РСА – год нынешний и год грядущий

РСА – год нынешний и год грядущий

23 декабря 2025


По прогнозу РСА, средняя стоимость полиса ОСАГО в 2026 году может увеличиться на 5–8%


автор

Валерий Васильев, фото автора

В Москве в ТАСС состоялась пресс-конференция Российского союза автостраховщиков (РСА), посвященная деятельности РСА в уходящем 2025 году и планам на будущий год (фото на заставке).

По прогнозу президента РСА Евгения Уфимцева, средняя стоимость полиса ОСАГО в 2026 году может увеличиться на 5–8%.

Основные факторы – рост цен на запасные части и материалы для ремонта автомобилей, а также увеличение числа страховых случаев. Дополнительное давление на тарифы оказывает общая инфляция. При этом, согласно прогнозу Центрального банка (ЦБ), годовая инфляция в 2026 году замедлится до 4–5%. Уфимцев также отметил, что «пик нижней цены ОСАГО пройден».

Ранее РСА предложил повысить имущественный лимит выплат по ОСАГО до 1 млн рублей.

В организации заявили, что около 7% автовладельцев уже сталкиваются с ситуацией, когда действующего имущественного лимита 400 тыс. руб. недостаточно для покрытия расходов на ремонт, так как автомобили дорожают, а стоимость запчастей растет.

Полис ОСАГО предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу третьих лиц, в случае если владелец полиса признан виновником дорожно-транспортного происшествия.

ОСАГО обязательно для всех водителей в России.

Сейчас штраф за его отсутствие составляет 800 руб., при повторном нарушении – от 3000 до 5000 рублей.

Для автовладельцев 2025 год был «достаточно удачным», так как из-за высокой конкуренции и относительно стабильной ситуации с запасными частями страховые компании в течение года не увеличивали страховую премию ОСАГО и даже снижали ее, сказал Уфимцев.

Но в 2026 году у страховщиков такой возможности уже не будет из-за роста стоимости запчастей, продолжил он.

Он отметил, что изменение справочников, где отражены цены на запасные части, в течение 2025 г. составило около 5%.

Глава РСА также напомнил, что 9 декабря ЦБ изменил правила расчета ОСАГО, расширив тарифный коридор на 15% в обе стороны для большинства видов автотранспорта (включая легковые автомобили) и на 40% для мотоциклов.

Такая корректировка тарифов позволит страховщикам предлагать водителям полисы ОСАГО по справедливой цене, более точно учитывающей риски водителей, отмечал ЦБ.

В наибольшей степени рост стоимости полиса затронет водителей с высокой аварийностью.

Для них повышение тарифов станет финансовым стимулом к более аккуратному поведению на дороге. Автовладельцы, редко попадающие в ДТП, ощутят изменения минимально.

РСА совместно с Банком России также формирует рейтинг регионов по ОСАГО. Он отражает общую ситуацию в субъектах России – уровень аварийности, частоту страховых случаев и объем выплат.

Эти данные используются для анализа состояния рынка и выработки регуляторных решений, а не для оценки отдельных граждан.

В 2026 году начнется поэтапная реформа ОСАГО, направленная на совершенствование системы урегулирования убытков.

Несмотря на стабилизацию логистики, проблемы с поставками запчастей сохраняются, а доля автомобилей, направляемых на ремонт по ОСАГО, существенно не меняется.

Евгений Уфимцев представил обновлённую модель урегулирования.

Если страховая компания может организовать восстановительный ремонт, автомобиль направляется в автосервис.

Если ремонт невозможен, автовладельцу выплачивается денежная компенсация с учетом износа транспортного средства.

При этом собственник сможет самостоятельно отремонтировать автомобиль и подтвердить расходы документами.

Реформа будет внедряться в два этапа: в январе 2026 года планируется внести точечные изменения в систему натурального возмещения, чтобы рынок адаптировался к новым правилам, а весной 2026 года стартует второй этап, предполагающий более гибкие механизмы выплаты компенсаций с учетом износа.

Это должно расширить выбор для автовладельцев и повысить конкуренцию между страховщиками.

Сейчас электронное урегулирование в ОСАГО применяется в основном при ДТП с повреждением автомобилей.

В части вреда жизни и здоровью пострадавшие по-прежнему вынуждены подавать документы в бумажном виде, а страховые компании не имеют доступа к данным медицинских учреждений в электронном формате.

РСА предлагает внедрить электронное взаимодействие между страховщиками и медицинскими организациями с обязательным согласием пострадавших на обработку данных.

Это позволит оперативно получать информацию о травмах и ускорить принятие решений о выплатах.

Планируется, что клиенты будут получать уведомления с данными о зафиксированных травмах и возможном размере компенсации.

При этом цифровизация требует решения вопросов защиты врачебной тайны и разработки надёжных механизмов учёта согласий на передачу медицинских данных.

Одновременно обсуждается увеличение лимита выплат за вред жизни и здоровью до 2 млн рублей.

По оценке РСА, это может привести к росту стоимости полиса примерно на 15%, однако, по словам главы союза, около двух третей россиян готовы принять такое повышение ради более высокого уровня страховой защиты.

Развитие цифровых сервисов заметно упрощает оформление ДТП.

Использование европротокола и электронной фотофиксации позволяет обойтись без вызова сотрудников полиции и сократить время нахождения автомобилей на дороге.

По данным РСА, с помощью портала «Госуслуги» ежедневно около 1,4 тыс. страховых случаев по европротоколу урегулируются с использованием фотоматериалов.

Это снижает количество бумажных документов, сокращает число визитов в страховые компании и уменьшает количество жалоб со стороны автовладельцев.

Кроме того, электронная фиксация повреждений помогает бороться со страховым мошенничеством, обеспечивая прозрачность всех этапов урегулирования и ускоряя выплаты.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Госдума резко повысила штрафы за нарушение правил перевозки малолетних пассажиров

Госдума резко повысила штрафы за нарушение правил перевозки малолетних пассажиров

Самозанятых таксистов и руководителей таксопарков теперь будут штрафовать на 50 тысяч рублей за нарушения перевозки детей

17.12.2025

Электросамокаты буксуют на поправках

Электросамокаты буксуют на поправках

Федеральные и местные власти еще не определились с будущим СИМов

21.11.2025

Президент Путин утвердил стратегию снижения аварийности на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года

Президент Путин утвердил стратегию снижения аварийности на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года

За 10 лет ежегодная смертность в ДТП на дорогах РФ должна снизиться к 2030 году до 9,9 тыс. человек, а к 2036 году – до 7,4 тыс.

14.11.2025

У российских водителей-пьяниц начали конфисковывать автомобили

У российских водителей-пьяниц начали конфисковывать автомобили

Российских водителей ожидает прекращение автоматического продления прав, расширенный список запрещенных лекарств и, главное, – конфискация автомобиля за пьяную езду, невзирая на права собственности на него

21.10.2025

ГИБДД настаивает на одновременном запуске сразу по всей стране системы штрафования по данным с камер за езду без ОСАГО

08.10.2025

С 1 сентября 2025 года в России подтверждены требования по перевозке детей исключительно в автокреслах

С 1 сентября 2025 года в России подтверждены требования по перевозке детей исключительно в автокреслах

С 1 сентября перевозка детей разрешена лишь в сертифицированных автокреслах, а накладки, адаптеры и бескаркасные устройства отныне под запретом

01.09.2025

Возврат к списку

Нажимая кнопку «Принимаю» и продолжая использовать данный сайт, Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie.