Новый «мощностной» формат утильсбора отложили на месяц
31 октября 2025
Срок начала применения новых правил расчета утильсбора переносится с 1 ноября на 1 декабря 2025 года
Александр Климнов, фото автора
В сентябре этого года было объявлено о новых правилах расчета утилизационного сбора для ввозимых автомобилей.
Отныне сумма утильсбора для легковых автомобилей будет рассчитываться с учетом мощности двигателя (это касается и электромобилей).
По плану Минпромторга РФ, изменения должны были вступить в силу уже с 1 ноября этого года, т.е. буквально завтра, однако, накануне ведомство успело сообщить о переносе срока начала применения новых правил расчета утильсбора на 1 декабря 2025 года.
Предусматривающий отсрочку проект постановления уже внесен в Правительство Российской Федерации.
В Минпромторге пояснили, что данное решение учитывает интересы граждан, которые заказали и оплатили автомобили мощнее 160 л.с. после публикации законопроекта с новыми правилами расчета утильсбора, либо столкнулись с задержками при транспортировке купленных машин.
Таким образом, отсрочка позволит им завершить оформление автомобиля согласно текущим правилам.
Также в ведомстве посоветовали учитывать грядущие изменения в расчете утильсбора при планировании новых заказов.
Напомним, что до сих пор ставка утильсбора начислялась исходя из возраста автомобиля (до трех лет или старше) и объема его двигателя (несколько градаций).
С 1 декабря 2025 года ставка утильсбора будет формироваться исходя из возраста автомобиля и объема его двигателя, а повышающий коэффициент будет рассчитываться по прогрессивной шкале исходя из развиваемой мотором мощности.
Причем это касается всех легковых автомобилей, даже ввезенных частными лицами.
Единственная сохраненная поблажка для частников касается автомобилей с двигателями мощностью до 160 л.с. и объемом не более 3,0 литров.
При соблюдении этого условия льготная ставка утильсбора сохраняется – 3400 рублей для новой машины и 5200 рублей для автомобиля старше трех лет.
В результате легковые автомобили мощнее 160 л.с. в скором будущем обойдутся покупателям ощутимо дороже.
Так, утильсбор на кроссовер Geely Monjaro мощностью 238 л.с. (один из самых популярных автомобилей, ввозимых по параллельному импорту) с 1 декабря обойдется частному лицу в 952 000 рублей вместо нынешних 3400 рублей (т.е. почти что под миллион (!) вместо почти что мелочи – авт.).
Однако, в Минпромторге подчеркивают, что увеличение утильсбора направлено прежде всего на мощные и дорогие автомобили, доля которых в российском автопарке не превышает 20%.
P.S. Резкий рост ввоза легковушек физическими лицами для личного пользования в сентябре и в октябре (по предварительным данным) текущего года, прежде всего, через территорию ДВФО, привел к «затовариванию» тамошних таможен, что, очевидно и заставило Минпромторг «сдвинуть вправо» сроки ввода нового утиля… Вообще-то, логично вводить новые меры с 1 (ну или 10) января, но с 2026 года утилисбор, и так должен быть планово проиндексирован, что может вызвать слишком сильный шок у рынка…
P.P.S. Кроме того, с января с 20 до 22% повышается НДС, что приведет к подорожанию производства по всей цепочке поставщиков и заметно ухудшит положение не только импортеров иномарок, но и отечественных производителей. Так что по совокупности можно сказать, авторынку предстоит, можно сказать, «идеальный шторм»…
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.