Вячеслав Лысаков рассказал – что именно ждет автомобилистов в 2020 году

Вячеслав Лысаков рассказал – что именно ждет автомобилистов в 2020 году

11 ноября 2019


Депутат Лысаков успокоил, что 12-я глава КоАП практически не подвергнется изменениям, но подтвердил, что с рынка ОСАГО украдено 170 миллиардов рублей


автор

Александр Климнов, фото автора


Сегодня в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла мультимедийная пресс-конференция первого заместителя председателя Комитета ГД РФ по государственному строительству и законодательству Вячеслава Лысакова на тему: «Что ждет автомобилистов в 2020 году?».
Депутат ответил на ряд животрепещущих вопросов, в отношении расширения коридора тарифов ОСАГО, новых штрафов и возможности ГД повлиять на решения правительства в отношении ПДД.
Пресс-конференцию Вячеслав Лысаков начал с заявления: «На прошедшей неделе в центральной прессе появилось несколько выступлений руководителей Банка России и РСА В.Чистюхина и И.Юргенса о ходе реформе ОСАГО, ее промежуточных итогах и дальнейших планах по ее реализации. В статьях руководители регулятора и саморегулируемой организации утверждают, что ситуация на рынке стабилизировалась, нет даже признаков кризиса этого сегмента страхования, и сейчас самое благоприятное время для продолжения реформы, но она «зависла» из-за опасения чиновников по поводу возможного роста цен на полисы ОСАГО».
Он также напомнил, что: «Необходимо вспомнить, что в начале реформы Банк России и РСА, называли основными проблемами рынка ОСАГО его высокую убыточность и ущерб от страховых мошенников и «автоюристов», проблемы правоприменения и доступность полисов ОСАГО. Решение этих проблем и стало основными направлениями и задачами реформы».
Далее депутат приводит, как он сказал, вполне проверенные реальные цифры по «убыточности автострахования». Так его комитет ГД вместе с сотрудниками МВД России, во исполнение поручения Президента России В.В. Путина по проблемам ОСАГО, установили, что самый большой ущерб рынку ОСАГО наносят не пресловутые «автоюристы» (депутат, вообще, сказал, что сам этот термин был выдуман недобросовестными страховщиками для отвода глаз правительству и обществу), а сами страховщики. Даже сами Банк России и РСА согласились, что за период проведения реформы страховщики украли (вот именно так прямо и жестко выразился В.Лысаков – авт.) с рынка ОСАГО около ₽170 млрд. По заявлению руководства РСА «недобросовестные страховщики «вывели» с рынка ОСАГО ₽24,2 млрд», такая же сумма выплачена по их обязательствам из компенсационного фонда – всего около ₽50 млрд. Ущерб, нанесенный рынку и государству руководством и сотрудниками ПАО «Росгосстрах», составил на вторую половину 2017 года более ₽120 млрд. По обязательствам обанкротившейся компании рассчитывается Банк России, естественно, из государственных средств, а вот сам страховой рынок в лице компенсационного фонда РСА исполнить предусмотренные законом обязательства так и не смог.
В текущем году, по заявлениям руководства РСА, из компенсационного фонда РСА планируется выплатить по обязательствам «недобросовестных» страховщиков еще ₽12 млрд и такую же сумму предварительно «вывели», т.е. прямо украли страховщики из своих компаний. Итого, плюс еще ₽24 миллиарда только за текущий год!
Далее депутат задает и сам частично отвечает на вполне резонансные вопросы:
1. Вопрос номер один – является ли такое масштабное воровство в страховых компаниях «снизу доверху» признаком стабильности и благополучия рынка, или это признак глубокого кризиса рынка ОСАГО, и кризис надзора и регулирования рынка?
Его же ответ: «В результате зачистки рынка от компаний с «плохими активами» как объявил Банк России, с рынка «ушли» две трети маленьких и средних региональных компаний, которые у себя в регионах успешно справлялись с явлениями автоюризма и страхового мошенничества. Сразу после этого потерпел финансовый крах лидер рынка – компания «Росгосстрах», оставив обязательств свыше ₽100 млрд. Весной текущего года Банк России заявил, что у страхового надзора имеются вопросы к чистоте и ликвидности активов еще 15 крупнейших страховщиков ОСАГО, но при этом не привел ни одного конкретного названия, что также вызывает вопросы, да и, вообще, сама постановка с дальнейшим устранением системообразующих страховщиков при нынешнем уровне организации контроля за их деятельностью ними, разве сможет привести к оздоровлению рынка?
2. Вопрос номер два – можно ли считать подобную оценку состояния активов системообразующих компаний признаком стабильности и благополучия страхового рынка, или это признаки углубляющегося кризиса и рынка, и надзора?
По утверждению депутата В.Лысакова: «Во многих случаях и Банку России и РСА было хорошо известно предбанкротное состояние страховщиков, таких как «Росгосстрах», компания «Дальакфес», РСТК, «Стерх», Наско и многих других, однако должных мер страховым надзором и РСА в отношении указанных компаний не принималось. Характерный пример: ситуация в компании «Дальакфес», в которой с 2016 года накапливались просроченные задолженности по выплатам, что автоматически влечет за собой применение лицензионных санкций, то есть приостановление и отзыв лицензии. Однако, руководители РСА при молчаливом одобрении руководителей страхового надзора, на протяжении трех лет «накачивали» компанию (другого слова невозможно подобрать) полисами ОСАГО. В результате просроченная задолженность компании по выплатам выросла с нескольких сотен тысяч рублей до почти полумиллиарда рублей. А, расплачиваться по обязательствам компании будет РСА из компенсационного фонда (поддерживаемого бюджетными средствами)».

Лысаков подчеркнул: «Надеюсь, Генеральная Прокуратура даст оценку действиям и руководителей компании, и РСА и страхового надзора».

3. Вопрос номер три – такой непрофессионализм и некомпетентность (как минимум, если это не укрывательство и пособничество злоупотреблениям) страхового надзора выступает признаком кризиса надзора или это признак «стабильности и высокой квалифицированности» кадров страхового надзора и регулирования?
Вячеслав Лысаков также констатировал: «По данным ГП и МВД – Банк России за допущенные грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации подвергал административным штрафам только юридических лиц, и не привлекал к административной ответственности должностных лиц – руководителей страховых компаний, хотя КоАП РФ обязывает Банк России это делать, не предоставляя альтернативы. Многие руководители и ТОП менеджеры компаний-банкротов перешли работать в другие компании, которые в дальнейшем также успели довести до банкротства. В «Росгосстрахе» некоторые руководители остались работать на своих местах и в прежних должностях, другие спокойно работают в других страховых компаниях. Кроме того, в более чем тысяче случаев Банк России, вообще, не сообщал в правоохранительные органы о совершенных преступлениях, когда обязан был это сделать, а это в свою очередь привело к полной (даже с юридической точки зрения) безнаказанности данных должностных лиц.

4. Вопрос номер четыре – можно охарактеризовать изложенную ситуацию и действия Банка России, как стабильную и спокойную, или как системный кризис надзора? И как назвать попытки скрыть любой ценой этот кризис, и нечто более серьезное?
Депутат жестко высказался о заявлении официальных лиц Банка России и РСА о двухкратном снижении количества жалоб на страховщиков, которое якобы позволили проводимые реформы. Бюрократический фокус, по словам Лысакова заключается, в том что поток жалоб, в большей своей части, был перенаправлен на финансового омбудсмена, который за короткий период деятельности получил почти 40 тысяч жалоб и еще около 30 тысяч жалоб за год поступило в Банк России, что в сумме составляет уже 70 тысяч. Кроме того, по мнению ведущих экспертов рынка ОСАГО до 30% жалоб составляли жалобы конкретно на компанию «Росгосстрах». Таким образом, в реальности жалоб стало даже больше по сравнению с прошлыми годами. Просто сейчас Росгосстрах сократил свое присутствие на рынке с 30 до 7 %, кроме того, на покрытие его обязательств Банк России выделил 120 млрд, рублей – такова цена и секрет сокращения жалоб».

5. Вопрос номер пять – признаком чего является укрывательство фактического состояния дел с жалобами и жонглирование цифрами? Если это признак стабильности, то стабильности в чем?
Руководители Банка России и РСА со ссылкой друг на друга с гордостью заявляют о том, что в результате проводимой реформы «национальный тариф» ОСАГО снизился на 5%.
Даже непонятно – это тонкая шутка, или циничное грубое издевательство.
Депутат Лысаков добавил: «Во-первых, бумага все стерпит, они уже неоднократно вводили в заблуждение общественность и руководителей государства подобными «показателями». Такое было и при обращении Банка России к Президенту России В.В. Путину по поводу огромного ущерба от страховых мошенников и автоюристов. Оказазось, что масштабы воровства самих страховщиков не в пример масштабнее и не сравнимы с «автоюристами». А когда силовики официально запросит и тех и других подтвердить документально размеры «трагедии» – они не смогли доказать ни одной цифры и ни одного факта».
Он также подчеркнул: «Я напомню, что в новейшей истории страхового надзора уже было несколько «этапов масштабной реформы ОСАГО», когда в 2014-2015 года тарифы ОСАГО повысились почти на 100%, и в конце прошлого года еще на 20%., а теперь демонстрируя «несомненные успехи масштабной реформы» тарифы опустились на пять процентов. Прием напоминает матерых торгашей советских времен, которые обманув человек 5-6 на 20-30 копеек каждого, одному или двоим покупателям передавали сдачу на 3 копейки или пятачок сверх положенного. А пойманные за руку, они говорили – видите, никакого умысла и системы нет, мы просто невнимательны».
Называя основными проблемами рынка ОСАГО его высокую убыточность и ущерб от страховых мошенников и «автоюристов» Банк России и РСА главной целью реформы называли борьбу с мошенниками и автоюристами, а чтобы компенсировать потери – используя зарубежный опыт – закладывать в тарифы ОСАГО 30% на мошенников, предварительно повысив тарифы. Тарифы повышены на 120% и авторы реформы требуют повысить их еще на 80%. Результаты первого повышения налицо, страховщики сами «вывели активов», т.е. украли больше, чем дала прибавка от повышения тарифов - в прошлом году выплаты по ОСАГО составили 135 млрд, рублей.
После выявления и обнародования фактов масштабного воровства самими страховщиками, Банк России и РСА почему то сразу утратили интерес к борьбе с мошенничествами и злоупотреблениями на рынке ОСАГО и сменили риторику. Теперь они заявляют, что вопрос борьбы со страховыми мошенничествами на данном этапе реформы вообще не ставится, ее целью является установление справедливых тарифов и пресечение практики субсидирования одних категорий водителей другими, но для этого надо опять увеличить тарифы ОСАГО еще на 80% к существующим.
Таким образом, на протяжении всей «масштабной реформы ОСАГО» неизменной целью реформаторов остается одно – повысить тарифы ОСАГО любым способом и под любым предлогом - будь то компенсация ущерба от мошенников и автоюристов или установление справедливых тарифов, или прекращение практики субсидирования одних категорий страхователей другими».
6. Вопрос номер шесть - учитывая вышеизложенные промежуточные результаты реформы, что и кого на самом деле предстоит компенсировать и субсидировать автовладельцам после очередного повышения тарифов? И как называется такой разброс намерений и постоянство одной цели, главной - повышать тарифы до бесконечности?
7. И седьмой вопрос «вне категорий». Стремление руководства РСА повысить тарифы ОСАГО любой ценой понятно - оно все таки выражает и защищает интересы цеха. А чем замотивировано упорство руководителей Банка России, курирующих страховой рынок, так настойчиво требовать повышения тарифов, так избирательно подходить к оценке влияния на рынок злоупотребления правом «автоюристов» и злоупотреблений и хищений самих страховщиков? Как называется вышеописанная ситуация на рынке ОСАГО - стабильность и отсутствие проблем, как утверждают руководители Банка России и РСА, или глубокий кризис рынка ОСАГО и самого страхового регулирования и надзора? Стоит ли в такой ситуации продолжать реформу ОСАГО, и каковы будут ее результаты?
Справка (по В.И.Лысакову): пять этапов реформы не дали положительных результатов, ни регуляторных, ни финансовых, если не считать почти ₽200 млрд, украденных страховщиками. 1) Введение МСФО – новых международных стандартов отчетности. 2) Зачистка рынка от компаний с плохими активами (так сформулировал сам ЦБ). З) Введение «натурального ОСАГО». 4) Введение финансового (страхового) омбудсмена. 5) Повышение тарифов на 120%).

У крупнейших страховщиков образовались огромные финансовые недостачи, и Банк России заявляет, что есть вопросы к чистоте активов еще 15 крупных компаний.
Количество жалоб автовладельцев на страховщиков не изменилось, даже выросло, просто теперь большая часть их перераспределилась на страхового омбудсмена.

Автовладельцы все также жалуются на просрочки платежей, занижение размера ущерба, необоснованные отказы в выплатах, навязывание дополнительных видов страхования.
На автовладельцев основательно возросла финансовая нагрузка, стоимость полиса ОСАГО увеличилась на 120 и более процентов при этом внедрение реальных механизмов дифференцирования водителей по стилю их езды так и остались обещаниями. 

Изменения в КоАП в 2020 году
Насчет изменений в КоАП на следующий 2020 год В.Лысенков сказал, что глава 12 КоАП, как раз касающаяся нарушений ПДД особых изменений не претерпит, хотя, например, в него точно не войдут штрафы за превышение т.н. «средней» скорости, в свое время предложенные фракцией ЛДПР. Так, в статьюя 12.9 КоАП будет внесено примечание: оштрафовать водителя можно только за нарушение скоростного режима «в конкретно установленном месте и в конкретно установленное время». Далее практику 50% скидки при быстрой оплате штрафов (против чего бился Минфин) теперь, наоборот, решено применять практически ко всем типам штрафуемых нарушений (кроме грубых и повторных).

Кроме того, Лысенков категорически высказался против понижения порога штрафуемого превышения скорости, сказав, что никаких данных о повышении аварийности после повышения порога нештрафуемого порога скорости с 10 до 20 км/ч у МВД объективно нет. Кстати, на этом фоне по его словам у ряда региональных властей «зачесались руки» вместе с частными организациями, отвечающими за установками видеофотофиксации нарушений, настроить камеры на меньший скоростной порог, что автоматически переводит не нарушивших закон водителей в разряд нарушителей. Вячеслав Лысаков назвал такую практику, а привлечение к «контролю» за скоростью едва ли не гражданских лиц (включая придорожных ларечников) с неоткалиброванной и неправильно установленной аппаратурой (что может давать рост скорости на 7 км/ч свыше фактической) и потом сливающих данные контролирующим органами не онлайн, а через флешки придорожным разбоем.
Насчет инициативы дальнейшего распространения платных парковок, а также слухов насчет их распространения на придомовые стояночные места, он высказался как о «геноциде московского правительства против столичных автомобилистов с целью заставить людей отказаться от пользования их автомобилями», плата же за въезд в населенный пункт (в отличие от платы за въезд в определенные районы города (читай исторический центр) он назвал невыполнимыми, ибо они противоречат основным конституционным правам граждан и понятию единого экономического пространства страны». Вообще политику расстановки немеренного количества камер на дорогах и ничем кроме корыстного расчет местных властей, неоправданной расстановки знаков ограничения скорости даже на автострадах, когда т.н. забота о безопасности превратилась в фактическое выкачивание штрафов из карманов водителей (причем часто даже не в местные бюджеты, а через аффилированные с местной властью компании-эксплуатанты данных систем), он назвал прививанием нигилистического отношения водителей к закону.
 
Про такси: разрешить нельзя ограничить
На вопрос о состоянии закона о такси, Лысенков ответил, что к сожалению, после внесения в закон изменений комитетом по транспорту ГД, он как инициатор такого закона, считает, что теперь искажена сама суть закона и он лично уже против его принятия в таком вот виде, как крайне коррупционно опасном. Например, ранее передача полномочий по сертификации на места привела к такому явлению как искусственное усложнение допуска водителей к такой работе, например, если в Москве для получения лицензии на таксомоторную работу соискатель должен представить только семь документов, то в Краснодарском крае это количество было доведено до 29 документов (!) и только проведение его комитетом через правительство и МВД конкретного списка необходимых (и достаточных) документов, помогло пресечь такую явно порочную практику. Соответственно, предлагаемые квоты для ограничения количества таксомоторов в городах при такой практике превратятся в кормушки для руководства регионами, которые сведут число и количество действующих до минимума («тех кто заносит ежемесячно в конвертах» по словам депутата) и приведет как минимум к выпадению данной транспортной услуги из числа общедоступных, как это было еще несколько лет назад. Кстати, по поводу агрегаторов Лысенков высказался в том духе, что при всех жалобах на них, именно их наличие и конкуренция привели к демократизации цен на услуги такси, так что главная задача здесь – удержать агрегаторов в правовом поле, что бы соблюдали условия работы: наличие расчетного счета, работа только с имеющими лицензию водителями и т.д.

P.S. Откровенно говоря, в некоторых пассажах Вячеслав Лысенков смотрится просто таки Дон Кихотом (в хорошем смысле этого слова – как правдоруб – авт.), называя черную кошку черной кошкой. Положение же с автостраховщиками с его слов – просто-напросто черная дыра, причем, без всякой ответственности виновных – на этом фоне многие оптимистичный заявления РСА и Банка России выглядят мягко говоря дымовой завесой, например, в СМИ запущена цифра о снижении средней стоимости полиса ОСАГО на 5%, причем Банк России ссылается при этом на данные РСА, а РСА, в свою очередь, на данные Банка России. А было ли такое снижение на самом деле, вообще, не понятно. 
Кроме того, по моему, он вполне четко характеризует положение с организацией движения (как в столичном регионе) на российских дорогах как настоящий террор против автомобилистов, где забота о безопасности движения давно отошла даже не на второй, а на третий план перед фискальными интересами. Так как по его словам разрушена нормальная вертикаль, где ГАИ передает сведения, например, о приведшем к ДТП состоянии дороги в прокуратуру, а та наказывает конкретных ответственных за эксплуатацию дорог – ныне же получается, что фактически одна и та же организация выступает и эксплуатантом дорожной сети, и проверяющим, что совершенно недопустимо даже с точки зрения буквы закона, но в реальности продолжает расти и шириться.                  

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В Москве с 1 сентября будут устанавливать дорожные камеры по собственным правилам

В Москве с 1 сентября будут устанавливать дорожные камеры по собственным правилам

В России и в Москве с 1 сентября изменяются правила установки стационарных камер

30.08.2024

Осенью может произойти резкий рост стоимости обучения в автошколах

Осенью может произойти резкий рост стоимости обучения в автошколах

Стоимость обучения в автошколах с осени может подняться на 50%

15.08.2024

За катание на СИМ вдвоем грозят увеличить штраф до 100 000 рублей

За катание на СИМ вдвоем грозят увеличить штраф до 100 000 рублей

Столичные власти считают, что штрафы для нарушителей кикшеринга надо поднять в 20 раз

07.08.2024

Полиция Санкт-Петербурга займется контролем за шумными мотоциклами и машинами

Полиция Санкт-Петербурга займется контролем за шумными мотоциклами и машинами

Полиция Санкт-Петербурга намеревается всерьез наказывать владельцев слишком шумной мото- и автотехники

06.08.2024

РОАД просит подходить к утильсбору избирательнее

РОАД просит подходить к утильсбору избирательнее

РОАД просит Минпромторг перенести индексацию утильсбора на автомобили и дорожно-строительную технику на 2025 год

26.07.2024

Питер и Москва ввели скаутов-штраферов для контроля нарушителей на электросамокатах

Питер и Москва ввели скаутов-штраферов для контроля нарушителей на электросамокатах

В Санкт-Петербурге и Москве начали штрафовать самокатчиков за нарушение правил парковки и езду вдвоем

22.07.2024

Утильсбору наметили график повышения до 2030 года

Утильсбору наметили график повышения до 2030 года

Минпромторг РФ определил порядок повышения утильсбора на ввозимые юрлицами иномарки до 2030 года

17.07.2024

Возврат к списку