В Москве и Санкт-Петербурге введут штрафы за въезд в запретные зоны для экологически грязных машин
4 марта 2019
Минтранс создает «дорожную карту» по введению запретных зон для автомобилей низких экологических классов
Александр Климнов, фото автора, 4r.ru, gazelleclub.ru и mirny.ru
В Москве и Санкт-Петербурге в 2021 году могут ввести зоны, куда въезд автомобилям с моторами низких экологических классов будет запрещен. Так, что миллионы водителей, экологический класс автомобилей которых не определен (а это почти все машины выпуска до 2008 года, но только с 2011 года идет обязательная регистрация автомобилей по данному параметру) могут нарваться на новый «повышенный экологический» штраф. Впрочем, Минпромторг обещает разработать порядок упрощенного получения документов на старые «грязные» автомобили.
В еще в октябре 2018 года президентский Совет по правам человека выработал рекомендации по борьбе с загрязнением воздуха в столичном регионе и далее отправил их главе государства. Потом «мяч» из Кремля был перенаправлен на поле правительства. Соответственно, по поручению вице-премьера Максима Акимова Минтранс, МВД, Минпромторг, Минприроды, правительства Москвы и Санкт-Петербурга должны были подготовить именно к 4 марта «дорожную карту» по введению в данных мегаполисах зон, запрещенных для въезда и сквозного проезда транспортных средств с низким экологическим классом.
Естественно такой сонм ведомств со взаимными согласованиями к сроку не уложился, так что по данным Минтранса их проект все еще находится на согласовании ведомствами, но подробностей не раскрывают.
Пресс-служба департамента транспорта Москвы «Вопрос по вводу ограничений автомобилей по экоклассу – сложный, требующий внимательного изучения. Так, на первом этапе должны рассматриваться ограничения прежде всего для движения грузового транспорта и автобусов, особенно в жилых районах и природоохранных зонах». В комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга пояснили: «Необходимо, провести дополнительные исследования на предмет установления оптимальных территориальных границ пилотной зоны. Пока нет никаких конкретных действий, мы ждем инструкций из Москвы. Это очень сложная история, много подводных камней, много всего нужно еще сделать».
Об этом же в отношении столицы говорила на своей пресс-конференции в начале февраля председатель комиссии по экологической политике Московской городской Думы Зоя Зотова: «В числе мер Правительства Москвы в области экологии транспорта: в частности закупка более экологически чистого муниципального общественного и коммунального транспорта экологического класса Евро-5, в последние годы идет очень интенсивное обновление парка такого транспорта города Москвы – закуплено свыше 6 тыс. автобусов, 575 троллейбусов и 311 трамваев.
И, если, говорить об автобусах как о самом массовом виде транспорта, то у 5 тыс. автобусов высокого экологического класса уже выбросы оксида углерода, оксида азота и сажи находятся в рамках статистической погрешности. Кстати, у них лучше динамика и комфортность. С июня 2016 года Москва перешла на топлива уровня Евро-5, что также дало в 5 раз снизить выбросы NOx. В Москве также делается попытка применять в качестве альтернативного топлива компримированный природный газ, который позволяет снизить себестоимость эксплуатации на 15–25% и на 2–3% выбросы загрязняющих веществ. На сегодня по столице курсирует порядка 150 таких автобусов (в основном из 11-го автобусного парка, обслуживающего Северный и Северо-Восточный округа).
Далее запрет на въезд грузового транспорта в центр города в пределы ТТК – 3-го экологического класса, между ТТК и МКАД – 2-го и по полной массе в 6 утра до 22 часов запрещен проезд по МКАД и въезд в город грузовиков полной массой свыше 12 т,
а в пределы ТТК – грузоподъемностью свыше 1000 кг. Вся контролирующая система здесь отлажена. Большое внимание уделяется развитию электрического транспорта и, в частности, 85-местных электробусов, которых в прошлом году запущено по 5-ти регулярным маршрутам порядка 45 ед. и перевезено ими уже свыше 1 миллиона пассажиров. Для них смонтированы 62 зарядные станции. Так, что процесс пошел – за три года планируется, что их количество будет доведено до 900 электробусов.
Парк электромобилей по России свыше 900 машин, из которых в Москве свыше 300 ед., имеются 142 зарядных станции. Наблюдается снижение удельных выбросов автотранспортом благодаря улучшению качества и развитию сети дорог. Так, построено 800 км дорог, включая и 14 магистралей, более 250 развязок, мостов и эстакад и 255 пешеходных переходов. Есть возможности для организации движения. Проведена оптимизация парковок – появилось более 80 тыс. платных парковок, более 10 тыс. перехватывающих и 77,3 тыс. резидентских и льготных парковок».
«В проекте экологической стратегии Москвы до 2030 года выделялось три этапа организации «зон низких выбросов»: первый этап – это ограничение грузового транспорта и повышение экологического класса автобусов; второй этап – расширение этих зон, т.е. ограничение уже не только грузового и общественного транспорта, но и личного автотранспорта; третий этап – четкие требования к экологическим классам автомобилей, так уже будет информирование по маршрутам движения, по графику движения», – добавила она.
Пока же Минтранс действует согласно некоей собственной «дорожной карте», согласно которой к октябрю МВД и Минтранс выдадут на гора свои поправки к КоАП по введению нового штрафа за проезд под знаком, которым обозначается экологически чистая зона. Данный указатель появился в ПДД с июля 2018 года, но пока еще в практику не вошел нигде – его отличает цифра, размещенная в нижней части знака, с указанием экологического класса двигателя автомобилей (Евро-0, Евро-1, Евро-2, Евро-4 и т.п.), ниже которых въезд запрещен. На сегодня штраф при нарушении требований данного знака составляет ₽500, однако, Минтранс предлагает еще усилить ответственность, введя новый вид нарушения с повышенной санкцией, размер которой пока не указывает. Для этого, по словам З.Зотовой, должны быть еще разработаны соответствующие ГОСТы и поправки в целый ряд документов, причем сам пункт этих правил вступит в силу только в 2021 году, после чего таким автомобилям въезд в «чистые зоны» будет запрещен и их водителей будут штрафовать, но пока данный механизм, его технология и алгоритм не отработаны и штраф пока еще прежний в ₽500.
По ее мнению полное осуществление проекта рассчитано до 2030 года, к тому же положительная динамика по снижению вредных выбросов есть, конечно, учитывая весь комплекс проведенных мер. Поэтому самоцелью ограничение въезда экологически «грязного» автотранспорта в город не ставится. Так при увеличении парка автомобилей до 4,7 млн суммарные выбросы от них не только не увеличились, но даже снизились, Так выбросы по данным за последний год снизились: по CO2 – на 2,3%, по CO – на 2%, по взвешенным частицам – на 1,7% и доля транспорта в общем загрязнении атмосферы Москвы снизилась с 95% до 80% с небольшим. Кстати, и промышленные предприятия Москвы (включая НПЗ в Капотне) за последние 5 лет снизили вредные выбросы на 11,8%, а энергетики снизили выбросы на 33% (только малых котельных закрыто 64).
Российский парк машин, в документах которых не указаны данные об экологическом классе, т.е. в возрасте свыше 10 лет, когда данные сведения начали записывать в паспорта транспортного средства (ПТС) составляет более 20 млн или 30% (по другим оценкам до 50%) от всего автопарка. Соответственно, пока что установить нарушение таким автомобилем без экологического класса «чистой зоны» даже при фиксации камерой возможным не представляется. Отсюда и предложение Минпромторга об «упрощенном порядке» присвоения класса старым машинам.
По словам гендиректора компании «Услугиавто» Юрия Пархоменко пока что данная процедура весьма усложнена и затратна для владельца, которому чтобы вписать экологический класс в ПТС сначала необходимо обратиться в специализированную лабораторию или фирму, который, в свою очередь, за ₽3–5 тыс. выдают заключение для ГИБДД. Он поясняет: «Токсичность выхлопа уже давно не замеряют, хотя эксперты по году выпуска автомобиля, модели двигателя, базам данных производителей могут определить, какой экологический класс у машины. Например, если автомобиль из Европы, выпуска после 1997 года, двигатель будет почти наверняка не меньше «Евро-2», соответственно, упрощенный порядок» может выглядеть, например, как сводная таблица, где каждая модель получит свой класс – тогда и дополнительных экспертиз не потребуется».
Первый заместитель председателя комитета ГД по государственному строительству и законодательству, член фракции «Единая Россия», Вячеслав Лысаков утверждает, что: «Сама идея ограничений по выхлопу, может быть, и неплохая, но на практике будет извращена так, что по Москве условно старым автомобилям вообще запретят ездить. У людей не останется выбора, придется платить штрафы, а далее «плодотворную» идею эту быстро подхватят все города. Заявляется, что все это делается для защиты экологии, но по факту речь идет о новом способе зарабатывания денег. Идея Минтранса повысить штраф с этим напрямую и связана». Он резонно считает, что: «Для улучшения экологии городов нужно сначала исключить продажу контрафактного топлива и убрать с дороги чадящие автобусы и грузовики».
Загрузка