Столичные власти станут бороться с децибеллами на улицах сертифированной камерой-шумомером «Эфир»
27 января 2025
Московские власти готовятся к внедрению дорожных камер-шумомеров «Эфир», измеряющих уровень шума мотоциклов и автомобилей
Александр Климнов, фото bvdsshop.ru, dzen.ru, fedpress.ru
В январе, как пишет «Ъ», завершилась сертификация нового комплекса «Эфир» с четырьмя направленными микрофонами – они должны выявлять в потоке транспортные средства с громыхающей музыкой или ревущей выхлопной системой.
Штраф для нарушителей составит от 5000 до 30 000 руб.
Впрочем, предельный уровень шума еще предстоит установить региональным властям, а для того чтобы начать штрафовать водителей по данным, полученным от новых автоматических камер, понадобится и принятие поправок к федеральному КоАП.
До этого столичные власти будут искать «оптимальные» места для установки приборов нового типа.
Приказом Росстандарта №51 от 14 января комплекс «Эфир», измеряющий уровень шума с видеофиксацией проезда транспортного средства, официально утвержден в качестве «типа средства измерения».
В Росстандарте пояснили: «По итогам проведенных испытаний установлено, что устройство предназначено для измерения уровня шума, значений и текущего времени, навигационных параметров и определения на их основе координат местоположения комплекса. Факт утверждения типа средства измерений позволяет применять его в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при условии прохождения поверки».
Столичный вице-мэр Максим Ликсутов заявил: «Новый комплекс позволит снизить шум на московских дорогах и повысить комфорт жизни в городе» (с чем можно только согласиться – авт.).
Столичные власти начали разработку системы контроля чрезмерно шумных машин и мотоциклов в 2021 году по поручению мэра Сергея Собянина.
Господин Собянин при этом ссылался на жалобы граждан, призывая к борьбе с «отмороженными автомобилистами, гоняющими без глушителей и с громкой музыкой» по ночам.
Тогда же ЦОДД Москвы разработал прототип камеры с направленными микрофонами, протестировав новинку на городских улицах (в том числе в районе Чистых прудов).
Затем комплекс проходил сертификацию, продлившуюся более трех лет.
В декабре 2024 года в интервью «Ъ» глава ЦОДД Михаил Кизлык, комментируя скорое появление прибора, вновь упомянул про «любителей подрифтовать или послушать громко музыку» и подчеркнул: «Запрос на такие камеры у населения есть».
Разработчиком «Эфира», следует из приказа Росстандарта, выступает московская «ИТБ Софт».
По данным kartoteka.ru 99% «ИТБ Софт» принадлежат компании «Интеллектуальные транспортные системы», которая, в свою очередь, ранее выступала подрядчиком структур мэрии Москвы.
В частности, для «Администратора московского парковочного пространства» она создавала информационную систему, для ЦОДД – систему мониторинга речного транспорта. На запрос «Ъ» в компании не ответили.
Прибор «Эфир» весом 12 килограммов, представляет собой камеру с четырьмя направленными микрофонами.
В документации сказано, что комплекс одновременно принимает и обрабатывает информацию с микрофонов и видеомодуля, определяя источник повышенного шума «на основе анализа фазового сдвига по пикам уровней».
Диапазон измерения громкости звука от 60 до 120 дБ.
В Росстандарте рассказали, что комплексы с подобным функционалом уже есть, например, прибор под названием «Смарт-шлюз М1» (разработчик белгородская компания «Смарт-сити» ранее уже разрабатывала камеры типа Sova, используемые в Москве для контроля парковки).
В ведомстве отметили: «Показатели точности [измерения уровня шума] у комплекса «Эфир» выше, чем у других комплексов».
На данном этапе, по словам Максима Ликсутова, прошедший сертификацию комплекс будет применятся только для тестирования, мониторинга и подбора «оптимальных мест для установки».
Для того что начать штрафовать на основе полученных данных нарушителей, нужны поправки к КоАП РФ.
Такой законопроект внесен Мосгордумой (в рамках поручения Сергея Собянина) в Госдуму и принят в первом чтении 20 июля 2023 года.
Поправки наделяют власти субъектов правом устанавливать штрафы от 5000 до 30 000 руб. за нарушение норм шума, которые затем зафиксируют отдельным документом на региональном уровне.
В ходе обсуждения документа у депутатов возникли вопросы к технологии фиксации нарушений.
Парламентарии, в частности, говорили о риске ошибочных штрафов, когда машины следуют в плотном потоке.
Коммунист Алексей Куринный сетовал на то, что ГД принимает «виртуальный закон», не понимая, как и чем будет измеряться шум транспорта.
Поправки ушли на доработку ко второму чтению и с тех пор находятся без движения.
В разработке новой редакции, по данным «Ъ», участвуют столичные власти.
После внесения изменений в кодекс, пояснили в ЦОДД, столичные власти утвердят «нормативно-правовой акт», в котором запишут предельные уровни шума.
Сейчас, напомним, нормативы записаны в техническом регламенте Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств и равны 96 дБ для легковых автомобилей и мотоциклов.
На эти показатели ориентируется ГИБДД при проверке уровня шума с помощью ручных приборов, которыми инспекторы измеряют уровень шума у выхлопной трубы.
В августе 2024 года, например, сотрудники УГИБДД Санкт-Петербурга провели специальный рейд и выявили ряд нарушителей с нештатной выхлопной системой: спортбайк Kawasaki (99 дБ), Subaru Impreza (116 дБ), праворульная Toyota (99 дБ). Владельцы были оштрафованы на 500 руб.
Напомним, что при превышении уровня 96 децибелов нарушителя привлекают к ответственности по ст. 8.23 КоАП (эксплуатация автомобиля с превышением уровня шума).
Штраф составляет 500 руб., но еслиинспектор при этом фиксирует незаконное и несогласованное с ГИБДД изменение конструкции (например, установка нештатного глушителя), водителя накажут по ст. 12.5 КоАП.
Хотя она также предполагает штраф в 500 руб., но последствия более ощутимы для нарушителя.
Так, инспекторы выдают предписание вернуть транспортное средство в заводское состояние в течение десяти дней.
Если этого не сделано, то регистрацию аннулируют.
Управление таким транспортным средством чревато уже лишением прав.
Каким будет норматив для «Эфира», пока неизвестно, в ЦОДД ранее говорили, что будут утверждены отдельные дневные и ночные нормы.
Для поставки камер правительство Москвы проведет тендер, отметили в ЦОДД.
На вопрос «Ъ» о примерных сроках ввода в эксплуатацию приборов «Эфир» в центре ответили, что это зависит от сроков утверждения нормативно-правовой документации.
Эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман говорит: «Сложно прогнозировать, насколько корректно будет работать новая технология».
Он подчеркивает: «Главная проблема в том, что уже после фиксации "Эфиром" невозможно будет перепроверить, какая конкретно из машин в потоке была источником повышенного шума. По этой причине пока неясно, как на практике и на каком основании авто- и мотовладельцы будут обжаловать штрафы за шум, с которыми они не согласны».
Сайленсер, он же «флейта» позволяющий уменьшить шум от выхлопной системы двигателя мотоцикла
Кстати, еще в августе 2024 года лидер партии «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов направил к главе МВД РФ Владимиру Колокольцеву соответствующее обращение: «Прошу Вас, уважаемый Владимир Александрович, рассмотреть целесообразность введения требования по обязательной установке механической заглушки (сайленсера) на выхлопную систему мотоциклов».
P.S. Несомненный бич современной Москвы – «отмороженные автомобилисты [и мотоциклисты], гоняющие без глушителей и с громкой музыкой»! Любой москвич (кроме байкеров и хот-драйверов) подтвердит, что в городе давно пора вводить нормативы звуковой среды как это сделано в отношении качества воды и вредных веществ в атмосфере.
Кстати, в качестве наиболее оптимального места размещения приборов «Эфир» стоит предложить бессветофорную МСД, которую практически с открытия еще ее исходных частей типа СВХ облюбовали для ночных гонок отмороженные мотоциклисты на супербайках и прочие хот-драйверы на тюнинговых спорткарах с «прямотоками», для которых правило цивилизованных людей, гласящее: «моя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека» не писано! Так, что введение сайленсеров-флейт (для злостных нарушителей и принудительное), пожалуй, наиболее взвешенное на сегодня решение, наряду с камерами-шумомерами.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.