Водительские права предлагают выдавать на 20 лет вместо 10-ти
21 сентября 2023
Госдума предложила выдавать права сразу на 20 лет
Александр Климнов, фото autonews.ru
В ГД РФ предложили очередную реформу в правилах оформления водительских удостоверений. Так в Госдуме считают, что водительские права надо выдавать на срок в 20 лет вместо нынешнего десятилетнего срока.
Как заявил глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев, если водитель добропорядочный, то и нет смысла «лишний раз заставлять гражданина собирать справки». По его словам, в настоящее время готовятся поправки в законодательство, а также идет обсуждение и консультации с главой ГИБДД Михаилом Черниковым. Москвичев заявил в СМИ, что подробности он раскроет «когда настанет время». Autonews.ru разобрался, к чему готовиться водителям в случае принятия таких изменений.
Согласно разъяснениям Москвичева, водительские права сроком действия 20 лет предлагается оформлять тем автомобилистам, которые исправно проходят медицинские осмотры, не имеют нарушений ПДД и не числятся в розыске. Таким образом, ответственных водителей хотят освободить от лишних проблем, связанных со сбором дополнительных документов. При этом в Госдуме не уточнили, как часто в случае продления срока действия прав водителям придется проходить медосмотр и каким образом в ГИБДД будут получать эту информацию.
Эксперты уверены: за этот срок у граждан могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем.
Основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, который специализируется на юридической поддержке инспекторов ГИБДД, считает, что водителям нововведение сильно не поможет и жизнь заметно не упростит.
Эксперт считает: «На «Госуслугах» можно заранее записаться на обмен прав и получить их максимум за час. Для этого за день-два пройти медосмотр и получить все справки. Вместе с расходами на посещение врачей и госпошлиной придется отдать за замену около 7 тыс. руб. Заплатить такую сумму раз в десять лет автомобилисты могут себе позволить».
Кроме того, Ильинов усомнился в качестве проводимого «промежуточного» медосмотра.
Он говорит: «Если водитель для получения прав прошел всех врачей и получил справку, то она действует десять лет. Уже за это время с водителем может произойти что угодно — например, могут возникнуть проблемы со здоровьем, появиться алко- или наркозависимость. Получается, что промежуточная дополнительная медкомиссия все равно должна стать обязательной. Но как ее проходить, будет ли она такой же, как при получении и замене прав? Будет ли водитель проходить нарколога и психиатра?».
Глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин, напротив, назвал инициативу полезной для водителей, поскольку замена прав, по его словам, превратилась «в бюрократическую процедуру, которая не имеет особого смысла».
Шапарин считает: «Важно соблюсти несколько нюансов. Например, логично обязать человека подгружать свою актуальную фотографию через портал госуслуг, потому что за 20 лет внешность может значительно измениться и его можно будет не узнать по снимку на правах. Во-вторых, нужно регламентировать периодичность медосмотра. Нужно разобраться, что именно это будет за медосмотр, где его проходить и сколько он будет стоить. Если автомобилистов захотят отправлять на проверку каждый год – это уже перебор. А если ее сохранят с такой периодичностью, как сейчас, – это будет удобно!».
Юрист Катерина Соловьева объяснила появление такой инициативы необходимостью сократить нагрузку на отделения ГИБДД и граждан. Он говорит: «Когда в государстве непростая ситуация, чтобы сохранить динамику развития, обычно снижают административные барьеры и снижают бумажную волокиту. Именно это сейчас и происходит».
При этом эксперт уверена, что про автомобилистов после выдачи им водительских прав «точно не забудут на 20 лет» и проверять здоровье им все-таки придется. Так, в ряде случаев автомобилистам все равно нужно регулярно проходить медосмотр, отметила Соловьева. Это касается профессиональных водителей, а также случаев, когда появляются основания к прекращению права управлять транспортным средством по состоянию здоровья.
Соловьева заключает: «То есть инструменты лишения прав есть. Вот в этом направлении и надо совершенствовать взаимодействие между больницами и прокуратурой – чтобы в полиции оперативно узнавали о том, что у автомобилиста появились ограничения к управлению. Можно также закрепить обязательное прохождение медкомиссии еще в ряде дополнительных случаев. Поэтому направление, может, и спорное, но оно сейчас обусловлено объективными причинами».
В свою очередь ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала увидел положительный для автомобилистов в возможном нововведении. Но только при условии, что медкомиссию не придется проходить чаще раза в течение десяти лет.
Эксперт считает: «Сохраняются расходы на получение медзаключения об отсутствии противопоказаний к управлению автомобилем, но при этом можно сэкономить на госпошлине за обмену удостоверения. Также экономится время на посещение ГИБДД для выдачи водительского удостоверения».
При этом он считает, что в ПДД стоит закрепить понятие цифровых водительских удостоверений, и сделать «пластик» необязательным, поскольку все данные о водителях будут храниться на Госуслугах.
Кстати, в 2024 году некоторым водителям придется пересдать на права.
Пока предложение депутатов находится на стадии обсуждения, водителям не стоит забывать об уже утвержденных изменениях в законодательстве. Так, с 1 апреля 2024 года некоторых автомобилистов в России ждет серьезное испытание – с этого момента для получивших гражданство страны или вид на жительство начинает отчитываться один год, за который нужно получить водительское удостоверение национального стандарта. Соответствующие изменения в законодательстве уже приняты. Для этого водителям придется сдать теоретический экзамен в ГИБДД. Если этого не сделать и не обновить удостоверение, на дороге при встрече с инспекторами автомобилистов ждут серьезные проблемы.
Согласно изменениям в законодательстве, иностранные национальные и международные водительские удостоверения придется менять всем иностранным гражданам или лицам без гражданства в течение года в следующих случаях: при получении вида на жительство, при получении гражданства Российской Федерации, либо по истечении одного года с даты первого после получения иностранного национального водительского удостоверения въезда в Россию их владельца – гражданина России.
Исключение составят национальные водительские удостоверения, выданные в Белоруссии, которые имеются у граждан России и граждан Белоруссии, получивших вид на жительство в России. Их менять не придется.
P.S. Итак, в очередной раз непонятно – права на 20 лет вместо 10 – благо или новые заморочки, например, с обновлением фото? А так как через электронную медицинскую карту ГИБДД будет получать информацию о несовместимых с вождением заболеваниях и(или) лекарствах и приостанавливать действие прав, то будут они действовать 10 или 20 лет вообще никакого значения не имеет…