С 1 марта в России изменился порядок перерегистрации автомобилей
3 марта 2025
При перерегистрации машины с пробегом на нового владельца больше не нужен полис ОСАГО, но на дорогах могут снова массово появиться незастрахованные автомобили, чему новейшие видеокамеры, пока что помешать не смогут
Александр Климнов, фото bloknotborisoglebsk.ru
С 1 марта в России вступают в силу изменения в порядке регистрации автомобилей после их продажи.
Теперь прежний владелец может снять машину с учета сразу после заключения сделки, если она оформлена через портал «Госуслуги», нотариуса или по судебному решению. Для этого больше не нужно посещать ГИБДД.
Также отменяется требование наличия полиса ОСАГО при регистрации транспортного средства.
Юрист Сергей Линник считает, что нововведение существенно снижает риски для прежних владельцев автомобилей: «Ранее бывший собственник оставался ответственным за машину еще 10 дней после продажи. Это позволяло новому владельцу нарушать ПДД, а штрафы приходили старому хозяину. Теперь такой ситуации можно избежать».
Кроме того, упрощение процедуры затруднит мошеннические схемы с продажей краденых автомобилей.
Руководитель отдела развития продуктов ГК «Альфа-Лизинг» Максим Давиденко указывает на потенциальные риски нововведения: «На дорогах появится больше автомобилей без страхового покрытия, что может привести к увеличению финансовой нагрузки на пострадавших в ДТП».
При этом он отмечает, что само требование страхового полиса для эксплуатации автомобиля никуда не исчезает, а штраф за его отсутствие остается.
Эксперты считают, что законодательные новинки марта не окажут значительного влияния на объемы продаж подержанных автомобилей.
Ключевыми факторами останутся цены, доступность кредитов и ситуация на автомобильном рынке в целом.
Так, с 1 марта стартует эксперимент по автоматизированной проверке наличия ОСАГО с помощью дорожных камер.
Водители, у которых не окажется действующего полиса, будут получать предупреждения через портал «Госуслуги».
С 2025 года за повторное нарушение будет грозить штраф от 3000 до 5000 рублей.
Нововведения создают ряд плюсов для добросовестных продавцов автомобилей, но несут и определённые риски.
В первую очередь исчезает «головная боль» со штрафами, приходящими после продажи машины, а также налоговые начисления за транспорт, которым бывший владелец уже не владеет.
Это также делает рынок более прозрачным, усложняя незаконные сделки.
Однако отказ от ОСАГО при регистрации автомобиля может привести к увеличению количества незастрахованных машин на дорогах, что потенциально грозит финансовыми сложностями для пострадавших в авариях.
Механизм работы дорожных камер, проверяющих наличие страховки, может дисциплинировать водителей и сделать невозможной долгосрочную эксплуатацию авто без ОСАГО.
Таким образом, основные вопросы связаны не с самой регистрацией, а с тем, как будет контролироваться наличие страховки на практике.
Ожидается, что по итогам эксперимента с дорожными камерами в 2024 году будут приняты новые меры, регулирующие этот вопрос.
Эксперты сходятся во мнении, что плюсы от ускоренной регистрации перевешивают возможные минусы нововведения, но вопрос обязательного страхования остается открытым.
P.S. Вообще-то навороченные дорогие видеокамеры, как правило, размещают не в тех регионах, где люди усиленно экономят на покупке ОСАГО – так что до достижения баланса здесь будет еще ой как далеко...
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.