения масштабный и амбициозный, но его уже поддержали многие известные люди.
Он сказал: «Кажется, что это похоже на дорожную революцию, так оно и есть, и кто-то должен ее начать. Сейчас мы собираем команду экспертов, которые будут работать над новой концепцией и правилами. Когда они будут готовы, мы представим это на профессиональную и общественную экспертизу. В перспективе необходимо будет выйти на пилотное внедрение новых Правил в каком-то городе, либо регионе. О новом проекте мы написали книгу, которую получат все транспортные эксперты страны, лидеры общественного мнения, журналисты, блогеры, общественные деятели.
Книга есть и в электронной версии Probok.net. P.S. В разговоре с профессором МАДИ С.В.Джанказиевым выяснилась весьма интересная подробность про будущее автоматизированное (беспилотное движение) – оказывается каждый робокар получит свой собственный «индекс приоритетности на дороге», который будет придан не только машинкам спецтранспорта, но и тем кто таковой оплатил! Вот где собака порылась, вот где малиновые штаны – два раза ку! Знакомая всем московским водителям практика, когда еще несколько лет назад в час пик больше половины карет скорой помощи на самом деле были не медицинским, а шикарными изнутри микроавтобусами для перевозки вечно опаздывающих VIP-ов, значит получит уже вполне законное воплощение, хотя бы и в виде показанной Прбок.Нет елочки! И при этом все будет без конфликтов и аварий, разве что одни за отдельную плату будут приезжать на четверть часа быстрее, чем прочие – все животные равны, но некоторые равнее.
Впрочем, думается, что и свободное хождение пешеходов через улицы жизни им не добавит даже при условии поголовного перехода на робокары. Впрочем, вполне возможно решение и этой проблемы: просто уже в ближайшем будущем право считаться пешеходом (т.е. передвигаться по городской территории самостоятельно выбирая маршрут) получат только те, кто закачает в свои смартфоны программу персонального позиционирования, что даст возможность реагировать на него робокарам, т.е. своего рода виртуальное «удостоверение пешехода». Кстати в сильно продвинутой в 21 век Японии нечто подобное уже введено. Проблема же наших «не верящих в электричество старушек» к тому времени решится просто демографически. Так что вперед в цифровое будущее – аватар светлого прошлого!
Кстати, представьте себе картину: перешел улицу на красный свет – тут же распознан видеокамерой и автоматом на смартфон прилетел штраф, перешел в третий раз – познакомился с местным психиатором и параллельно получил блокировку банковской карточки. Вот тогда нынешнее «камерное фотобесие», впрочем, как и оруэлловский «1984-й», покажутся добрыми детскими сказочками… Зато будет достигнута нулевая смертность в автокатастрофах (само это понятие уйдет в прошлое как ушло, например, аутодафе) и каждое (!) ДТП будет также капитально обсуждаться общественностью как сейчас, например, авиакатастрофа! Ждать, как нас уверяют активисты автономности, уже недолго. Жаль, что уже не напишешь вслед за классиком – вот только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе. Придется!
Загрузка