В России электросамокатам запретят превышать скорость в 25 км/ч

В России электросамокатам запретят превышать скорость в 25 км/ч

14 мая 2022


Скорость электрических средств индивидуальной мобильности принудительно ограничат на уровне 25 км/ч и проконтролируют со спутника


автор

Александр Климнов, фото ixbt.com


На всех ввозимых в Россию электросамокатах, моноколеса и гироскутерах (объединяемых аббревиатурой СИМ – авт.) должен будет появиться предустановленный производителем ограничитель скорости в 25 км/ч, чего добиваются Минпромторг, мэрия Москвы и головной разработчик – ФГУП НАМИ, причем, на каждый самокат еще должна быть установлена функция автоматического замедления в парках, а также система спутникового слежения.

Правила сертификации «электрических средств индивидуальной мобильности» или СИМ появятся в новом ГОСТе. Участники рынка указывают, что упомянутые ограничения уже используют операторы кикшеринга, теперь же они распространятся на всех остальных пользователей. Впрочем, эксперты видят и ряд недостатков документа.

В Минпромторге считают, что все ввозимые в РФ и производимые в стране СИМ должны будут сертифицироваться на соответствие новому стандарту, а сейчас они проверяются лишь на «электромагнитную совместимость».

Основное требование ГОСТа к СИМ – «зашитое» с завода ограничение скорости 25 км/ч.

Такая функция уже есть в кикшеринговых СИМ, а теперь она станет обязательной для всех таких средств передвижения из магазинов. Спутниковая система принудительно ограничит скорость в заданных районах (например, в парках). Функция «пешеходный режим» (судя по всему, будет включаться автоматически) с ограничением скорости 6 км/ч предполагает, что электросамокат станет подавать «отличительный и видимый световой сигнал» для водителя и окружающих. Если у СИМ имеется задний ход, то он также должен быть ограничен 6 км/ч. Двигатель должен включаться только после «двух независимых и разнородных действий преднамеренного характера». Т.е. пользователь помимо нажатия ручки «газа» должен будет активировать еще какую-либо кнопку. В случае если водитель по ошибке нажал тормоз и акселератор одновременно, СИМ должен будет тормозить. При неисправности в системе питания электросамокаты должны замедляться до полной остановки, а моноколесо должно издавать при этом еще и звуковой сигнал. Противоскользящая поверхность на электросамокатах должна иметь площадь не менее 150 см2, диаметр шин – не менее 125 мм, ширину – не менее 25 мм. Все СИМ должны быть оборудованы световозвращателями. Если СИМ способно разогнаться до 25 км/ч, то обязательны также передние фары и задние фонари (для медленных СИМ это останется опцией). Сформулированы требования также к маркировке: она должна содержать название производителя, класс, максимальную скорость, год производства, мощность, максимально допустимую массу. В инструкции обязательны правила пользования, в том числе обязанность ездока надевать обувь, рекомендации использовать защитную экипировку, избегать прыжков с бордюров или ступенек и т.д.

Напомним, что юридический статус электросамокатов и моноколес находится в разработке уже более трех лет. Минтранс и ГИБДД подготовили проект поправок к ПДД, выделяющие их в категорию «средств индивидуальной мобильности», но документ с 2021 года находится без движения в правительстве. Пока ГИБДД исходит из того, что пользователи СИМ мощностью до 250 Вт – это пешеходы, электросамокат мощностью 0,25–4 кВт приравнивается к мопеду, более 4 кВт – к мотоциклу. В регионах ДПС требует права и наказывает водителей самокатов за нарушения ПДД (в частности за пьяную езду).

В дептрансе Москвы комментируют стандарт так: «С каждым годом электрических СИМ в городе становится больше. Электросамокаты в сервисах кикшеринга уже соответствуют правилам безопасного передвижения – операторы регулируют скорость и устанавливают "медленные зоны"».

В ведомстве уверены, что стандарт сделает поездки еще безопаснее для водителей и окружающих. В пресс-службе оператора кикшеринга «Яндекс.Go» заявили изданию «Ъ», что знают о подготовке ГОСТа. В компании говорят: «Надеемся, что в финальном документе будут учтены только лучшие практики с акцентом на безопасность. Важно, чтобы под единые правила попадали, в том числе, такие качества СИМ, как прочность всех компонентов, включая проводку и систему электропитания, безопасность аккумуляторов, установлены критерии прочности при различных сценариях ударов». В сервисе Whoosh заявили, что «вопрос стандартизации выглядит актуальным»: «Мы видим рост популярности электросамокатов, также на улицах появляется все больше частных самокатов, которые в отличие от шеринговых не имеют каких-либо обязательных ограничений как при ввозе в страну, так и на этапе эксплуатации». В Whoosh отметили, что ГОСТ нуждается в «дополнительной проработке и большей детализации».

Гендиректор компании «Услугиавто» Юрий Пархоменко полагает, что испытательная лаборатория в России оценить СИМ на соответствие стандарту едва ли сможет, так как нужны приборы, которых в стране нет либо их стоимость составляет несколько миллионов рублей.

Представитель сообщества Electro.club, руководитель «Центра индивидуальной мобильности» Михаил Денисов говорит, что новый ГОСТ предъявляет к СИМ требования более серьезные, чем к авто и мотоциклам, в том числе по защите от влаги, контролю температуры с помощью различных датчиков. Он обращает внимание, что обязательное ограничение скорости и тяги мотора в «медленных зонах» фактически гарантирует падение с моноколеса. Он подчеркивает: «Безопасность СИМ, безусловно, важна, но требования должны быть совместимы с реальностью по эксплуатации. Проект требует совместной доработки с пользователями СИМ».

Глава Союза пешеходов России Владимир Соколов уверен, что сначала нужно закрепить в ПДД статус СИМ, определить место их пользователей в дорожном движении, а уже затем утверждать ГОСТ.

Сбор замечаний к проекту стандарта продолжится до конца июня.

Справка: дискуссии в обществе и профессиональной среде идут на фоне серьезного прироста аварийности. В конце прошлой недели Научный центр безопасности дорожного движения МВД опубликовал годовую статистику ДТП с СИМ: всего в 2021 году произошло 672 аварии (+67,5% к 2020 году) с 20 погибшими и 704 ранеными. В 10% ДТП участвовали самокаты кикшеринговых сервисов. В 51% аварий участвовали СИМ мощностью 0,25–4 КВт, в 11% — мощнее 4 КВт. В 5% аварий пользователи СИМ оказались пьяными.

Авторы отчета делают вывод: «Отсутствует техническое регулирование производства, ввоза и обращения таких технических средств, не определен их правовой статус в качестве категории участников дорожного движения, движение СИМ остается неупорядоченным».

Кстати 13-15 мая столичная ГИБДД проводит проверку профилактики аварийности среди самокатчиков (райдеров) и велосипедистов. По сообщению пресс-службы ведомства: «Рейд пройдет в Москве по 15 мая включительно. Особое внимание инспекторов ДПС будет уделено работникам служб доставки – по статистике именно они чаще всего, используя такие средства передвижения, становятся участниками ДТП».

P.S. Проблема вполне реальна и в прямом смысле слова болезненная (даже мне лично в прошлом году пришлось пострадать от таких вот «гонщиков»), да и каждый их нас испытывает дискомфорт в качестве пешехода, когда у него из-за спины на огромной скорости (по отношению к пешеходам) выскакивает такой вот «гонщик». Насчет же неустойчивости моноколес – таким видом транспорта пользуется относительно небольшая часть «СИМ-овдов», т.е. райдеров, и если данную экзотику вообще запретят для езды в парках, то, думается, что интересы общества важнее, чем «хобби» нескольких индивидов, плюющих безопасность свою и окружающих.

P.P.S. По меньшей мере надо убрать бесшумность таких устройств – она зачастую и создает опасные ситуации на дорогах и особенно тротуарах…

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

С 1 апреля правила получения российских водительских прав для ряда российских граждан и иностранцев заметно изменятся

С 1 апреля правила получения российских водительских прав для ряда российских граждан и иностранцев заметно изменятся

С апреля сдать на права некоторым гражданам РФ будет заметно сложнее, а иностранцев обяжут поменять их на российские

29.03.2024

В «Крокус сити холле» произошел теракт

В «Крокус сити холле» произошел теракт

По данным следственного комитета РФ жертвами теракта в «Крокус сити холле» стали 133 человека, включая 3 детей

22.03.2024

Зимняя резина ушла по весне

Зимняя резина ушла по весне

В марте закончился период обязательного использования шипованной резины или «липучки» на легковых машинах и LCV

03.03.2024

ОСАГО добавили краткосрочности

ОСАГО добавили краткосрочности

Со 2 марта договор ОСАГО можно будет заключать на срок от одного дня до 3 месяцев

01.03.2024

Депутаты отказали в компенсации по ОСАГО ущерба от упавших сосулек и деревьев

Депутаты отказали в компенсации по ОСАГО ущерба от упавших сосулек и деревьев

ГД не рекомендовали принимать закон о возмещении в рамках ОСАГО автовладельцам ущерба причиненного третьими лицами

21.02.2024

В Подмосковье оценили парковку у мусорных баков от 5000 рублей

В Подмосковье оценили парковку у мусорных баков от 5000 рублей

За парковку у площадок для сбора отходов в Московской области грозит штраф от 5 до 30 тысяч рублей

14.02.2024

Светофоры с биометрическими камерами для штрафования пешеходов желательны, но пока не готовы

Светофоры с биометрическими камерами для штрафования пешеходов желательны, но пока не готовы

Эксперт Шапарин оценил введение светофоров с фиксацией нарушений ПДД пешеходами как далекую перспективу

30.01.2024

Возврат к списку