Папа УАЗа «Патриота» – УАЗ-3160, отпраздновал 25-летний юбилей

Папа УАЗа «Патриота» – УАЗ-3160, отпраздновал 25-летний юбилей

5 августа 2022


5 августа 1997 года началось производство третьего поколения Ульяновских внедорожников – УАЗ-3160


автор

Александр Климнов, фото autowp.ru и denisovets.ru


Сегодня настал четвертьвековой юбилей с начала серийного производства ульяновских внедорожников третьего поколения, т.е. УАЗ-3160.
Zastavka.jpg
Первый товарный экземпляр УАЗ-3160 сошел с конвейера Ульяновского автозавода 5 августа 1997 года (фото на заставке), при том, что разработка третьего поколения внедорожников началась еще в 1980-х, а опытный образец экспонировалася на различных выставках с начала 1990-х и даже побывал на тестах в некоторых СМИ еще в 1993-м.

Сборка первых партий УАЗ-3160 осуществлялась вручную по обходным технологиям, а в дальнейшем, для производства нового семейства, был выстроен новый цех. Однако, при проектной мощности 50 000 машин в год, в 2003 году, из-за слабого спроса на эту модель реально годовой объем выпуска не дотянул даже до тысячи экземпляров, при том, что в этом же году автозавод смог продать более 30 тысяч внедорожников семейства УАЗ-3151/-31519 «Хантер». Базовое исполнение УАЗ-3160 предлагалось потребителям по цене ~$9000, что было почти в два раза дороже обычного тентованного УАЗ-31512.

Справка: еще в 1970-х помимо создания цельнометаллической («гражданской») версии УАЗ-31514 армейского джипа УАЗ-469/-3151, выпуск которой был начат в 1993 году, Ульяновский автозавод разрабатывал и более комфортабельный вариант внедорожника, работа по которому проводилась под руководством Главного конструктора В.Ф. Чирканова.
UAZ3160_2.jpg
Этому автомобилю дали отраслевой индекс УАЗ-3160. По сути, он представлял собой значительно доработанное шасси тентованного УАЗ-31512 с колесной базой 2400 мм и колеей 1445 мм («народнохозяйственная» модификация «козлика» с «прямыми», т.е. безредукторными мостами – авт.), которое не разрешили удлинять технологи, тогда еще имевшие большую силу перед только-только появлявшимися маркетологами, но был оснащен совершенно новым, действительно цельнометаллическим (а не открытым с «условно-съемной» металлической крышей вместо матерчатого тента – авт.) кузовом, в разработке которого принимали участие специалисты АВТОВАЗа (что и предопределило стилистическое сходство УАЗ-3160 с легковушкой ВАЗ-2110 и особенно универсалом ВАЗ-2111 – авт.).
UAZ3160_1.jpg
В результате при сохранении прежней колесной базы экстерьер новой машины оказался несбалансированным (некоторые называли его «кургузым») из-за желания разработчиков сохранить 5-дверную схему кузова, где передние двери сделали полноразмерными, а двери второго ряда оказались откровенно зауженными. Данная дизайнерская ошибка была устранена уже на длиннобазной модели УАЗ-3162 «Симбир», получившей полноценные по ширине двери второго ряда.
UAZ31605_1.jpg
Тем не менее, УАЗ-3160 получил значительно более комфортабельный салон, чем у традиционного «козлика» даже в «гражданской» версии УАЗ-31514 – на нем появилась настоящая «легковая» передняя панель с комбинацией приборов ВАЗ-2107, травмобезопасный руль, кресла с подголовниками и регулировками (при этом сиденья второго ряда можно было сложить в соотношении 2:1), двери формованной внутренней обивкой. Задние кресла, как и передние, получили трехточечные инерционные ремни безопасности. Рулевая колонка стала регулироваться по высоте, кроме того рулевое управление получило гидроусилитель (ГУР), который, однако, оказался недостаточно откалиброванным, из-за чего обратная связь практически отсутствовала. Спереди появились вентилируемые дисковые тормоза, хотя задние сохранили традиционную барабанную конструкцию.
UAZ3160_5.jpg
Как и предшественника УАЗ-31514, вместимость УАЗ-3160 осталась 7-местной (5+2), где пять обычных продольных сидений были дополнены парой поперечных жестких откидных сидений в багажном отделении. Кроме того, внедорожник получил открывающуюся на правую сторону заднюю дверь с закрепленной на ней снаружи «запаской».

В целом, по техническим характеристикам УАЗ-3160 был практически идентичен УАЗ-31512/-31514. Он сохранил силовой агрегат от предшественника, хотя двухступенчатая раздаточная коробка с понижающей передачей (демультипликатором – авт.) и была модернизирована, привод переднего мост подключался жестко (т.н. трансмиссия типа Part Time – авт.), блокировки дифференциалов не предусматривались.

Первое время МКП была 4-ступенчатой, но впоследствии была заменена на полностью синхронизированную 5-ступенчатую производства Арзамасского машиностроительного завода. Оба ведущих моста были типа «Спайсер» с неразъемным картером и муфтами быстрого подключения полуосей переднего моста. Усовершенствованные ШРУСы позволили увеличить угол поворота управляемых колес, что уменьшило радиус поворота автомобиля. Передний мост получил пружинную подвеску со стабилизатором поперечной устойчивости, но сзади были оставлены малолистовые рессоры.

Одними из существенных преимуществ пружинной подвески выступает повышение комфортабельности автомобиля и одновременно повышение пассивной безопасности за счет организации зон преднамеренной деформации рамы, что сделать проще, чем в случае рессорной подвески. Также специалистами УАЗа ожидалось улучшение устойчивости автомобиля, однако, именно этот аспект в конструкции УАЗ-3160 оказался настоящей «ахиллесовой пятой», так в реальной эксплуатации нередки были случаи, когда в сравнительно пологом повороте колеса одной стороны автомобиля вывешивались, отрываясь от дороги и автомобиль ложился на бок. Как правило, это происходило на скоростях 70-90 км/ч на автомобилях с гидроусилителями руля, которые были укомплектованы внедорожными покрышками, не применявшимися при заводских испытаниях машины – с высоким профилем и мягкими боковинами. Поскольку центр тяжести у УАЗ-3160 был существенно выше, чем у УАЗ-31512 (а при установке такой резины центр тяжести смещался еще выше) автомобиль, управляемый недостаточно опытным водителем, при входе в поворот накренялся до критического уровня, после чего боковины «внутренних» покрышек «подламывались», колеса с «внешней» стороны отрывались от земли, водитель не чувствуя обратной связи с колесами (ГУР ее не обеспечивал!) применял экстренное торможение, чем еще сильнее нагружал «внутренние» колеса, и автомобиль ложился на бок.

Базовым двигателем для УАЗ-3160 стал карбюраторный 2,9-литровый УМЗ-421.10 развивавший 115 л.с. – эта модификация обозначалась как УАЗ-31601. Выпуск этой версии продолжался до 2001 года, когда на конвейер встала модификация УАЗ-31602 с более мощным 132-сильным инжекторным двигателем ЗМЗ-4092.10. Модификация УАЗ-31604 называлась экспортной и оснащалась импортным 106-сильным турбодизелем VM-425 итальянской компании VM Motori. В зависимости от комплектации, на данную версию могли устанавливаться как 4-х, так и 5-ступенчатые механические коробки передач. Однако, из-за неудачно подобранных опор двигателя, очень вибронагруженными оказались руль и рычаг коробки передач. Модификация УАЗ-31605 комплектовалась инжекторным бензиновым двигателем ЗМЗ-4213.10 объемом 2,9 л и мощностью 119 л.с. и 5-ступенчатой МКП. Модификация УАЗ-31608 комплектовалась отечественным турбодизелем ЗМЗ-5143.10. Эта модификация была выпущена ограниченной партией в 2002–2003 гг.

Производство всех модификаций УАЗ-3160 было прекращено к 2004 году – предполагалось существенно доработать конструкцию машины и снова запустить ее в производство,
UAZ3162_2.jpg
но в итоге все изменения были внедрены только на длиннобазной модели УАЗ-3162.
UAZ3162_1.jpg
Всего было изготовлено ~7,5 тысяч «короткобазных» УАЗ-3160, что в общем можно признать маркетинговой неудачей (так непопулярных ВАЗовских полноприводных минивэнов ВАЗ-2120 «Надежда» было произведено примерно столько же ~8 тыс. – авт.) зато на основе данной модели в 1998-м был разработан удлиненный УАЗ-3162 «Симбир», который впоследствии превратился в выпускаемый и поныне УАЗ-3163 «Патриот».
uaz_patriot_sport_limited_564.jpg
Кстати, в июле 2010 года УАЗ выпустил модель УАЗ-3164 «Патриот Спорт» – своего рода «идеологического преемника» УАЗ-3160 (с такой же короткой 2,4-метровой колесной базой, длиной кузова – 4,34 м и 750-литровым багажным отделением), но на уширенных до 1600 мм мостах «Патриота», который стал устойчивее в поворотах и позиционировался разработчиками как автомобиль «для молодых и активных людей». От базовой модели УАЗ Патриот Спорт отличается узкими проемами задних дверей (для его производства был применен задел из ~1,8 тыс. комплектов задних дверей, оставшихся после сворачивания выпуска УАЗ-3160).
uaz_patriot_sport_limited_26.jpg
Более короткие свесы «Патриота Спорт» предполагали его лучшую проходимость и меньший радиус разворота. Комплектовался УАЗ-3164 двумя 2,7-литровыми бензиновыми двигателями: ЗМЗ-40904 мощностью 128 л. с. (в комплектации Limited) и дефорсированным 112-сильным ЗМЗ-4091 (в комплектациях Classic и Comfort). Внедорожник оснащался 5-ступенчатой МКП производства корейской Dymos Inc. – аналогичной устанавливаемой на базовый УАЗ «Патриот». В производство УАЗ «Патриот Спорт» был запущен 1 июля 2010 года, а уже 1 декабря того же года его выпуск был остановлен (по причине исчерпания комплектов задних дверей, продолжение производства которых было признано на заводе нерентабельным – авт.).
UAZ3160_3.jpg
P.S. И тем не менее, несмотря на конструкторские и технологические недоработки именно с УАЗ-3160 начинается поколение комфортабельных ульяновских внедорожников, представленных теперь моделями Патриот (УАЗ-3163) и Пикап (УАЗ-23632).

Следите за новостями на портале www.rim3.ru 

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Поздравление с Днём народного единства

Поздравление с Днём народного единства

Поздравление с Днём народного единства от коллектива портала для автомобилистов «Третий Рим»

04.11.2025

EVOLUTE заменяет бюджетный электроседан i-PRO на компактный SUV i-JOY нового поколения

EVOLUTE заменяет бюджетный электроседан i-PRO на компактный SUV i-JOY нового поколения

EVOLUTE выпускает взамен популярного в такси 1,5-миллионного электроседана i-PRO электрокроссовер i-JOY второго поколения  предположительно за 1,6–1,7 млн рублей

03.11.2025

Электробус КАМАЗ-6282 ONC с технологией ночной зарядки вышел на маршрут в Зеленограде

Электробус КАМАЗ-6282 ONC с технологией ночной зарядки вышел на маршрут в Зеленограде

ГУП «Мосгортранс» начал опробовать технологию ONC-зарядки (ночной) электробусов с маршрута в Зеленограде

03.11.2025

Ram выведет на рынок свой первый SUV в 2028 году

Ram выведет на рынок свой первый SUV в 2028 году

Вместо полноразмерного электропикапа Ram 1500 REV в 2027 году в серию пойдет среднеразмерный Ramcharger с бензиновым ДВС и гибридным EREV

01.11.2025

ВАЗ довел Lada Vesta до уровня современной иномарки бесключевым доступом и удаленным запуском

ВАЗ довел Lada Vesta до уровня современной иномарки бесключевым доступом и удаленным запуском

Начат выпуск LADA Vesta с современными опциями бесключевого доступа и удаленного запуска

31.10.2025

Новый «мощностной» формат утильсбора отложили на месяц

Новый «мощностной» формат утильсбора отложили на месяц

Срок начала применения новых правил расчета утильсбора переносится с 1 ноября на 1 декабря 2025 года

31.10.2025

«ГАЗон NEXT» получил систему курсовой устойчивости ESC

«ГАЗон NEXT» получил систему курсовой устойчивости ESC

Среднетоннажники «ГАЗон NEXT» теперь будут оснащать электронными системами активной безопасности ESC, ASR и HSA

28.10.2025

Возврат к списку

Нажимая кнопку «Принимаю» и продолжая использовать данный сайт, Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie.