«Роскачеству» поручили разобраться с качеством топлива в стране

«Роскачеству» поручили разобраться с качеством топлива в стране

7 февраля 2019


Первыми «под раздачу» попали «бодяжники» Ставрополья


автор

Александр Климнов, фото Роскачество


В 2018 году Автономной некоммерческой организации «Роскачество» совместно с Минпромторгом России и в рамках соглашения с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии «Росстандартом» поручили провести проект по проверке качества наиболее востребованного в стране автомобильного бензина марки АИ-92. Честь принять на себя «пилотный удар» проекта принял на себя Ставропольский край, где им было охвачено шесть десятков АЗС. Естественно, что в дальнейшем данный по исследованию качества бензина на местах будет распространен и на прочие регионы России.

«Росстандарт» располагает точными данными, что фальсифицированный бензин попадает на автозаправки с баз нефтепродуктообеспечения, которые в немалом количестве расплодились, в частности, на территории Северо-Кавказского ФО. Под контроль исследователей попал бензин с 26 сетевых АЗС (ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Лукойл», ООО «Южная нефтяная компания», ООО ПКП «Ставпромкомплект», ООО «ЮТК», ООО «Компания «Астра», ООО «Ставнефть») и 34 частных АЗС Ставропольского края.

Согласно утвержденным стандартам и ГОСТам бензин был подвергнут всем положенным исследованиям по 31 показателю качества и безопасности. В частности, эксперты проверили соответствие топлива обязательным требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»), требованиям ГОСТа 32513-2013 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия», а также по экологическим и эксплуатационным показателям.
И что же? Результаты подтвердили общеизвестную тенденцию – у продавцов из крупных сетей нарушений меньше, хотя, тоже встречаются, но вот мелкие частные «бензоналивайки» (прямо как те самые паршивые овцы из пословицы – авт.) весьма портят картину – фактически «спят и видят» как бы объегорить покупателей топлива, применяя весь очевидный и не очень набор фальсификаций и прочих мошенничеств.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в этой связи сообщил, что: «Исследования качества автомобильного топлива подтвердили, что только в семи случаях из 60 были выявлены нарушения обязательных требований. Большинство проб с нарушениями закуплены на небольших заправках частных предпринимателей. Исследование также показало, что топливо по цене ниже, чем на сетевых АЗС, уступает по качеству бензина крупных автозаправочных станций. Информация о нарушениях была передана в Росстандарт, который уже начал соответствующие мероприятия в целях принятия в отношении нарушителей мер административного воздействия, вплоть до наложения «оборотных» штрафов».

Одним из самых громких итогов исследования стал вывод о самом массовом нарушении – несоблюдении порядка обращения топлива на рынке, что начало выявляться уже на начальной стадии закупки образцов экспертами Ассоции. Так, на 28 АЗС операторы даже не смогли предъявить копию паспорта топлива, собственно, подтверждающего качество бензина, что является нарушением техрегламента (ст. 3 ТР ТС). Из «грешников» чаще других попадались частники (4 сетевые АЗС, 11 АЗС формы собственности ООО, 13 АЗС формы собственности ИП). Ну, а где копии паспортов имелись – треть оказалась «протухшей», т.е. просроченной (на 12 АЗС).

Естественно, что испытания проводились в аккредитованной испытательной лаборатории и в полном соответствии с методическими рекомендациями Росстандарта по «организации и проведению общественного контроля, партнерства и взаимного сотрудничества в сфере топливного рынка». Исследования проб стандартными методами велись на поверенных средствах измерения и, конечно же, аттестованном испытательном оборудовании.

Руководитель «Роскачества» Максим Протасов отметил: «В рамках соглашения Роскачества и Росстандарта были апробированы методические рекомендации контрольно-надзорного органа для проведения мониторинга качества топлива на АЗС. После проведения отбора проб и исследования Роскачество направило информацию о выявленных нарушениях в Росстандарт. Это отличный пример объединения передовых методологий регулятора и высокоточных принципов исследования Роскачества. И мы намерены развивать сотрудничество в этом направлении. Эффективность подобной коллаборации уже доказана мировым опытом».

Всем автомобилистам известно, что ключевым эксплуатационным показателем качества бензина считается октановое чисто, которое характеризует стойкость бензина к воспламенению под воздействием сжатия в цилиндре двигателя – более высокое число позволяет создать большую компрессию, без детонации, а значит повысить мощность и одновременно экономичность двигателя и ТС в целом. Октановое число указывается в стандартах или технических условиях топлива, так бензин АИ-92 должен показывать по исследовательскому методу не менее 92 единиц, и не менее 83 единиц по моторному методу (для которого, кстати, используется специальный одноцилиндровый ДВС с изменяемым рабочим объемом – авт.).
  
В свою очередь несоответствие октанового числа заявленному классу по словам начальника испытательной лаборатории «ОНКО-ВНИИ НП» Александра Гордейко приводит к увеличению расхода топлива и уменьшению КПД двигателя и даже разрушению поршневой группы двигателя (что тем более актуально для современных высокофорсированных моторов фактически вне зависимости от величины их рабочего объема – авт.). Так вот, исследование показало, что лишь единственная частная АЗС (ИП Подольного Р. Ю. из города Георгиевск) не выдержала соответствие топлива заявленному октановому числу. Достойный результат?

К сожалению «дьявол кроется в деталях» – кроме самого по себе октанового числа топлива в наше время едва ли не столь же важна еще и такая его характеристика как концентрация оксигенатов – метанола, этанола, изопропилового спирта, трет-бутилового спирта, изобутилового спирта, эфиров и других. Данные компоненты расширяют функциональность бензина (в том числе облегчение запуска двигателя при низких температурах – авт.) и даже порой позволяют повысить его потребительское качество, например, топливо с такими присадками демонстрирует заметно лучшие моющие свойства и характеристики горения, а также при сгорании образует меньше оксида углерода и углеводородов (т.е. кардинально экологичнее, чем прямогонные и крекинговые бензины прошлого столетия – авт.). Так, вот по результатам исследования, превышение концентрации этих самых оксигенатов было выявлено на 5-ти частных АЗС (ИП Амаева А. М. (г. Михайловск), ИП Казаряна Р. В. (г. Ставрополь), двух ИП Амаева Д. М. (г. Ставрополь), а также на ИП Магомедова М. Д. (г. Ипатово). Впрочем, хотя, оксигенаты и могут спровоцировать неисправность двигателя, но не входят в список запрещенных добавок.

И все же – производной от содержания оксигенатов выступает кислород, слишком большое содержание которого провоцирует некорректную работу датчиков расхода воздуха и ведет к чрезмерному окислению деталей дорогостоящей топливной системы. Согласно техническому регламенту, массовая доля кислорода в топливе не должна превышать 2,7% (норматив установлен для принятых в РФ бензинов экологических классов К3, К4 и К5). Исследование констатировало повышенное содержание кислорода на 3-х частных АЗС (ИП Казаряна Р. В. (г. Ставрополь) и двух ИП Амаева Д. М. (г. Ставрополь).

Еще одной общеизвестной сегодня вредной составляющей бензина выступает сера, превышение по содержанию которой (свыше 500 мг/кг), вызывающей сокращение срока службы моторного масла и топливных форсунок (а также просто уничтожающее каталитические нейтрализаторы от К4 и выше – авт.), было выявлено в бензине на 7-ми АЗС, из которых шесть были частными (ИП Фетисовой С. А. (г. Минеральные Воды), ИП Подольного Р. Ю. (г. Георгиевск), ИП Казаряна Р. В. (г. Ставрополь), ИП Амаева А. М. (г. Михайловск), ИП Магомедова М. Д. (г. Ипатово) и двух ИП Амаева Д. М. (г. Ставрополь)), но попалась и одна сетевая.
Зато эксперты «Роскачества» не обнаружили в составе бензина механических примесей и воды, естественно, тоже весьма негативно влияющих на работу двигателя.

В этой связи вспоминается история о том как три десятилетия назад (во времена советского дефицита всего и вся) в Тольятти ВАЗ-овские горе-рационализаторы начали успешно (о, сила гаражных мифов!) устанавливать на свои собственные (!) «Жигули» впрыск воды, но сэнономив несколько процентов на расходе бензина, вскоре столкнулись с тотальной коррозией зеркал цилиндров, попав, таким образом, на гораздо более дорогостоящую, чем сэкономленное топливо «капиталку» двигателей.
  
Также не было выявлено нарушений по фракционному составу топлива, включая превышения концентрации свинца, марганца и железа, несоответствия стандартам объемных долей монометиланилина, бензола, ароматических и олефиновых углеводородов, напрямую влияющих на экологический ущерб от вредных выбросов отработавших газов.

Кроме того, к топливу согласно ГОСТу применяются еще и экологические требования по сокращению его вредного воздействия на окружающую среду, для чего необходимо использование герметичного оборудования как при самом производстве (на НПЗ), так и во время транспортировки бензина и его хранения. При этом технологический режим должен строго выдерживаться, а проведение различных манипуляций с бензином должен быть обеспечен мерами, исключающими его попадание в канализации, водоемы и почву. Допустимое количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, а также контроль за их содержанием устанавливает ГОСТ 17.2.3.02-78.

Еще с 1 июля 2016 года Россия в целях охраны окружающей среды перешла на использование топлива экологического стандарта не ниже Евро-5, предполагающее пятикратное снижение в таком топливе по сравнению со стандартом Евро-4 сернистых соединений и уменьшение общей токсичности выхлопных газов.

По данным «Росстандарта», доля нарушений по физико-химическим характеристикам топлива за 2018 год снизилась до 9%. Например, у сетевых АЗС она составила около 3,5%, а среди «независимых» несетевых автозаправок – 22%.
Улучшение ситуации «Росстандарт» связывает с внедрением новых механизмов надзора на рынке и совместной работой с объединениями и добросовестными участниками рынка, что позволило наладить механизмы внутреннего контроля качества реализуемого топлива.

Ниже приведены основные проблемы (по данным «Росстандарта»), с которыми сталкиваются автомобилисты на АЗС:
– На АЗС могут залить бензин более низкого сорта: например, АИ-80 вместо АИ-92.
– Характеристики бензина доводят до более высоких показателей при помощи добавления запрещенных антидетонационных присадок, повышающих октановое число.
– Бензин разбавляют водой, чтобы получить больший объем продукта для реализации.
– Бензин зачастую бывает грязным, в нем нередко содержатся различные вредные примеси.

Оправданны ли опасения потребителей оправданы?

Испытания показали, что на АЗС действительно могут продать бензин с октановым числом, не соответствующим заявленному классу, но такое нарушение было выявлено на единственном из закупленных образцов, а неправильные или избыточные антидетонационные присадки, т.е. оксигенаты, хотя и были обнаружены (см. выше), но под запрет не попадают. Ни воды, ни механических примесей в образцах не обнаружено. Повышенное содержание серы, выявленное в семи образцах, не только сказывается на нормальной работе автомобиля, но также негативно влияет на окружающую среду. Информация о нарушениях, выявленных «Роскачеством» была передана в Росстандарт, который уже начал проводить по ним собственные проверки.

  И все же, важнейшим внешним фактором, помогающим избежать неприятностей с качеством бензина служит его розничная цена: так, при закупке образцов наиболее низкие цены были зафиксированы как раз на самых «левых» заправках: наиболее дешевый бензин по ₽41,9 за литр реализовывался на АЗС ИП Абазехова Л. А. в Новопавловске.
На сетевых же АЗС цены были преимущественно выше, ну а наиболее дорогой бензин продавался на АЗС «Башнефть» в Курском районе – ₽45,7 за литр.

  Что делать, если на АЗС заправили плохим бензином?
Несмотря на относительно низкую долю фальсификата на рынке автомобильного топлива, вероятность напороться на него все еще отнюдь не гипотетическая. При этом, по словам руководителя Федерации автовладельцев России, члена Общественного совета при Росстандарте Сергея Канаева при возникновении поломки автомобиля именно по причине некачественного топлива доказать именно эту первопричину автовладельцу будет крайне сложно: «Нужно делать экспертизу и обращаться в Росстандарт. Причем если водитель покинул АЗС, на которой ему продали некачественный бензин, то процедура станет еще сложнее, ведь придется доказать еще и то, что топливо, вызвавшее поломку, было куплено именно там, а не на какой-то другой автозаправке. Для этого потребуется проведение уже другой экспертизы – на наличие в нем различных примесей и добавок. Проще сделать ремонт автомобиля».
12.jpg

Отбор проб топлива проводится только в такие вот сертифицированные бутылки

Если же водитель еще не успел уехать с АЗС (интересно, как же он тогда выяснит, что с автомобилем вообще начались какие-то проблемы? – авт.), то ему необходимо попросить у оператора пробник бензина, который необходим для экспертизы, так как осуществить отбор топлива собственными силами в соответствии с утвержденными Росстандартом правилами практически невозможно: «Потому что для самостоятельного отбора проб нужно, во-первых, иметь при себе все необходимое оборудование – специальные емкости, воронки и так далее – и, во-вторых, соблюдать порядок, указанный в методических рекомендациях», – почеркивает С.Канаев. Любопытствующих отсылаю непосредственно на сайт «Росстандарта».
11.jpg

Только такая мерная и опечатанная канистра может обеспечить юридическую правоту потребителя, как по качеству, так и количеству топлива. Но у кого из обычных автомобилистов она есть?    

  
P.S. Мое мнение – такая процедура, при всей ее технологической корректности по сути защищает продавца, а не покупателя. Так, что защити себя сам: не экономь на цене бензина – ремонт двигателя обойдется дороже! В любом случае сохраняй чек на покупку топлива до следующей заправки.

P.P.S. Недавно редакция «АР» провела аналогичное редакционное расследование по качеству зимнего дизельного топлива (на сегодня каждая 10-я легковушка в стране дизельная) – выводы, поразительно схожи с исследованием «Роскачества»: бурду из смеси части летнего дизтоплива с судовым и печным (до недавних пор их реализация на автозаправках была не запрещена) допускают только несетевые «независимые» АЗС, так что и здесь тот же вывод «бойся несетевых ИП дармовщину предлагающих». Другой вопрос, что иного выхода у многих «ИП-шных» АЗС просто нет, так как всевозрастающие оптовые цены на топливо отнимают у них даже минимальную прибыль. Но, господа автомобилисты и автовладельцы скажите честно – вас должны занимать их проблемы или собственные авто? Так, что повторю еще раз: если скупой платит дважды, то в случае с подозрительно дешевым бензином и дизтопливом, он может заплатить и многократно больше.

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Хэтчбеку Volkswagen Golf исполнилось полвека!

Хэтчбеку Volkswagen Golf исполнилось полвека!

За 50 лет во всем мире произведено 37 миллионов компактных хэтчбеков Volkswagen Golf

29.03.2024

ВАЗ увлекся регистрацией новых латинских названий для будущих моделей LADA

ВАЗ увлекся регистрацией новых латинских названий для будущих моделей LADA

АВТОВАЗ оформил в Роспатенте десяток названий по товарной категории «легковые автомобили»

27.03.2024

«Volga» зарегистрирована ГАЗом как торговый знак

«Volga» зарегистрирована ГАЗом как торговый знак

Основой возрождаемой «Волги» может стать китайский седан D-класса Changan Raeton Plus

27.03.2024

Суперкар Audi R8 приказал долго жить

Суперкар Audi R8 приказал долго жить

Преемника у среднемоторного суперкара Audi R8 не будет

25.03.2024

ГК «СТТ» показала на MITT 2024 новые нижегородские микроавтобусы и автодом ГАЗ

ГК «СТТ» показала на MITT 2024 новые нижегородские микроавтобусы и автодом ГАЗ

На MITT'24 компания ГК «СТТ» показала VIP-микроавтобусы, электромобиль и автодом

22.03.2024

На B2B выставке «Food Expo 2024» показали спецтехнику ГАЗ

На B2B выставке «Food Expo 2024» показали спецтехнику ГАЗ

На выставке Food Expo'24 показали фудтрак на базе «ГАЗель NN» и промтоварный фургон «Соболь NN»

22.03.2024

ГК «СТТ» представила на TransRussia'24 серийный магистральный тягач «Валдай 45»

ГК «СТТ» представила на TransRussia'24 серийный магистральный тягач «Валдай 45»

На выставке «TransRussia 2024» компания ГК «СТТ» показала серийный седельный тягач «Валдай 45» рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой 45 тонн

21.03.2024

Возврат к списку