Таможня требует утильсбор за «свежие» импортные электромобили
28 апреля 2023
ФТС РФ стало рассылать «письма счастья» владельцам 3-летних электромобилей, требуя от них уплаты утилизационного сбора в размере 30–117 тыс. руб.
Александр Климнов, фото ok.ru, yandex.ru
Почему отменили льготу для электромобилей, и что будет, если не платить?
В конце апреля стало известно о новом требовании федеральной таможенной службы (ФТС РФ), хотя первые требования к владельцам электромобилей начали предъявлять еще в феврале.
Так, владельцы электромобилей, которые привезли их в страну из-за рубежа в статусе физических лиц, должны уплатить утилизационный сбор. Раньше это были «просто смешные» суммы в размере 3,4 тыс. руб. за новую машину и 5,2 тыс. руб. за «электричку» старше трех лет. Так, вот сейчас придется дополнительно выложить 32 тыс. руб. Подержанный же BEV» обойдется в 117 тыс. рублей. Новость крайне неприятная, особенно, если машина уже давно продана, но долг за нее придется платить.
Почему правила изменились?
Формально все дело в разъяснениях, которые дал Минпромторг для ФТС относительно того, как именно нужно рассчитывать утилизационный сбор для BEV. Министерство указало на то, что понижающие коэффициенты могут применяться только к автомобилям с двигателем внутреннего сгорания. А если такового не имеется в принципе, то нужно платить по полной таксе.
В письме Минпромторга РФ конкретно сказано: «Согласно положениям технического регламента, понятие “объем двигателя” применяется в отношении транспортных средств, оснащенных двигателем внутреннего сгорания. Учитывая, что транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой, не оснащены двигателем внутреннего сгорания, представляется целесообразным при расчете сумм утилизационного сбора в отношении таких транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, применять коэффициенты, предусмотренные пунктом 1 перечня».
Кого это касается?
Проблемы возникли у ряда категорий владельцев электромобилей. Прежде всего для тех, кто ввез в РФ электромобиль в последние три года самостоятельно и для личного использования. Сюда же примыкают и «перекупы», которые ввезли «элекрички» под видом физлиц, но сразу же их продали. Формально таможня требует плату с собственника, т.е. того лица, который оформлял все документы: СБКТС, ЭПТС и оплачивал Утилизационный сбор. Имя поставившего электромобиль на учет роли не играет. Отдельно такие письма «обрадуют» подставных владельцев, на которых оформлялись электромобили для доставки их в страну по серым и параллельным схемам.
Кому можно не волноваться? Тем, кто купил машину у дилера или юрлица, а так же тем, кто привез и растаможил машину ранее чем три года назад.
Что будет, если не платить? Суд и приставы. Других вариантов нет. Кроме того, еще и придется платить пени в размере 219 рублей в день за новую машину и 876 руб. за подержанную. В случае, если попадутся особенно принципиальные и исполнительные таможенники, есть риск аннулирования ЭПТС и вынесения запрета на регистрационные действия. Это самая болезненная часть, так как электромобиль просто превратится «в тыкву». Ни ездить, ни продать его будет нельзя.
Мнение эксперта: «Это меры в пользу российских электромобилей»
Формально утилизационный сбор представляет собой плату за экологически чистое уничтоже машины после завершения эксплуатации. По логике, чем больше и вреднее ТС, то тем больше надо платить. Отсюда плата за утильсбор привязана к объему двигателя (что формально должно делать наиболее невыгодлными крупнолитражные амеркиканские автомобили – авт.). Так, вот для электромобилей как раз было введено исключение, так как такая машина считается более экологичной, хотя утилизация тяговой аккумуляторной батареи с токсичными материалами – совсем не то же самое, что переплавка стального или алюминиевого мотора и кузова. Но в таком случае возникает вопрос – а почему льгота остается в отношении гибридов? Ведь они оснащены кроме ДВС, еще и АКБ (пусть и меньшей емкости – авт.), а значит и экологическую нагрузку они создают еще большую.
По словам вице-президента Российского автомобильного союза Антона Шапарина, никакой экологической логики (в действиях российских ведомств) никогда не было, а требования доплатить утильсбор за «электрички» – это просто попытка переключить потребителя с импортных электромобилей на отечественные.
Эксперт отмечает: «Ситуация с утилизационным сбором вообще крайне интересная. Он вводился по большому счету как компенсация пошлин, которые существовали на нашем рынке, до вступления в ВТО. Мы вступили в ВТО – пошлины отменились, нужно было как-то защищать внутренний рынок, придумали утилизационный сбор. Никакой утилизации, конечно же нет. Это просто название. Из этих денег стимулируется российские производители. Сейчас встает вопрос, а как сделать так, чтобы продать никому ненужную продукцию российских заводов. Чтобы электромобили хоть кто-нибудь покупал. Потому пока есть единичные продажи. Все рассказы про там проданные сотни авто за месяц – это продажа корпоративным клиентам, зависимым компаниям, такси и т.п. Это не рыночные продажи. А рынку наши электромобили пока не нужны».
По словам эксперта, главный удар от новой позиции Минпромторга и ФТС придется на владельцев дешевых подержанных электромобилей из Японии вроде Nissan LEAF. Именно для них доплата в 117 тыс. руб. будет наиболее болезненной. Тех, кто завозит новые модели бренда Tesla, премиальные китайские бренды или даже умудряется ввезти электрические Porsche и Audi, то для них доплата в 30 тыс. руб. относительно стоимости машины будет практически незаметной.
Г-н Шапарин говорит: «Удар идет на нижний сегмент этого рынка, задача зачистить его и направить спрос на отечественные авто, других целей тут нет, не думаю, что это позитивно, потому что российские электромобили по три миллиона рублей – это не самое эффективное вложение денег для автовладельца. Если уж человек решил купить «электричку», будет искать что-то более дешевое, потому что сейчас электромобиль – это или попытка экономить, или очень дорогие понты».
В России на фоне ухода из страны западных брендов и проблем с перезапуском производства отечественных легковушек, уже начали выпускать пару моделей электромобилей, которые по формальным признакам относятся к эконом-сегменту, но стоят отнюдь не дешево.
Так, за электрический седан EVOLUTE i-Pro просят 2 млн руб. Электромобиль собирают на заводе под Липецком из поставляемых из КНР компонентов модели Dongfeng Aeolus E70, в свою очередь, созданной на платформе достаточно старой модели Nissan Almera.
Другая российская «электричка» – кроссовер «Москвич 3е», который пока что за исключением шильдика также полностью китайская модель JAC JS4. Сейчас дилеры просят за электрическую версию «Москвича» 3,5 млн рублей!
Для сравнения японский Nissan LEAF 2017 года выпуска на вторичном рынке оценен в 1,5 млн руб. Ну а «электрички» этой модели постарше можно найти и за 800 тыс., и даже за 450 тыс. руб. (тут все зависит от состояния износа АКБ, которая может превысить 60% от всей цены машины – авт.).
P.S. В связи с возникшей фискальной проблемой вокруг утильсбора с импортных электромобилей вспоминается народная пословица «правая рука не знает, что делает левая»! С одной стороны правительство ратует за массовое внедрение экологически чистых электромобилей, а с другой, ведомствам «представляется целесообразным» облагать машины на аккумуляторах дополнительным налогом, на основании того, у них нет загрязняющего атмосферу ДВС! По нормальной человеческой логике – бред, да и только, но с бюрократической позиции – это правильно, тем более, что позволяет разобраться с «серыми» и «черными» каналами поступления данного сегмента иномарок в страну. Впрочем, и кампания по «подготовке почвы» для прихода отечественных «народных» электромобилей также не исключается.