Владельцы экономичных гибридов требуют привести методику расчета мощности их машин к единообразию
13 ноября 2024
Владельцы экономичных гибридов вынуждены платить 4-кратный налог из-за несовершенства методики определения мощности
Александр Климнов, фото Toyota
Новоиспеченные владельцы гибридов обивают пороги ГИБДД и судов, требуя привести методику расчета их мощности к единообразию. И скрепя сердце платят четырехкратный транспортный налог.
По всей России счет идет на десятки тысяч гибридных машин. А ведь только в сентябре первый вице-премьер РФ Денис Мантуров назвал производство гибридных автомобилей одним из стратегических приоритетов для развития автопрома в стране.
Чиновник даже заявил, что данное направление войдет в новый нацпроект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», а для стимулирования спроса на такие автомобили «в ближайшее время» внедрят господдержку.
Похоже, все же, что речь шла не о продвижении гибридов в принципе, а только о тех, которые в России еще только будут произведены.
На сегодняшний день считается, что существует два глобальных типа гибридов: параллельный и последовательный. У первого на небольших скоростях работает «электричка», бензиновый подключается по мере необходимости, у второго ДВС не связан с колесами, он приводит в движение только генератор, который заряжает батарею, а она питает электромотор. Однако эксперты настаивают, что в действительности их целых семь типов, и всех грести одной гребенкой, мягко говоря, неправильно.
Методика отсутствует
Официальный ответ «Росстандарта» за запрос одного из владельцев гибрида, возмущенного завышенным налогом, подписанный заместителем начальника Управления метрологии, государственного контроля и надзора В. А. Тимофеевым (имеется в распоряжении редакции издания «Фонтанка») гласит:
«С учетом разнообразия вариантов конструкции транспортных средств итоговая мощность гибридной силовой установки может принимать различные значения:
• суммарная мощность участвующих в движении электромашин;
• суммарная мощность двигателей внутреннего сгорания;
• сумма мощностей всех ДВС и всех электромашин;
• промежуточные варианты между указанными значениями в зависимости от заложенных изготовителем алгоритмов работы отдельных элементов системы.
Определение максимальной мощности гибридных транспортных средств простым суммированием мощностей всех ДВС и электромашин, входящих в их состав, по мнению Управления, является некорректным.
Для определения максимальной мощности гибридных силовых установок необходима специальная методика испытаний транспортного средства, которая позволит в стандартизованных условиях определять требуемый показатель с достаточной степенью точности, при этом суммирование мощностей электродвигателей и двигателя внутреннего сгорания для целей определения максимальной мощности гибридного транспортного средства считаем некорректным. В настоящее время такая методика отсутствует».
Проблема суммирования мощностей двигателей силовых установок гибридов существует по всей стране с конца 2022 года.
До этого момента при регистрации гибридов действительно учитывали только мощность ДВС.
Видимо, рассуждая, что только он является источником мощности, а электродвигатель лишь обеспечивает его эффективную работу и экологичность при движении, например, в пробке.
Однако после ухода с рынка европейских брендов, гибридам из «дружественной» Поднебесной применили уже другую методику.
В автопарке РФ насчитывается 40,7 тыс. только подключаемых гибридов, а обычных (HEV) и «мягких» (MHEV) еще больше
Агентство «АВТОСТАТ» посчитало, что по состоянию на 1 июля 2024 года в России числится 90 тысяч электромобилей и подключаемых гибридов, такие данные приводит . Из них 56,2% приходится на чистые «электрички», в числе которых российские Evolute i-PRO и «Москвич-3е», китайский Zeekr 001 и «недружественный» Nissan Leaf. Еще 43,8% приходится на долю гибридов, где «китайцев» еще больше — Lixiang, Voyah, Chery, ну и Toyota Prius и Chevrolet Volt, куда без них.
Владельцы гибридов с «увеличенной» мощностью со всей страны объединились в группу в телеграм-канале «Гибриды и ГИБДД», на сегодняшний день в ней порядка 5 тысяч участников.
В России числится порядка 90 тысяч электромобилей
Все всё знают
В Налоговом кодексе налоговая база по налогу на прибыль определена как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, и про суммирование мощностей ДВС и электроустановок там нет ни слова.
Однако на необходимость их сложения указывает разъяснение Минфина РФ, выпущенное в марте 2023 года: при подсчете налога на автомобиль с комбинированной энергосистемой параллельного типа необходимо суммировать максимальную мощность, указанную в технической документации для 30-минутного периода, и мощность двигателя внутреннего сгорания.
В случае если автомобиль оснащен комбинированной энергетической установкой последовательного типа, говорится в документе, мощность двигателя внутреннего сгорания, который не связан механически с трансмиссией и используется для генерации электроэнергии, при расчете налога не учитывается.
Более того, в Амурской области летом этого года налоговая объявила, что «собственникам гибридных транспортных средств, зарегистрированных после 01.02.2023, которым при регистрации в органах ГИБДД указана суммарная мощность двигателей, может быть предоставлена льгота по транспортному налогу за 2023 год».
В зависимости от мощности автомобиля предусмотрены и «скидки»: от 100 и до 150 л. с. – 25%, от 150 до 200 л. с. – 60%, от 200 до 250 л. с. – 80% и 90% свыше 250 л. с.
P.S. Вряд ли стенания и петиции автовладельцев гибридов подействуют на регистрирующие и налоговые органы. Похоже, не переломят ситуацию разъяснения экспертов о сохранении и перераспределении энергии в гибридах. Ведь тогда придется переоформлять десятки тысяч СТС по всей стране. Наиболее вероятным исходом из патовой ситуации видится опыт Амурской области и введение налоговых льгот, и то, скорее всего, для владельцев автомобилей формально российской сборки.
Ведь если в планах правительства – развитие производства гибридных автомобилей именно в России, то зарубежные конкуренты здесь точно не нужны, а значит и повышенный налог на все их типы (пусть и не до конца правомерный) – дополнительный стимул для отечественных и иностранных автопроизводителей локализации производства.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.