Новый ГОСТ уменьшит количество дорожных знаков и сузит парковочные места
28 февраля 2025
В соответствии с новым ГОСТом Москва уберет с улиц и дорог 55 тысяч лишних дорожных указателей
Александр Климнов, фото rbc.ru
Новый пакет изменений в ГОСТ, которые станут обязательными с 1 января 2026 года, вводит новые дорожные знаки и правила их применения.
Кроме того, у некоторых дорожных указателей обновлен дизайн.
В базе данных Росстандарта появился пакет изменений в ГОСТ-Р 52289, в котором установлены обязательные правила применения дорожных знаков и разметки.
Этим документом руководствуются дорожные организации и владельцы дорог.
Поправки к ГОСТу уже утвердил Росстандарт, изменения вступают в силу в силу с 1 января 2026 года, но региональные власти могут применять его досрочно уже сейчас.
Новый стандарт, как уверены в ЦОДД, позволит демонтировать с улично-дорожной сети Москвы более 55 тыс. знаков (всего их в городе около 900 тыс.), процесс этот будет постепенным, начнется в этом году и займет, возможно, несколько лет.
«Чрезмерное» количество указателей на улицах города негативно сказывается на концентрации внимания водителей и восприятии дорожной обстановки, считают в организации».
Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов уже заявил: «Такие изменения не только повысят безопасность, но и сделают движение более комфортным для водителей».
Стандарт вводит серию новых дорожных знаков, например, «Глухие».
Кроме того, на знаке парковки теперь может быть указан способ постановки автомобиля на стоянку.
Аналогичным образом на знаке ограничения скорости может быть указано предупреждение о «лежачем полицейском» (см.инфографику ниже).
• Табличка «Глухие» информирует о слабослышащих или неслышащих пешеходах (такие знаки могут ставиться, например, у медицинских учреждений или общественных организаций).
• Обновлена табличка, которая указывает срок действия различных дорожных знаков, например конкретные часы или даже дни недели. Теперь в этот список попали и месяцы.
• Объединены несколько знаков на одной табличке. Например, «Рекомендуемое ограничение скорости» могут разместить на щите с указателем «Искусственная неровность», а «Парковка» — вместе с изображением «Способ постановки транспортного средства на стоянку».
• Знак «Стоп-линия» теперь может быть вертикальным.
Изменены и правила применения указателей.
Перед некоторыми регулируемыми перекрестками (кроме аварийных) в населенных пунктах разрешено не ставить знак «Стоп-линия», достаточно разметки.
Сам знак теперь может применяться и в вертикальном исполнении.
На некоторых указателях вдоль дорог часть информации можно закрывать красной магнитной лентой, которая будет закрывать временно ненужные данные.
Раньше в таких случаях знак закрывался чехлом.
В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы рассказали, что ГОСТ разрабатывался в течение трех лет при участии специалистов центра: «Проанализировано более 1400 предложений и замечаний к текущим версиям стандартов, поступившим от различных научных и эксплуатационных организаций».
В Совмине Крыма сообщили, что в профильном министерстве и ведомствах знают о новом ГОСТе и изучают его: для начала чиновники и специалисты планируют проанализировать ситуацию со знаками и разметкой и потом, в случае необходимости, протестировать его в одном из регионов полуострова.
В Минтрансе МО заявили: «В настоящее время расположение знаков на дорогах Московской области оптимизировано – часть знаков совмещены, и нет потребности в сокращении их числа».
Член общественного совета подмосковного минтранса Андрей Мухортиков обращает внимание, что «системно и полно» ГОСТ меняется впервые за шесть лет.
Внесенные в документ поправки позволят сократить на дорогах «уровень визуального шума».
В частности, вертикальные таблички «Стоп», поясняет господин Мухортиков, не будут ограничивать видимость светофоров и создавать помехи пешеходам.
Он обращает внимание на новую норму ГОСТа, разрешающую регионам делать машино-места для параллельной парковки шириной 2,25 м (старая норма – 2,5 м).
Эксперт поясняет: «Современные легковые авто имеют ширину 1,7–2,0 м. Слишком широкая полоса парковки провоцировала не только паркование на расстоянии от бордюра, но и не позволяла организовать зону парковки в некоторых узких проездах. Теперь у организаторов движения больше свободы, что позволит создать больше мест в стесненных условиях».
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов признает, что количество знаков на дорогах (особенно в крупных городах) слишком велико, что порой путает водителей.
Однако, он резонно опасается: «Главное, чтобы эта "оптимизация" по ГОСТу не привела к еще большей путанице и штрафам – к примеру, если стоп-линия стерта или запорошена снегом, а дублирующего знака нет. Нельзя исключать, что водитель в этом случае нарушит неумышленно и получит штраф. Такого быть не должно».
P.S. В связи с изменением ГОСТа, например, насчет уменьшения ширины парковочного места, в автошколах, думается, придется усовершенствовать методику обучения желающих сдать на права.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
При перерегистрации машины с пробегом на нового владельца больше не нужен полис ОСАГО, но на дорогах могут снова массово появиться незастрахованные автомобили, чему новейшие видеокамеры, пока что помешать не смогут