Система полного контроля всех поездок ЦОДД распространится с Москвы на 16 регионов ЦФО
25 ноября 2019
За водителями 16 регионов Центральной России будут следить 5000 комплексов фотофиксации нарушений
Александр Климнов, фото avtoremont18.ru, stroi.mos.ru
Более чем ₽200 млн по данным «Ъ» планируют столичные власти потратить на развертывание масштабной системы по контролю проезда всех транспортных средств на территории Центрального федерального округа (ЦФО). Такая система уже действует на территории Москвы и Подмосковья, а теперь при поддержке столичного Центра организации дорожного движения (ЦОДД) к ней планируют подключить еще 16 регионов ЦФО. После внедрения системы властям будет доступен контроль в онлайн-режиме «всех перемещений» более чем 16 млн ТС зарегистрированных на указанной территории. Такая буквально тотальная слежка за автомобилистами, как утверждают в мэрии Москвы, просто необходима, чтобы бороться с угонщиками и нарушителями, а также для «анализа транспортных потоков».
Как следует из информации на сайте госзакупок в тендере ЦОДД на «разработку, внедрение и сопровождение единой сквозной системы перехвата и розыска транспортных средств» победило Московское ООО «Стандартпроект». Если максимальная цена контракта составляла ₽204,4 млн, то компания-победитель внедрит систему «всего» за ₽202,3 млн. В ЦОДД рассчитывают, что на создание и внедрение системы уйдет не более полугода.
Данную систему, которая позволяет отслеживать передвижение всего автотранспорта на территории ЦФО еще в октябре 2019 года презентовал вице-мэр Максим Ликсутов. Он рассказал: «У нас уже есть функционал, увязывающий камеры Москвы и Московской области, что дает возможность правоохранительным органам видеть, как перемещается личный транспорт между двумя субъектами. Мэр Москвы поддержал предложение МВД России распространить эту систему на весь ЦФО». Соответственно полиция получит функционал «мгновенного отслеживания всех перемещений в онлайн-режиме». Г-н Ликсутов дополнительно пояснил: «А нам это позволит видеть всю матрицу корреспонденций и понять, как передвигаются автомобили из Московской области и других регионов в Москву».
По данным «Ъ» московская сеть фотофиксации нарушений на сегодня включает более 2,5 тыс. камер, которые каждые сутки фиксируют проезд более 100 млн автомобилей. Соответственно в Московской обл. (МО) действуют свыше 1,2 тыс. таких камер.
Пресс-служба ЦОДД разъясняет: «В подавляющем большинстве случаев преступники при подготовке и совершении преступлений используют транспортные средства. Объединенная система доступа к информации о проездах в Москве и Московской области позволила снизить количество краж, повысить раскрываемость преступлений. За последние четыре года использование систем фотовидеофиксации помогло снизить количество угонов в три с половиной раза».
Будущая система перехвата и розыска транспортных средств в ЦФО объединит в общей сложности 16 регионов и более 5 тыс. комплексов фотофиксации нарушений. Отметим, что на территории округа, по данным ГИБДД на начало 2019 года, зарегистрировано более 16 млн транспортных средств.
В ЦОДД добавили: «Система позволит также автоматизировать взаимодействие оперативных служб, выявлять опасных водителей, контролировать международных и междугородних перевозчиков, получать полную аналитику передвижения автомобилей по ЦФО, контролировать грузовой транспорт». Соответственно, все региональные управления ГИБДД в рамках новой системы перейдут на единое программное обеспечение (которое уже действует в Москве и МО) для вынесения штрафов с камер.
«Коммерсантъ» указывает (ссылаясь в свою очередь на данные kartoteka.ru), что 90% ООО «Стандартпроект» принадлежит Алле Билая, а остальные 5-процентные доли, соответственно, Григорию Панаэктову (гендиректор компании) и Дмитрию Калашникову. Госпожа Билая также выступает владельцем ООО «Технический консалтинг» и гендиректором компании «Эффективные правовые решения». У «Стандартпроекта» имеется ряд действующих контрактов с ЦОДД, например, по обслуживанию системы камер (на ₽40 млн) и по «модернизации информационной системы обеспечения деятельности Московской административной дорожной инспекции» (на ₽264 млн).
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов подтверждает, что существующая система слежения уже помогает эффективно бороться с угонами и преступностью в Москве: «Но водители должны понимать, что за ними будут следить, данные будут записываться. Вопрос в сохранности этих сведений». Г-н Шкуматов уверен, что впоследствии данный опыт наверняка будет распространен на территорию всей страны, что может быть связано с планами властей по внедрению единой системы электронного обжалования штрафов ГИБДД.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков также уверен, что столичные власти, начав внедрение межрегиональной системы слежки за транспортом, уже вышли за рамки своих полномочий. Так он заявил: «Они вторгаются в сферу, затрагивающую интересы почти 20 регионов. Это явно задачи федерального центра. Тем более что речь идет о хранении информации о проездах миллионов автомобилей. Такими системами, связанными с обеспечением безопасности, должны заниматься исключительно силовые органы. Я направлю запрос в Генпрокуратуру для проведения проверки».
P.S. Снижение преступности – это, конечно, хорошо, но вот все же хотелось бы увидеть более детально эти самые «цифры повышения раскрываемости», а про остальное отлично сказал депутат Лысаков… P.P.S. Снижение количества угонов в 3,5 раза должно было бы «по идее» привести к кардинальному снижению тарифов по КАСКО, так? А вот произошло это реально? Или вся сверхприбыль за счет снижения объемов выплат за «не угнанные» авто легла исключительно «на карман» страховщиков, а потом «испарилась» как и прочие страховые сборы как об этом говорит тот же В.Лысаков. Насчет же сохранности данных также хочется поддержать г-на Шкуматова: данные собираются, конечно, для нашей пользы – ну а кто отвечает за причинение вреда гражданам при сливе их личных данных на черный рынок? Не имеет ли здесь места подмена одного вида преступности другим – вместо угонов и прочих нарушений (о снижении каковых радостно рапортуют чиновники) и которые хоть как-то пресекаются, растут преступления «электронного типа» (о росте которых статистика говорит весьма красноречиво, но что-то не особо слышно об ужесточении наказаний и повышении эффективности раскрытия таких преступлений), перед которыми даже искушенные в законах законопослушные граждане оказываются беззащитными? Скажут – это две разные проблемы, но все ведь понимают, что одно непосредственно вытекает из другого. Еще раз повторю: сперва необходимо обеспечить полную гарантию сохранности данных собираемых с граждан вне зависимости от их степени «опасности», а потом уже распространять на них «опережающими темпами» действие т.н. «передовых» технологий.
Загрузка