Александр Климнов, фото автора и timeout.ru, mechanka.mos.ru, twitter.com
В ПДД намереваются ввести новый термин – «средства индивидуальной мобильности», объединяющий набравшие популярность (особенно в обеих столицах, а также Екатеринбурге) электросамокаты, моноколеса и гироскутеры. В данный момент документ с соответствующими поправками в ПДД подготовленными Минтрансом и Госавтоинспекцией находится на согласовании в ГИБДД России, сообщает пресс-служба Минтранса.
О подробностях вносимых поправок в ПДД рассказал «Ъ» начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин. Так, по его словам в ПДД будет введен новый термин – «средства индивидуальной мобильности» (СИМ). К ним будут приравнены электросамокаты, моноколеса, сигвеи и гироскутеры, но это еще не все! Сюда же относят также еще и скейты, роликовые коньки и обычные самокаты, т.е. буквально все приспособления для пешеходов на колесах. Так пользователей СИМ намереваются обязать передвигаться по велосипедным дорожкам или за их неимением и по тротуарам, но со скоростью никак не выше 20 км/ч. На проезжей части райдерам позволят появляться исключительно с правого края правого ряда (как и велосипедистам), но лишь при «наличии отсутствия» тротуара. Проект наказаний за нарушение указанных правил пока не обнародован.
Мосгордума и Общественная палата РФ уже сделали несколько подходов к регулированию движения электросамокатов и аналогичных средств передвижения в столице, но конкретных документов так и не было разработано. При этом парк электросамокатов и сервисов по их прокату в столице идет стремительно (особенно популярны такие СИМ у разносчиков пиццы – авт.). Так, в сети стали популярны видеоролики с гражданами на самокатах, перемещающимися со скоростью 50–70 км/ч наравне с автомобильным потоком. Уже с 2017 года ГИБДД ведет статистику аварий с участием СИМ, так за это время в РФ произошло 140 таких ДТП, в которых погибло четыре человека. Нынешняя редакция ПДД приравнивает пользователей таких устройств к пешеходам, для которых максимальное наказание установлено в размере ₽1500, причем, только за нарушение ПДД в состоянии опьянения.
В европейских (и в азиатских тоже – авт.) странах, кстати, данную тему отрабатывают более чем активно, так с июля владельцев СИМ дополнительно при тормозили (понизив скоростной лимит до 20 км/ч) в Германии, а в сентябре и во Франции. Ну, а в Великобритании на электросамокатах пока что запрещено ездить даже за пределами специальных (частных) территорий. Кстати, первое официально зарегистрированное в Европе ДТП со смертельным исходом с участием СИМ было зарегистрировано в прошлогоднем августе в Барселоне: молодой человек на электросамокате наехал на 92-летнюю старушку, в результате скончавшуюся, но суд ограничился только штрафом.
Член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев предложения ГИБДД поддерживает: «Сегодня, когда пользователь электросамоката сбивает пешехода, взыскать с него компенсацию ущерба за полученную травму можно только в рамках Гражданского кодекса, обратившись в суд с иском».
При этом, отметил он, используемые в ПДД определения автомобиля, мотоцикла, гужевой повозки и других транспортных средств перешли туда из техрегламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств, но вот термина «средства индивидуальной мобильности» там пока что нет. Васильев говорит: «Скорее всего, придется сначала поправки вносить в техрегламент. Но, непонятно, кто будет контролировать скорость движения на тротуарах? Сомневаюсь, что инспекторы будут гоняться за роллерами и скейтбордистами с радарами, а потом еще и выяснять личность нарушителей».
А, вот глава общественной организации «Союз пешеходов» Владимир Соколов считает: «Такими поправками мы просто закрепляем существующее положение. Двигаться со скоростью 20 км/ч по тротуару – это очень опасно, можно легко сбить человека». Он предлагает перевести СИМ в разряд механических транспортных средств, что позволит привлекать райдеров к ответственности, как и водителей автомобилей по УК, давая им реальные тюремные сроки. «Союз пешеходов» ранее направлял в правительство и Минтранс предложения законодательно закрепить классификацию мобильных устройств и ограничений. Так, езда по велодорожкам на электросамокатах и проч. может быть разрешена только для моделей с двигателями мощностью до 250 Вт и максимальной скоростью до 20 км/ч, а на более мощных устройствах уже должна осуществляться только по дорогам в статусе мопедов.
В свою очередь Дмитрий Митрошин считает, что вот этого-то делать никак нельзя, и это «принципиальная позиция» Госавтоинспекции: даже самые мощные и дорогие электросамокаты (а сегодня на рынке имеются модели с двигателями в 2–3 кВт) управляются существенно хуже, чем мопеды. Он поясняет: «Разметка, колодец на проезжей части, да порой просто камушек, попавший под колесо, может привести к тому, что человек теряет устойчивость и падает. И если это происходит на высокой скорости, шансов уцелеть очень немного». По словам Митрошина проект поправок к ПДД все еще находится на стадии обсуждения и «рабочего согласования», а «окончательная позиция пока не достигнута». По сведениям «Ъ», Госавтоинспекция хочет провести общественные слушания по данной теме и только после этого проект будет вывешен на сайте regulation.gov.ru.
Загрузка