От штрафов российские водители уходят даже за счет мертвых душ

От штрафов российские водители уходят даже за счет мертвых душ

1 июня 2021


Горе-водители утверждают, что половина Москвы ездит с нарушениями, за которые не платит


автор

Александр Климнов, фото С.Булкина


В МВД признали, что для ухода от заслуженных штрафов, автомобилисты часто пользуются имеющимися лазейками в законе, например, снимают транспортные средства с учета в ГИБДД, регистрируют их на фирмы-однодневки или ездят с поддельными договорами купли-продажи. То обстоятельство, что такие «машины-невидимки» редко попадаются, оборачивается ростом серьезных (и даже знаковых) ДТП. По мнению экспертов, необходимо, соответственно, совершенствовать УК РФ. Впрочем, пока что даже выявлять таких нарушителей инспекторам весьма сложно.

Для примера, «Известия» приводят пример одного из столичных менеджеров крупной компании (условно некоего Б.Коровина), который еще несколько лет назад умудрился снять свой личный автомобиль с регистрационного учета в ГИБДД, но продолжает на нем ездить, регулярно превышая скорость, но не получая за это штрафов.

Он оправдывается тем, что: «Двигаться медленно на моей машине сложно. Это Infinity мощностью 400 лошадиных сил. Немного надавил на педаль газа – уже вышел за допустимые в городе лимиты. Если бы я платил за все нарушения скоростного режима, давно разорился бы. Да и транспортного налога с тех пор нет – это 60 тысяч в год».

Сначала «г-н Коровин» как и полагается, зарегистрировал автомобиль на себя, а после заключил фиктивный договор купли-продажи со своим знакомым. Ну, а в ГИБДД заявил, что машину продал, а госномера и свидетельство о регистрации транспортного средства якобы должен принести новый владелец. В результате его автомобиль оказался как раз «невидимкой»: в базах ГИБДД и департамента транспорта Москвы он с тех пор не значится.

Бизнесмен признает, что: «Сперва все же получил несколько штрафов с камер. Пришел к гаишникам и сказал, что машина уже не моя и нарушал не я. Показал справку, они вручную внесли изменения в базу. Старые штрафы с меня сняли, новые не приходят. Так половина столицы ездила до недавнего времени».

Штраф за управление незарегистрированным автомобилем составляет 800 рублей. При повторном нарушении в течение года – повышается до 5000 рублей или водителю грозит лишение прав на три месяца по ст. 12.1 КоАП. Реально же на первый раз судьи ограничиваются штрафом.

По словам бизнесмена, за три года до лишения прав у него так и не дошло. Остановившим его сотрудникам ГИБДД он демонстрирует старое СТС. Инспекторы чаще всего не проверяют, действителен ли документ. Он добавляет: «В Москве сейчас вообще останавливают редко. Да и сотрудники не расценивают это как грубое нарушение, обычно предлагают договориться».

Прибегают автовладельцы и к прочим способам ухода от ответственности, которые выявить уже сложнее. Для ухода от штрафов и налогов, нечестные граждане регистрируют транспортные средства на «фирмы-однодневки».

Предприниматель Иван Малышев (имя изменено) пояснил в интервью агенству РИА Новости: «Для юрлиц штрафы огромные, а у его фирмы крупный автопарк. К примеру, за выезд на газон – 300 тыс. рублей. У меня так несколько раз получилось, и я решил что-то с этим сделать. Это обычная практика, вовсе не мое ноу-хау».
Когда накапливается много штрафов, компанию ликвидируют, а активы передают другой, заранее созданной организации. Постановления о нарушениях на другое юрлицо не переходят. Этот бизнесмен уверяет, что у инспекторов нет ни полномочий, ни технической возможности проверить, существует ли еще фирма, на которую зарегистрирован автомобиль.

В ГИБДД, правда, уточняют, что могут узнать такую информацию «при обращении к централизованным оперативно-справочным и разыскным учетам ОВД либо к банкам данных налоговой службы». Тогда учет ТС могут и приостановить. Однако в каких именно случаях делают таковые запросы, в ведомстве так и не уточнили. Водителю же грозит лишь 800-рублевый штраф за то, что у него нет страховки (ч. 2 ст. 12.37 КоАП).

Адвокат Андрей Егоров отмечает, что это типичная дыра в законе: «Ликвидацию компании выявляют на стадии исполнительного производства. В итоге его прекращают. То есть о том, что выписывать штраф некому, государство узнает в последний момент. Нарушитель ПДД уходит от ответственности».

Депутат ГД Вячеслав Лысаков уверен, что для наказания лихачей требуется работа по каждому отдельному случаю. Он говорит: «Даже при регистрации машин на подставные юрлица полицейские могут доказать уклонение от налогов и штрафов, это тогда вообще мошенничеством считается. Правда, для этого нужно желание сотрудников, а у них его обычно нет».

Некоторые автомобилисты умудряются ездить и совсем без номеров. За это полагается штраф до 5000 рублей или лишение прав сроком от одного до трех месяцев (ч. 2 ст. 12.2 КоАП). Однако, такие горе-водители вводят инспекторов в заблуждение, объясняя, что купили машину букывально на днях. Кстати, без номеров можно управлять транспортным средством в течение десяти дней после приобретения или таможенного оформления. Если имеется договор купли-продажи, то штрафовать здесь не за что. Однако общаться с дорожной полицией приходится часто, так как машина без номеров – вполне веский повод для проверки.

Еще одним распространенным вариантом остается регистрация ТС в соседних государствах. Адвокат Егоров поясняет: «Например, у России и Белоруссии нет обмена данными по нарушителям, поэтому, когда машина на белорусских номерах попадает под камеры, штрафы выписывать не на кого. Можно раз в несколько месяцев заново регистрировать машину в Белоруссии и таким образом регулярно обнулять историю штрафов».

По данным ГИБДД, в этом году по ч. 1 ст. 12.1 КоАП («Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке») выявили 102,1 тыс. правонарушений, 12,2 тыс. автомобилистов привлекли к ответственности за повторное нарушение. В ведомстве подчеркивают, что регулярно организуют рейды по выявлению водителей, которые ездят со снятыми с учета номерами или вовсе без них.

Неэффективность контроля злостных нарушителей ПДД вылезает практически всякий раз, когда случается очередное резонансное ДТП. Так, самым свежим стала серьезная авария с участием блогера Эдварда Била (настоящее имя – Эдуард Биль). На высокой скорости он мчался на спортивной Audi RS6 по центру Москвы, естественно, не справился с управлением и вылетел на встречную полосу. В том ДТП пострадала Мария Артемова – женщина попала в реанимацию в тяжелом состоянии.
Как выяснилось позже, блогер несколько месяцев, вообще, носился на снятом с госучета автомобиле и за это время по меньшей мере 560 раз превысил скорость. И лишь за аварию с потерпевшим на Била было заведено уголовное дело. Тогда как за незарегистрированный автомобиль ему грозит лишь штраф.

После этой резонансной аварии, по данным СМИ, ГИБДД все же приступила к массовым проверкам регистрации автомобилей. В розыск были объявлены 1,5 тыс. машин-призраков из которых задержать удалось около 600.

В ГД РФ тогда предложили наказывать за недействительные номера исправительными работами. По мнению автора инициативы, депутата ГД Ярослава Нилова, штрафами нарушителей ПДД не остановить. Он считает: «Чтобы было не так – заплатить и забыть, а работать и подумать. Стричь кусты, убирать кладбища, мести улицы».

По словам руководителя компании-производителя дорожных камер «Астралаб» Сергея Ласкина, только в Москве камеры регистрируют сотни автомобилей на которыхвисит по 300 и более штрафов. Он уточняет: «В основном речь идет о нарушении скоростного режима. Недавно зафиксировали рекордсмена – свыше 240 км/ч в центре Москвы. Мы такие случаи отдельно рассматриваем, чтобы убедиться: это не сбой у камеры, а реальный гонщик».

Современное ПО позволяет инспекторам отслеживать на дорогах разные нарушения и оперативно передавать информацию патрулям и на посты ГИБДД. Отсутствие регистрации – не исключение.

Однако одних камер недостаточно, уверен координатор общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он подчеркивает: «Только патруль может остановить конкретного человека и проверить документы, а также регистрацию транспортного средства. Хоть это и повышает коррупционные риски, в целом такой подход должен принести больше плюсов, нежели минусов».

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин полагает, что проблема упирается в кадровый голод в ГИБДД. Он рассуждает: «На дорогах мало инспекторов, а те, что есть, зачастую берут взятки. Камеры повсюду, нарушители как на ладони, однако ловить их некому».

Собеседник убежден, что езду на снятых с учета машинах следует приравнять к подделке государственных документов, то есть к уголовной статье. Ужесточение наказания, по его мнению, «умерит прыть нарушителей».

И все же законодатели последовательно закрывают лазейки для автомобилистов-призраков. Так, еще пару лет назад еще можно было зарегистрировать машину на ребенка в возрасте до 16 лет. В этом случсае все штрафы автоматически списывались, поскольку несовершеннолетние не несут административной ответственности за нарушение ПДД. С 2020 года в силу вступил новый закон о регистрации транспортных средств. Согласно ему дети до 16 лет по-прежнему могут быть собственниками автомобиля, но оформляют ТС на на родителя или опекуна.

Кроме того, инспекторы активно борются с теми, кто пользуется автомобилями, зарегистрированными на умерших, ведь выписать штраф автоматически в этой ситуации невозможно. Только за 2020-й в ходе специальных рейдов сотрудники ГИБДД выявили около 700 тыс. (!) таких транспортных средств и приостановили их учет.

P.S. Получается, что от штрафов в столице (да и не только в ней одной) не уходит только ленивый или совсем глупый (читай законопослушный) водитель. Печально… Очевидно, что ранее внедрения искусственного интеллекта и создания международной базы (хотя бы в рамках Таможенного союза ЕАЭС) данных по регистрациям ТС по ряду нарушений ничего существенного сделать не удастся.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru 

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

С 1 апреля правила получения российских водительских прав для ряда российских граждан и иностранцев заметно изменятся

С 1 апреля правила получения российских водительских прав для ряда российских граждан и иностранцев заметно изменятся

С апреля сдать на права некоторым гражданам РФ будет заметно сложнее, а иностранцев обяжут поменять их на российские

29.03.2024

В «Крокус сити холле» произошел теракт

В «Крокус сити холле» произошел теракт

По данным следственного комитета РФ жертвами теракта в «Крокус сити холле» стали 133 человека, включая 3 детей

22.03.2024

Зимняя резина ушла по весне

Зимняя резина ушла по весне

В марте закончился период обязательного использования шипованной резины или «липучки» на легковых машинах и LCV

03.03.2024

ОСАГО добавили краткосрочности

ОСАГО добавили краткосрочности

Со 2 марта договор ОСАГО можно будет заключать на срок от одного дня до 3 месяцев

01.03.2024

Депутаты отказали в компенсации по ОСАГО ущерба от упавших сосулек и деревьев

Депутаты отказали в компенсации по ОСАГО ущерба от упавших сосулек и деревьев

ГД не рекомендовали принимать закон о возмещении в рамках ОСАГО автовладельцам ущерба причиненного третьими лицами

21.02.2024

В Подмосковье оценили парковку у мусорных баков от 5000 рублей

В Подмосковье оценили парковку у мусорных баков от 5000 рублей

За парковку у площадок для сбора отходов в Московской области грозит штраф от 5 до 30 тысяч рублей

14.02.2024

Светофоры с биометрическими камерами для штрафования пешеходов желательны, но пока не готовы

Светофоры с биометрическими камерами для штрафования пешеходов желательны, но пока не готовы

Эксперт Шапарин оценил введение светофоров с фиксацией нарушений ПДД пешеходами как далекую перспективу

30.01.2024

Возврат к списку