Штраф за отсутствие страховки ОСАГО поднимут в 6 с четвертью раз
22 ноября 2024
ГД РФ предложила поднять штраф за отсутствие ОСАГО впервые за 20 лет, но это может и не сработать
Александр Климнов, фото drive2.ru
Госдума РФ намерена в несколько раз увеличить максимальный штраф за управление транспортным средством без полиса ОСАГО – с 800 до 5000 руб.
Если такое повышение осуществится, то станет первым за более чем 20 лет существования института ОСАГО.
Новый штраф будет совсем немного не дотягивать до средней стоимости полиса (сейчас около 7,65 тыс. руб.).
Инициативу поддержали правительство, МВД и участники рынка, по данным которых до 10% российских водителей по-прежнему не страхуют свою гражданскую ответственность.
Впрочем, эксперты сомневаются в эффективности этой меры, настаивая, что штраф заработает только при использовании дорожных камер для проверки полисов. А это может случиться по данным «Ъ», не ранее осени 2026 года.
В пятницу 22 ноября комитет Госдумы по госстроительству рекомендовал принять в первом чтении законопроект о введении штрафа в размере 3000–5000 руб. за повторное управление автомобилем без ОСАГО.
Напомним, что штраф по ч. 1 ст. 12.37 КоАП (езда в период, не предусмотренный полисом, или передача управления водителю, не вписанному в договор) составляет на сегодня 500 руб. и 800 руб. по ч. 2 той же статьи (езда без действующего полиса).
Факт отсутствия полиса фиксирует инспектор после остановки транспортного средства.
При этом в законодательстве нет отдельного наказания за подобное нарушение, совершенное повторно в течение года.
Небольшая сумма штрафа (который чаще всего оплачивают со скидкой 50%) приводит к тому, что водители вовсе не страхуют гражданскую ответственность, объясняют авторы инициативы.
Это усложняет процедуру получения возмещения для потерпевших в ДТП и увеличивает число соответствующих судебных процессов. При этом нарушения в рамках ст. 12.37 КоАП входят в тройку самых распространенных, фиксируемых инспекторами. Как сообщает МВД, в 2023 году по ней было вынесено более 2 млн постановлений.
По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), без ОСАГО ездят 7–10% российских водителей (от 2,5 млн до 3,6 млн человек).
За девять месяцев 2024 года средняя стоимость ОСАГО составила 7,68 тыс. руб., что на 4,7% меньше, чем за аналогичный период в прошлом году (8,06 тыс. руб.).
Думский комитет по госстроительству в своем заключении отмечает, что размер штрафа не менялся с момента введения института ОСАГО и ответственности в КоАП в 2002 году, что «с учетом экономических факторов, а также установления возможности оплаты штрафа в размере 50% существенно повлияло на практику применения статьи».
Правительство ранее поддержало концепцию законопроекта.
В РСА законопроект также поддержали, но подчеркнули, что новое наказание будет эффективным только при фиксации нарушения с помощью автоматических камер.
Введение такого механизма обсуждается уже около десяти лет. В сентябре 2024 года представители МВД, ЦБ и страховщики вновь вернулись к этой теме на совещании в правительстве РФ. Перед полицией была поставлена задача до 1 ноября доложить о возможности проведения эксперимента по проверке полисов с помощью дорожных камер и рассылке предупреждений автовладельцам через портал госуслуг – пока без штрафа.
МВД на запрос «Ъ» об эксперименте не ответило.
В начале ноября МВД предлагало проверять полисы не у всех автомобилей, попавших в поле зрения камеры (для этого требуются очень большие технологические мощности), а только у тех, кто уже совершил нарушение ПДД, и штраф в электронном виде направлен на портал госуслуг.
В этом случае участие ГИБДД в пилоте не требуется, потому что весь массив данных о штрафах есть у Минцифры, которому нужно будет лишь придумать формат рассылаемых уведомлений.
Концепцию поддерживали в Минцифры и ЦБ, однако страховщики настаивают на поголовной проверке всех машин. Также в полиции считают, что перед запуском «пилота» нужно доработать Национальную страховую информационную систему (НСИС, «дочка» Банка России), где с 1 октября 2024 года хранятся все сведения о полисах ОСАГО. Глава НСИС Николай Галушин заявил, что «технически все готово».
Для запуска пилота также потребуется нормативный акт (например, постановление правительства), где пропишут все нюансы и правовые основания для эксперимента.
В ЦБ ситуацию прокомментировали «Ъ» так: «Проведение эксперимента предполагает надлежащее взаимодействие МВД, Минцифры России и НСИС. Банк России в силу своих компетенций готов оказать содействие и поддержку в решении вопросов, которые могут возникнуть во время реализации проекта».
Штрафы за отсутствие ОСАГО можно будет выносить с помощью камер не ранее октября 2026 года, считают в МВД: перед сопряжением с НСИС тоже потребуется модернизировать полицейскую систему «Паутина» (к ней подключены все камеры).
Николай Галушин также говорит о необходимости внесения дополнительных поправок к КоАП, чтобы штраф за отсутствие полиса приходил не чаще чем раз в день. Такой законопроект в ГД уже внесен и поддержан Минфином.
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков ранее обращался в правительство РФ с просьбой ускорить отладку автоматической проверки ОСАГО, в том числе потому, что ГИБДД с 1 марта 2025 года перестанет проверять полисы при регистрации автомобилей. Соответствующий закон уже принят, страховщики ранее выступали против данных поправок.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин уверен, что и повышенные штрафы не заставят автовладельцев купить полис.
Он считает, что: «Автомобилисты игнорируют ОСАГО прежде всего из-за дисбаланса между размером выплаты и существующими тарифами. Когда страховые компании в середине 2010-х платили суммы, достаточные для ремонта, проблемы массового отказа от ОСАГО не существовало. Страховому лобби нужно начать с повышения стоимости запчастей и работ в справочниках РСА (по которым рассчитываются выплаты) до рыночного уровня. Сейчас они занижены в среднем втрое относительно реальных цен».
P.S. Повышение штрафа за отсутствие полиса ОСАГО при реальной невозможности отремонтировать авто по существующим страховым выплатам похоже, может свестись к очередной кампании, вместо кардинального решения проблемы…
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.