С 18 июля начали действовать новые штрафы для водителей и владельцев транспортных средств
18 июля 2025
Вступил в силу закон, ужесточивший наказание и контроль за грузовиками с перевесом, не остановку по требованию ГИБДД и готовится закон о штрафах за не пропуск спецтанспорта
Александр Климнов, фото С.Булкина
Введен штраф в 600 000 руб. за нарушение правил остановки в зоне пункта весогабаритного контроля.
Этим же законом до 10 000 руб. повышен штраф за отказ остановиться по требованию инспектора ГИБДД. При повторном нарушении за это деяние можно уже лишиться прав.
С 18 июля начали действовать поправки в КоАП (ФЗ-209), принятые Госдумой в июне.
Основная часть изменений касается водителей грузовиков и их владельцев:
• Сроки давности привлечения к ответственности по статье 12.12.1 КоАП, в которой прописаны санкции за езду без разрешения с нестандартным грузом (по габаритам и массе), увеличен с двух месяцев до года.
• Введен новый штраф в 600 000 руб. для собственника грузовой машины, если она проехала автоматический пункт весогабаритного контроля (АПВГК) с нарушением правил, например остановилась, выехала на встречную полосу, обочину, двигалась без соблюдения 20-метровой дистанции до следующего грузовика.
• Штраф в 150 000 руб. за превышение допустимых габаритов грузов в пределах 10 см теперь применяется в отношении собственника транспортного средства (раньше мог быть оштрафован и водитель).
• Еще одно ужесточение, введенное с 18 июля новым законом, коснется абсолютно всех водителей. Штраф за отказ остановиться по требованию ГИБДД теперь повышен с 500–800 до 7–10 000 руб.
• Повторное в течение года нарушение (раньше такого состава не было) грозит штрафом в 10 тыс. руб. или лишением прав на срок от четырех до шести месяцев.
Вступившие в силу изменения предложила группа сенаторов и депутатов в начале 2024 года.
Необходимость поправок авторы поясняли значительным объемом ущерба, который наносят перегруженные грузовики дорогам.
Сумма, пояснял депутат Сергей Тен (ЕР), сопоставима с объемом средств, которые выделяются на ремонт и содержание дорожной сети.
При этом эффективность санкций, введенных в 2013 году, давно обесценилась. В пояснительных материалах приводился пример Курганской области, где из всех водителей, которых пытался остановить Ространснадзор для взвешивания грузовиков, останавливались лишь 25%.
Двухмесячный срок давности привлечения к ответственности по статье 12.21.1 приводил к тому, что Ространснадзор не успевал обрабатывать материалы: в 2024 году, по данным Счетной палаты, из-за этого не было вынесено более тысячи постановлений на 333,6 млн руб.
Необходимость усиления санкций для остальных водителей за отказ остановиться по требованию ГИБДД депутаты не поясняли.
Накануне вступления в силу закона Счетная палата опубликовала результаты проверки применения весогабаритного контроля.
Так, выяснилось, что из 579 существующих АПВГК (75 на федеральных дорогах и 503 – на региональных) половина не работала и фиксировала нарушения – такова оценка аудиторов на момент окончания проверки в октябре 2024 года.
В ряде регионов контрольные пункты установили таким образом, что их можно объехать по альтернативному маршруту, избежав штрафа.
Из-за этой проблемы, по оценке Счетной палаты, бюджет, недополучил около 25,9 млрд руб.
В Минтрансе, комментируя результаты аудита, заявили, что ведомство «ведет планомерную работу по решению проблемных вопросов, связанных с работой системы весогабаритного контроля».
В качестве примера такой «работы» министерство приводит вступившие 18 июля в силу поправки в КоАП и внесенный недавно законопроект о создании единой системы контроля грузовиков, которая включит все АПВГК в единый контур.
Руководитель рабочей группы Народного фронта «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов пояснил нововведение насчет неостановки по требованию инспектора ГИБДД: «Отказ остановиться по требованию инспектора часто происходил, когда за рулем находился водитель в нетрезвом состоянии. Такие водители отлично понимали: если они остановятся – их ждет не просто разговор с инспектором, а реальный штраф и лишение прав. А если не остановятся – всего лишь 500 руб. Поэтому они выбирали не останавливаться. Это приводило к погоням, авариям и стрельбе. Это и стало ключевым аргументом для серьезного увеличения размера штрафа, чтобы предотвратить такие случаи».
Накануне 17 июля, ГД на пленарном заседании приняла во втором чтении поправки к КоАП, которые предполагают ужесточение наказания для водителей за непропуск спецтранспорта.
Законопроект размещен на сайте нижней палаты парламента.
Согласно поправкам в ст. 12.17 КоАП, за непредоставление преимущества в движении транспортному средству с цветографическими обозначениями на кузове, включенными проблесковыми маячками синего либо красного и синего цветов и специальным звуковым сигналом водителей будут штрафовать на сумму от 7500 до 10 000 рублей либо лишать прав на срок от шести месяцев до года.
Аналогичная санкция предусмотрена за не пропуск транспорта без цветографических схем, надписей и обозначений, с одновременно включенными проблесковыми маячками и звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства.
Ранее предполагалось, что штраф за это составит от 5500 до 7500 руб.
Сейчас за отказ пропустить машину с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом нарушителю грозит предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
За непропуск машины с включенной синей мигалкой и цветографическими схемами и надписями на борту (к примеру, автомобиля скорой помощи) нарушителя могут оштрафовать на сумму от 4500 до 7500 рублей либо лишить прав на срок от трех месяцев до одного года.
Ранее в этот день сообщалось, что Госдума во II чтении 17 июля приняла законопроект, которым предлагается предоставить право бесплатного проезда по платным автодорогам транспортным средствам силовых ведомств – Росгвардии, ФСБ и вооруженных сил.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.