Российские ученые смогли продлить ресурс КАМАЗов

Российские ученые смогли продлить ресурс КАМАЗов

22 июня 2022


Российская наука смогла предложить способ восстановления полуосей КАМАЗов


автор

Александр Климнов, фото автора и МИСиС


По данным НАПИ/RAMR по итогам первых пяти месяцев 2022 года рынок подержанных грузовиков сократился на 23,3%, и составил 83,9 тыс. машин.
Структура рынка существенно не изменилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
tab.jpg
Так, сократилась доля подержанных грузовых автомобилей возрастом до 3 лет (–1,8%), 8-10 лет (–2,2%), старше 20 лет (–1,7%). Больше всего выросла доля грузовиков в возрасте 11–15 лет (+3%).

На этом фоне тем более значимым выглядит достижение российских ученых из НИТУ «МИСиС», СГАУ имени Вавилова и Казанского национального исследовательского технологического университета, которые предложили технологию восстановления изношенных стальных деталей узлов ходовой части грузовых автомобилей, которая позволит обеспечить технический суверенитет авторемонтного производства. Стоимость восстановления изношенных деталей составит примерно 80% от средней рыночной цены новой.

Введенные против России экономические санкции затронули в том числе и отечественную автомобильную промышленность: под запрет попали поставки компонентов для производства и ремонта автомобилей. Среди пострадавших от санкций – грузовой гигант КАМАЗ.

На сегодняшний момент не существует ресурсосберегающих технологий, позволяющих качественно и надежно восстанавливать подверженные интенсивному износу детали наиболее нагруженных узлов грузовых автомобилей и тяжелой техники для дальнейшей повторной эксплуатации. К таким деталям относятся, например, полуоси задних мостов автомобилей КАМАЗ, испытывающие значительные нагрузки и при этом имеющие низкий ресурс. Существующие методы восстановления полуосей наплавкой непосредственно на изношенную поверхность сложны, дороги, не отвечают требованиям безопасности при эксплуатации, не подходят для потокового ремонта техники.

Ученые предложили технологию восстановления изношенных металлоемких деталей грузовых автомобилей методом горячей пластической деформации c предварительным нанесением нового, компенсирующего износ металла на нерабочую поверхность, которая позволит частично решить проблему дефицита запчастей для отрасли грузоперевозок.

Процесс восстановления включает в себя очистку изношенной детали, приваривание стыковой сваркой к торцу компенсирующего слоя, преддеформационный нагрев заготовки до температуры пластической деформации, штампование, отжиг поковки, обработку резанием до номинальных размеров, термообработку, что позволяет максимально приблизить физико-механические свойства восстановленной детали к требованиям завода-изготовителя, в 2 раза продлить срок ее службы и обеспечить безопасность эксплуатации.

Один из авторов исследования, заведующий кафедрой промышленного менеджмента НИТУ «МИСиС», к.э.н. Юрий Костюхин поясняет: «Учитывая данные экологических организаций о том, что исчерпаемых ресурсов железа хватит на 150 лет, а переплавка сданных в металлолом изношенных стальных деталей требует значительных расходов топлива, кислорода, воды и электроэнергии, следует обратить внимание на такой резерв экономии металла, как восстановление изношенных деталей, уменьшающее обратимые и необратимые потери металла, как в сфере эксплуатации, так и при производстве новых запасных частей».
1.jpg
В качестве опытных образцов исследователями были взяты полуоси ведущего моста КАМАЗа весом примерно 20 кг каждая, изготовленные из стали марки 47Mn8 и изношенные более чем на 70%. Выбор именно этой детали для восстановления не случаен: только в отдельно взятом аграрном регионе страны – Саратовской области, например, спрос на новые полуоси грузовых автомобилей составляет 2500 штук в год. Всего же в России в настоящее время эксплуатируется свыше 700 тысяч КАМАЗов.

В качестве источника компенсационного материала для наиболее изношенных частей узла были использованы фрагменты не подлежащих восстановлению аналогичных полуосей. После приварки компенсатора и удаления грата, восстановленная часть локально нагревается в соляной печи до температуры пластической деформации 1150–1120 °С. Затем нагретая деталь помещается в специальное штамповальное устройство, размещенное на рабочем столе 400-тонного гидравлического пресса, где происходит формообразование поковки с припусками на последующую механическую обработку.
2.jpg
Авторы исследования подсчитали, что восстановление только 2500 полуосей из Самарской области в год позволит сэкономить до 50 тонн высокопрочной стали, тем самым снижая нагрузку на окружающую среду. При этом стоимость восстановления одного узла составит примерно 7400 рублей при средней рыночной стоимости новой детали более 9000 рублей. Капитальные затраты, необходимые для приобретения кузнечно-прессового и нагревательного оборудования, составляют около 900 тысяч рублей. По оценке авторов, ежегодные расходы на восстановление 2500 полуосей ведущих мостов грузовых автомобилей составят примерно 4,5 млн рублей. Развернуть ремонтный цех можно за 1 год, а на самоокупаемость проект должен выйти примерно через 6 лет при рентабельности 18%.
MISIS.jpg
P.S. В условиях, фактически санкционной войны Запада против России каждая отечественная технология, позволяющая продлять ресурс автотехники, становится реальным вкладом в стабилизацию экономики страны.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Турция заказала много-много Боингов

Турция заказала много-много Боингов

Руководители Турции и США договорились о закупке авиакомпанией Turkish Airlines 225 самолетов Boeing до 2035 года

29.09.2025

У КАМАЗа появился новый логотип терминальной техники с морским коньком

У КАМАЗа появился новый логотип терминальной техники с морским коньком

Портовый тягач КАМАЗ Galleon получит собственную фирменную эмблему с морским коньком вместо Аргамака

26.09.2025

ВАЗ может до полугода остаться на 4-дневной рабочей неделе из-за запуска производства LADA Iskra на заводе «Автозавод Санкт-Петербург»  и плохого рынка

ВАЗ может до полугода остаться на 4-дневной рабочей неделе из-за запуска производства LADA Iskra на заводе «Автозавод Санкт-Петербург» и плохого рынка

АВТОВАЗ снизил планы производства автомобилей LADA в 2025-м с полумиллиона до 300 тыс. плюс-минус 10%, включая ижевский и питерский филиалы

24.09.2025

Porsche и Bentley сократили аппетиты по электрическим платформам

Porsche и Bentley сократили аппетиты по электрическим платформам

Будущие люксовые электрические внедорожники Bentley и Porsche будут вынуждены довольствоваться вместо собственной платформы SSP «общефольксвагеновской» PPE

24.09.2025

Бизнес-джет Otto Phantom 3500 станет вдвое экономичее конкурентов, но медленнее

Бизнес-джет Otto Phantom 3500 станет вдвое экономичее конкурентов, но медленнее

Стартап Otto Aviation обещает революционные характеристики бизнес-джета Phantom 3500, но за счет более низкой скорости и отсутствия иллюминаторов

23.09.2025

На ЛАДА Ижевск прошел «День открытых дверей» в честь 60-летнего юбилея автозавода

На ЛАДА Ижевск прошел «День открытых дверей» в честь 60-летнего юбилея автозавода

За 60 лет с конвейера Ижевского автозавода сошло 5,7 млн автомобилей

22.09.2025

В Питере торжественно отметили начало отгрузок товарных автомобилей LADA Iskra

В Питере торжественно отметили начало отгрузок товарных автомобилей LADA Iskra

На «Автозаводе Санкт-Петербург» провели торжественную церемонию начала отгрузки товарных автомобилей LADA Iskra

19.09.2025

Возврат к списку

Нажимая кнопку «Принимаю» и продолжая использовать данный сайт, Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie.