Стартовала социальная кампания «Расставь приоритеты!»

Стартовала социальная кампания «Расставь приоритеты!»

23 июня 2022


На пресс-конференции презентации кампании «Расставь приоритеты!» были раскрыты планы по работе ряда государственных органов и общественных организаций по дальнейшему снижению аварийности и смертности при ДТП


автор

Александр Климнов, фото автора


Сегодня 23 июня 2022 года в Пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция посвященная началу всероссийской социальной кампании «Расставь приоритеты!».
Zastavka_1.jpg
Данная кампания, направленная на привлечение внимания населения к проблематике дорожнотранспортного травматизма на перекрестках в Российской Федерации, проходит в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги» при поддержке Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации.
SAM_3737.jpg
Ключевыми спикерами выступили:
Kuzin.jpg
заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации генерал-майор полиции Владимир Кузин;
Korolev.jpg
Генеральный директор ФКУ «Дирекция программы ПБДД» Игорь Королев;
SAM_3700.jpg
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Юлия Костыряченко;
SAM_3722.jpg
Генеральный директор Автономной некоммерческой организации «Центр по пропаганде безопасности движения на транспорте «Движение без опасности»», член Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации Вадим Мельников.
SAM_3731.jpg
Фокус проблематики социальной кампании «Расставь приоритеты!» сконцентрирован на формировании культуры соблюдения правил безопасности дорожного движения, как органической составляющей поведения всех участников дорожного движения. Кампания проводится в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги» с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий, связанных с нарушением ПДД на перекрестках. Организаторы – Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России при поддержке Министерства просвещения и Министерства транспорта Российской Федерации.

Согласно данным официальной статистике Госавтоинспекции за 2021 год девять из ДТП были совершены из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств. При этом на перекрестках по итогам 2021 года произошло 30% ДТП.

Отмечается снижение на 8,3% (40 199 случаев) количества ДТП на перекрестках по сравнению с 2020 годом, в таких ДТП погибли 2258 человек (–5,29%) и получили ранения 52 803 (–9,48%) человека.

Но, несмотря на положительную тенденцию, проблема гибели людей на дорогах остается острой, и для ее решения профильные федеральные министерства и ведомства предпринимают комплексные меры, включая проведение просветительских социальных кампаний на федеральном и регионом уровнях. Основная идея кампании – развивать безопасное дорожное пространство за счет роста ответственности и понимания рисков на перекрестках. Основной посыл кампании заключается в том, что необходимо четкое соблюдение правил очередности или иначе приоритетности движения на перекрестке. Каждый участник дорожного движения, а в особенности водитель, должен знать и соблюдать правила приоритетности движения на перекрестке – и задача Кампании напомнить об этом всем участникам дорожного движения. Информационная поддержка кампании «Расставь приоритеты!» осуществляется на федеральном и региональном уровнях и включает в себя все каналы коммуникации – СМИ, интернет-издания, социальные медиа, аудио и видеоролики, обучающие материалы.
SAM_3708.jpg
В рамках реализации проекта в летний и осенний периоды текущего года в 15 регионах России пройдут мероприятия в онлайн и офлайн форматах с максимально широким охватом участников дорожного движения: Нижегородская область, Республика Башкортостан, Республика Калмыкия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Адыгея, Брянская область, Псковская область, Костромская область, Республика Мордовия, Челябинская область, Новосибирская область, Республика Алтай, Иркутская область, Хабаровский край, Приморский край.
SAM_3711.jpg
По решению Госавтоинспекции, кампания этого года сконцентрируется на работе именно в этих субъектах, поскольку по итогам 2021 года в них наблюдается наибольшее количество ДТП на перекрестах. На этапе подготовки проведения кампании «Расставь приоритеты!» был разработан комплекс тематических обучающих и пропагандистских мероприятий специально для каждой из групп целевой аудитории: водителей, будущих водителей, пешеходов, родителей и детей. В каждом регионе проведения кампании запланировано более 130 мероприятий. Семинары, тренинги, консультации, игровые механики и прочие форматы будут применены в местах наибольшего сосредоточения участников дорожного движения, включая автошколы и АЗС, остановки общественного транспорта, парки, транспортные предприятия и торгово-развлекательные центры, образовательные организации и детские оздоровительные лагеря.
Большое внимание будет уделено работе с детьми. Планируется участие не менее тысячи детей в возрасте от 5 до 14 лет в каждом из 15 регионов проведения кампании. Работа с детьми предполагает их обучение основам правил дорожного движения, которое будет проводиться как на базе детских садов и общеобразовательных организаций, так и в рамках отдельных проектов. В качестве примера по вовлечению детской аудитории в изучение правил безопасного пересечения перекрестков станут видеоспектакли или живые постановки с элементами иммерсивного и игрового воздействия, проведение командных игр, конкурсов, лекций и семинаров.
SAM_3749.jpg

Г-н Мельников представил набор сувениров для раздачи молодежи со светотражающими элементами

Запланировано также проведение совместных групповых просмотров фильмов по тематике обеспечения безопасности дорожного движения, с последующим обсуждением выводов и основных идей с детьми.
SAM_3712.jpg
По итогам реализации кампании будет проведено исследование на предмет эффективности кампании и принято решение о дальнейшей работе в масштабе всей страны.
SAM_3743.jpg

Для повышения заинтересованности аудитории организаторы кампании применили даже «карнавальный» метод с наряженным в форму регулировщика 1930-х статистом

В рамках стартовавшей всероссийской социальной кампании «Расставь приоритеты», которая стартует в стране, организаторы подготовили видеоролик, призывающий соблюдать приоритетность проезда перекрестков.

Видеоролик социальной рекламы «Сказ о перепутье» длительностью 30 секунд появился в эфире федеральных телеканалов «Россия 1» и «Россия 24» с 1 июня. Ролик призван привлечь внимание широкой̆ аудитории к существующей проблеме травматизма в результате аварий на перекрестках, ее актуальности и опасности в современном мире.
Ролик объясняет успешное преодоление перекрестков благодаря верному выбору, оценке ситуации и правильным действиям водителя. Главная задача ролика – наглядно через знакомые персонажи русских сказок показать правила поведения водителей и пешеходов на перекрестках.

Перекресток – это точка конфликта различных участников движения, место, где пересекаются их интересы. При этом пересечение перекрестка как водителями, так и пешеходами является каждодневной, бытовой ситуацией.

Видеоролик «Сказ о перепутье» кампании «Расставь приоритеты» транслируется на телеканалах «Россия 1» и «Россия 24» в летний и осенний период.

Заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, генерал-майор полиции, Владимир Викторович Кузин: «Показатели статистики объективно говорят об эффективности реализуемых мер, направленных на безопасность дорожного движения. Но статистика также говорит о том, что около трети всех ДТП происходит на перекрестках. Детальный анализ автоаварий на пересечении дорог показывает нам, что чаще всего причиной ДТП является несоблюдение очередности проезда перекрестков водителями. Уверен, что мы можем существенно повлиять на данные статистики аварийности, пропагандируя неукоснительное соблюдение каждым участником дорожного движения правил приоритета пересечения перекрестков. Каждый должен «Расставить приоритеты!». Именно так названа масштабная социальная кампания 2022 года, задачами которой является доведение до водителей и пешеходов основных правил поведения на перекрестках, выполнение которых способствует сохранению жизни и здоровья всех участников дорожного движения. Соблюдение приоритетов – это иллюстрация высокой культуры поведения, ответственности, вежливости, организованности участников дорожного движения. Все вместе мы изменим ситуацию и добьемся нашей общей цели – безаварийного движения по дорогам нашей страны!».

Чтобы избежать ДТП, необходимо четкое соблюдение правил очередности, то есть приоритетности движения на перекрестке. Каждый участник дорожного движения, особенно водитель, должен знать и соблюдать правила приоритетности движения на перекрестке, и задача кампании – напомнить об этом всем участникам дорожного движения.

Аналитическая справка: по статистической информации о состоянии аварийности на перекрестках за 2021 год в Российской Федерации на основе данных Госавтоинспекции МВД РФ, а также включены выводы по социологическому исследованию, проведенному в апреле 2022 года в рамках социальной кампании «Расставь приоритеты!». Исследование было реализовано обществом с ограниченной ответственностью «Движение без опасности» (далее – ООО «ДБО») совместно с аналитическим центром (далее – АЦ) «НАФИ». В заключительной части справки приводится информация о факторах, оказывающих влияние на риск возникновения предаварийных и аварийных ситуаций на перекрестках.

Список сокращений:
ДТП – дорожно-транспортное происшествие;
БДД – безопасность дорожного движения;
ПДД – Правила дорожного движения Российской Федерации;
СВЭ – световозвращающие элементы;
АППГ – аналогичный период прошлого года.

По данным официальной статистики аварийности в 2021 году на российских дорогах было зафиксировано 40 199 ДТП на перекрестках, что составило 30,2% от всех ДТП в которых погибли или пострадали люди за данный период. Погибло 2258 человек и еще 52 803 человека получили ранения. Относительно аналогичного периода прошлого года (далее – АППГ не показывается) показатели сократились: на 8,3% по количеству ДТП на перекрестках, на 5,3% по количеству погибших и на 9,5% пострадавших. Наибольшая доля ранений пришлась на участников дорожного движения в возрасте от 31 года до 60 лет – 46,6%, а на молодежь от 16 до 30 лет – 30,7%. Большая часть ДТП на перекрестках была зафиксирована в пределах городов и населенных пунктов – 88,4% или 35 520 ДТП (–8,7%), а вне их – 11,6% или 4679 ДТП (–5,4%).

На регулируемых перекрестках было зарегистрировано 14 808 случаев происшествий (–8,1%), в которых погибло 457 человек (–13,3%), 19 781 человек получили ранения (–9,8%). На нерегулируемых – 25 391 ДТП (–8,4%), в которых погиб 1801 человек (–3%), 33 022 получили ранения (–9,3%). Из погибших на перекрестках 30,5% были пешеходами (688 случаев, в то время как ранения получили 9422 человека). На ДТП с участием велосипедистов пришлось 66 случаев их гибели, а 1593 человека получили ранения. В более чем 90% ДТП вина была признана за водителями транспортных средств: 90,6% на регулируемых и 91,7% на нерегулируемых перекрестках. На перекрестках с участием детей-пассажиров до 16 лет произошло 2485 ДТП (–8,2%), в которых погибло 45 детей (+55,2%) и 2876 получили ранения (–7,6%). На перекрестках было зафиксировано с участием детей-пешеходов до 16 лет 1762 ДТП (+6,98%), погибло 35 детей (+52,2%) и еще 1808 получили ранения (+6,9%).

Пять наиболее распространенных типов нарушений, совершенных водителями при пересечении перекрестков:
Несоблюдение очередности проезда – 16 285 ДТП (–13%), 723 погибших (–10,3%) и 23 489 пострадавших (–14,1%;
Нарушение правил перехода пешеходного перехода – 4920 ДТП (–11,7%) со 181 погибшим (–11,3%) и 4994 пострадавших (–12,1%;
Нарушение требований сигналов светофора – 3262 ДТП (–6,21%) с 101 погибшим (–1,9%) и 4737 пострадавшим (–9,2%);
Неправильный выбор дистанции – 3078 ДТП (–9,9%) со 120 погибшими (–20%) и 4110 пострадавшими (–11,6%);
Несоответствие скорости конкретным условиям движения – 2420 ДТП (+71,3%) с 282 погибшими (+97,2%) и 3024 пострадавшим (+72,7%).
Пять наиболее распространенных нарушений, совершенных пешеходами при пересечении перекрестков:
Переход через проезжую часть вне пешеходного перехода в зоне его видимости, либо при наличии в непосредственной близости подземного (надземного) пешеходного перехода – 899 ДТП (–13,3%), 132 погибших (–13,2%), 803 раненых (–12,1%);
Неподчинение сигналам регулирования – 758 ДТП (+0,4%), 74 погибших (–13,95%), 710 пострадавших (+1,1%);
Переход через проезжую часть в неустановленном месте (при наличии в зоне видимости перекрестка) – 322 ДТП (–16,8%), 56 погибших (–3,5%), 277 пострадавших (–20,9%);
Нахождение на проезжей части без цели ее перехода – 135 ДТП (–6,3%), 46 погибших (+15%), 91 пострадавший (–18,8%);
Передвижение по проезжей части на скейтборде (роликовых коньках и т.д.) – 56 ДТП (–1,9%), 1 погибший (–42,9%), 57 пострадавших (+42,5%).

Основные выводы социологического исследования, проведенного в апреле 2022 года в рамках проведения социальной кампании «Расставь приоритеты!»
Социологическое исследование, посвященное выявлению поведенческих практик среди водителей и пешеходов при пересечении перекрестков, было проведено в апреле 2022 года ООО ДБО совместно с АЦ «НАФИ». Выборка составила 2350 респондентов, среди которых были представлены водители, пассажиры и пешеходы в возрасте от 18 и до 55 и более лет. Результаты исследования подтвердили и дополнили данные официальной статистики аварийности за 2021 год. Значительное внимание было уделено выявлению уровня осведомленности среди водителей и пешеходов о положениях ПДД, касающихся правил пересечения перекрестков, а также о культуре соблюдения БДД среди различных участников дорожного движения.

Общие выводы по регулируемым перекресткам: 57% водителей практикуют проезд перекрестков на желтый немигающий сигнал транспортного светофора. 76% водителей отметили, что наблюдали опасные ситуации на перекрестках, а 46% были свидетелями дорожно-транспортных происшествий на них.

Общие выводы по нерегулируемым перекресткам: 38% опрошенных, подъезжая к нерегулируемому перекрестку по главной дороге, не снижают своей скорости движения. 34% водителей отметили, что не уступали дорогу другим транспортным средствам на нерегулируемых перекрестках, лишь позднее понимая, что должны были это сделать. Повороты направо и налево: Почти каждый пятый водитель (19%) осуществляет разворот на перекрестке не из крайней левой полосы движения. 42% опрошенных стараются «проскакивать» перед встречным ТС при поворотах налево или совершении разворотов.
Формы небезопасного поведения водителей на перекрестках: 41% водителей начинают движение сразу после включения разрешающего сигнала транспортного светофора, если они стоят первыми на перекрестках. 55% водителей после включения разрешающего сигнала транспортного светофора начинают движение сразу, находясь в ситуации недостаточной видимости. 52% опрошенных не проверяют обзор в правом боковом зеркале при повороте направо, а 46% не смотрят за передние боковые стойки кузова автомобиля. 35% водителей отвлекались на телефон, разговоры или иные факторы (например, еду или напитки) при проезде перекрестка за последний год, а 34% проезжали нерегулируемый перекресток, не обратив внимание на дорожные знаки, указывающие на очередность проезда.

Субъективное восприятие нарушений ПДД пешеходами на перекрестках: 50% пешеходов переходят перекрестки по удобной для них траектории, минуя пешеходные переходы. 46% опрошенных пересекают регулируемый перекресток «по диагонали». 34% пешеходов переходят дорогу на красный свет пешеходного светофора, если поблизости отсутствуют автомобили. 72% опрошенных попадали в ситуации, которые были крайне опасны, но впоследствии не привели к ДТП. 20% пешеходов считают, что переходить перекресток допустимо вне пешеходного перехода, если движение транспортных средств не интенсивно.

Формы небезопасного поведения пешеходов на перекрестках: 69% пешеходов не используют СВЭ в тёмное время суток или при плохой видимости, когда двигаются по обочине или переходят дорогу в населенном пункте, вне населенного пункта – 64%. 43% отмечают, что отвлекаются на телефоны и другие гаджеты, когда переходят пешеходный переход. 51% завершают пересечение проезжей части, когда загорается красный свет пешеходного светофора.
Уровень осведомленности водителей о правилах проезда перекрестков: 56% водителей не знают о том, что проезжать перекресток на желтый немигающий сигнал светофора, согласно ПДД, запрещено. 31% водителей стараются успеть пересечь перекресток на желтый немигающий свет светофора, если есть большой поток транспортных средств. 29% опрошенных не знают правило «помехи справа», что наиболее критично при пересечении нерегулируемого перекрестка. 26% водителей не могут с уверенностью ответить на вопрос об очередности проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог, а 24% об очередности проезда на нерегулируемых перекрестках, при смене направления главной дороги. 11% водителей отметили, что не знают о необходимости движения по правому краю проезжей части дороги, когда нужно повернуть направо.

Уровень осведомленности пешеходов о правилах перехода проезжей части дороги на перекрестках: 40% пешеходов не знаю о том, что должны двигаться вдоль линий тротуаров или обочин, согласно ПДД, есть пешеходные переходы отсутствуют. Почти пятая часть опрошенных (19%) в случае отсутствия поблизости автомобилей, готовы переходить регулируемый переходный переход на красный свет пешеходного светофора. 32% пешеходов не знают о том, что переходить перекресток «по диагонали» можно только в случаях, когда нанесена специальная разметка. 76% опрошенных не знают, как правильно переходить дорогу, согласно ПДД РФ, если пешеходные переходы отсутствуют. 49% пешеходов не знают о том, какие рекомендации указаны в ПДД в отношении ношения СВЭ. 75% используют различные способы коммуникации, чтобы дать понять другому участнику движения о том, что ему уступают дорогу: 52% с помощью жестикуляции, 21% стараются установить зрительный контакт с другим пешеходом или водителем.

Факторы, способствующие нарушению ПДД и небезопасному поведению и приводящие к ДТП на перекрестках: Только 8% опрошенных водителей попадали в ДТП на перекрестках, а 39% были в опасных ситуациях, которые могли привести к происшествию. 19% водителей утверждают, что перекресток не является опасным местом на дороге. 26% водителей разделяют мнение, что на регулируемом перекрестке не нужно уступать дорогу тем, кто не соблюдает ПДД. 64% водителей отметили, что в их населенном пункте регулярно встречаются конфликты на перекрестках. 61% указывают, что существует проблема с дорожными знаками – они отсутствуют или же плохо видны на перекрестках. 67% водителей считают, что главной причиной происшествий на перекрестках является невнимательность пешеходов, а 78% пешеходов называют в качестве причины невнимательность водителей.

Среди основных факторов, способствующих увеличению риска возникновения аварийных и предаварийных ситуаций, выделяются: Устройство дизайна перекрестка – отсутствие островков безопасности, разделительных барьеров, градусы углов закруглений тротуаров (чем более острый угол, тем медленнее поворот, но возникает риск наезда на пешеходов, если водитель не сбросил скорость перед маневром), наличие помех для видимости (в т.ч. из-за боковых стоек кузова автомобиля), неудобное расположение дорожных знаков или светофоров (отсутствие их видимости из-за ветвей деревьев, деформированные знаки и т.д.), излишне широкие или слишком узкие полосы движения, отсутствие видимой разметки там, где она должна быть и т.д.

Интенсивность потоков – сюда включаются потоки как транспортных средств, так и пешеходов, велосипедистов, иных участников дорожного движения. Места пересечений отмечаются как конфликтные точки – чем больше пересечений различных потоков через них проходит, и чем больше таких точек, тем сложнее и опаснее перекресток. Видимость перекрестка и слепые зоны транспортных средств – наиболее опасны при совершении поворотов транспортными средствами, а также при начале движения в любых направлениях по перекрестку, если водитель не может точно знать, завершили ли другие автомобилисты пересечение зоны перекрестка (см. выводы по социологическому исследованию). Особенности поведения участников дорожного движения – нормы поведения, привычки, стремление как можно скорее пересечь зону перекрестка, движение по «удобным», а не безопасным траекториям и т.д.

Опасности и субъективные ошибки, с которыми сталкиваются водители при пересечении перекрестков: Непредставление приоритета движения другим участникам дорожного движения; Наличие помех для обзора зоны перекрестка, в т.ч. из-за стоящего на соседней полосе движения транспортного средства; Начало движения в первые секунды загоревшегося разрешающего сигнала транспортного светофора; Пересечение перекрестка в последние секунды разрешающего сигнала транспортного светофора или на мигающий желтый сигнал, при отсутствии вынужденного пересечения зоны перекрестка на запрещающий сигнал регулировщика (водители обязаны покидать зону перекрестка); Отсутствие привычки проверять видимость других участников дорожного движения в боковых зеркалах при совершении поворотов; Попадание других участников дорожного движения в слепые зоны транспортного средства; Выбор неверной траектории движения при совершении поворотов; Выезд на край перекрестка в тех случаях, когда это запрещено ПДД РФ; При встраивании в поток – медленный набор скорости, соответствующей трафику движения; Возникновение трудностей с контролем нескольких потоков движения;

Другие причины: плохое состояние дорожного полотна, неблагоприятные дорожные условия, отсутствие или слабое освещение перекрестка, утомление водителя и иное.

Опасности и субъективные ошибки, с которыми сталкиваются пешеходы при пересечении перекрестков: Привычка переходить зону перекрестка «по диагонали»; Необходимость внимательно осматривать зону перекрестка перед его пересечением; Ожидание возможности пересечения перекрестка, стоя на краю закруглений тротуара; Риски остановки транспортных средств непосредственно на разметке пешеходных переходов; Отсутствие островков безопасности в зоне перекрестка; Движение по угловой траектории по отношению к пешеходному переходу с выходом на проезжую часть; Отсутствие привычки спешиваться с велосипедов, электросамокатов и иных устройств при пересечении пешеходных переходов; Попадание в слепую зону автомобиля при пересечении перекрестка; Другие причины: неблагоприятные погодные условия, отсутствие или слабое освещение, игры на проезжей части и иное.

P.S. На мой вопрос о «переформатировании сознания пешеходов» в связи с развитием проектов беспилотных транспортных средств (в частности проезда ими перекрестков с напряженным транспортным потоком – авт.) г-н Кузин ответил, что эксперимент, проводимый с участием автоматизированных транспортных средств при наличии в них оператора продлен до конца года, а, в принципе, развитие данной проблематики ведется во всех развитых странах мира…

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

С 1 апреля правила получения российских водительских прав для ряда российских граждан и иностранцев заметно изменятся

С 1 апреля правила получения российских водительских прав для ряда российских граждан и иностранцев заметно изменятся

С апреля сдать на права некоторым гражданам РФ будет заметно сложнее, а иностранцев обяжут поменять их на российские

29.03.2024

В «Крокус сити холле» произошел теракт

В «Крокус сити холле» произошел теракт

По данным следственного комитета РФ жертвами теракта в «Крокус сити холле» стали 133 человека, включая 3 детей

22.03.2024

Зимняя резина ушла по весне

Зимняя резина ушла по весне

В марте закончился период обязательного использования шипованной резины или «липучки» на легковых машинах и LCV

03.03.2024

ОСАГО добавили краткосрочности

ОСАГО добавили краткосрочности

Со 2 марта договор ОСАГО можно будет заключать на срок от одного дня до 3 месяцев

01.03.2024

Депутаты отказали в компенсации по ОСАГО ущерба от упавших сосулек и деревьев

Депутаты отказали в компенсации по ОСАГО ущерба от упавших сосулек и деревьев

ГД не рекомендовали принимать закон о возмещении в рамках ОСАГО автовладельцам ущерба причиненного третьими лицами

21.02.2024

В Подмосковье оценили парковку у мусорных баков от 5000 рублей

В Подмосковье оценили парковку у мусорных баков от 5000 рублей

За парковку у площадок для сбора отходов в Московской области грозит штраф от 5 до 30 тысяч рублей

14.02.2024

Светофоры с биометрическими камерами для штрафования пешеходов желательны, но пока не готовы

Светофоры с биометрическими камерами для штрафования пешеходов желательны, но пока не готовы

Эксперт Шапарин оценил введение светофоров с фиксацией нарушений ПДД пешеходами как далекую перспективу

30.01.2024

Возврат к списку