Российские ученые выяснили, что вредные излучения в китайских гибридах превышают нормы в 8 раз!

Российские ученые выяснили, что вредные излучения в китайских гибридах превышают нормы в 8 раз!

11 августа 2025


Ученые Пермского Политеха выявили, что потенциально опасные уровни излучения в китайских гибридных авто превышают нормы в 8 раз, особенно при интенсивном разгоне и торможении


автор

Александр Климнов, фото Пермского Политеха



Российский авторынок демонстрирует достаточно стремительный рост спроса на экологичный транспорт, так за 2024 год продажи гибридных автомобилей увеличились в 2,9 раза, достигнув 62,8 тыс.

Значительную часть этого объема составляют модели китайского производства, которые активно заполняют нишу, оставленную ушедшими западными брендами.

При этом Китай уже контролирует 62% мирового рынка электромобилей, что подчеркивает его лидерство в этом сегменте.

Однако вместе с увеличением количества таких транспортных средств на дорогах возникает проблема их электромагнитной безопасности.

Согласно свежим данным электромагнитные поля, характерные для электромобилей и гибридов, могут представлять угрозу для здоровья, провоцировать канцерогенные заболевания, различные неврологические нарушения, депрессии.

Ученые «Пермского национального исследовательского политехнического университета» (Пермского Политеха) провели исследование и выявили потенциально опасные уровни излучения в китайских гибридных авто, превышающие нормы в 8 раз (!).

Полученные данные имеют важное практическое значение для автомобильной промышленности и здравоохранения.

Результаты исследования опубликованы в научной статье в в университетском журнале «Транспорт. Транспортные сооружения. Экология» №2 за 2025 год.

Справка: электромагнитное излучение – это невидимые волны энергии, которые окружают нас повсюду: от солнечного света до смартфонов, ноутбуков, Wi-Fi-роутеров, микроволновок и даже проводки в стенах.

В малых дозах оно не представляет опасности – наш организм постоянно взаимодействует с естественными электромагнитными полями.

Однако эффект может быть накопительным: при длительном и интенсивном воздействии, особенно от мощных источников, потенциальные риски для здоровья возрастают.

В традиционных автомобилях с двигателями внутреннего сгорания причинами возникновения такого излучения выступают генератор, создающий электрический ток, свечи зажигания с их высоковольтными импульсами, а также многочисленная электроника салона.

Особенно сильные поля образуются в высоковольтной системе зажигания.

Фактически весь кузов автомобиля работает как своеобразный резонатор, концентрируя эти электромагнитные поля.

Директор института дорожного строительства и транспорта ПНИПУ, кандидат технических наук Алексей Щелудяков объясняет: «В электромобилях и гибридах картина принципиально иная. Основными источниками электромагнитных полей здесь становятся куда более мощные системы. Во-первых, тяговый электродвигатель, который при работе создает сильное переменное магнитное поле. Сюда же относится литий-ионные аккумуляторы. Особенность электротранспорта в том, что по его силовым кабелям протекают токи значительно большей силы (до сотен ампер), чем в обычных автомобилях, что создает соответствующие по мощности электромагнитные поля».

По словам эксперта, дополнительным источником также являются мощные инверторы, которые преобразуют постоянный ток батареи в переменный для двигателя.

Вредным излучателем также выступает зарядное устройство, особенно если оно находится близко к человеку.

При этом важно понимать, что по сравнению с традиционными авто, где основные источники излучения работают периодически, в электромобилях эти системы активны постоянно во время движения, создавая непрерывное электромагнитное воздействие.

Ученые Пермского Политеха провели исследование по измерению значений магнитного и электрического поля в гибридном авто в разных режимах: при разгоне, при торможении и без движения.

Эксперты выяснили, что уровень вредного излучения в салоне значительно превышает безопасные нормы, особенно во время активных маневров.

Наибольшие показатели были зафиксированы при разгоне – напряженность электрического поля достигала 200 В/м, что в 8 раз выше безопасного предела.

По нормам СанПиН допустимым отклонением считается 10-25, предельно допустимым – 25-40, 100-200 говорит о негативном влиянии, а 200 и более признается опасным для здоровья.

Алексей Щелудяков отмечает: «При торможении, когда автомобиль преобразует энергию движения обратно в электричество, так называемое рекуперативное торможение, излучение также оставалось высоким — 50–100 В/м. В состоянии покоя уровни снижались до 0–10 В/м, что соответствует норме. Магнитное поле вело себя схожим образом: его интенсивность резко возрастала при ускорении и торможении, создавая дополнительную нагрузку на организм».

Ученые Пермского Политеха установили, что существующие системы электромагнитной защиты в гибридных автомобилях требуют доработки – особенно для режимов активного ускорения и торможения.

Поскольку электромагнитное излучение имеет накопительный эффект, длительное воздействие, особенно при регулярных поездках, может негативно влиять на здоровье водителя и пассажиров.

По мнению ученых, решение этой проблемы лежит в нескольких плоскостях, во-первых, применение специальных экранирующих материалов для высоковольтных компонентов, разработка новых фильтров электромагнитных помех и совершенствование архитектуры электронных систем транспортных средств.

Во-вторых, перспективным будет метод компьютерного моделирования, который позволит выявить и устранить потенциальные проблемы электромагнитной совместимости еще на этапе проектирования, что существенно снижает затраты на последующие доработки.

Эти меры помогут не только повысить безопасность водителей и пассажиров, но и обеспечить более стабильную работу бортовой электроники, что в перспективе сделает эксплуатацию гибридных и электрических автомобилей комфортнее и безопаснее для всех участников дорожного движения.

Пока же водителям стоит обращать внимание на этот фактор при выборе гибрида или электромобиля.

P.S. В свете недавно опубликованного «Росстандартом» стоп-листа на ОТТС ряда моделей грузовиков наиболее популярных китайских брендов, исследования пермских ученых по китайским гибридам выглядят уже не столь сенсационными, но бьют в ту же точку – российский авторынок должен быть защищен от некачественной продукции, пусть даже происходящей из наиболее дружественной страны.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Китайская компания Huawei представила первую в мире стомегаваттную ЭЗС для тяжелых грузовиков

Китайская компания Huawei представила первую в мире стомегаваттную ЭЗС для тяжелых грузовиков

Huawei надеется, что ее электрозаправка мощностью 100 МВт для тяжелых грузовиков позволит сократить выбросы CO2 ежегодно на 45 000 тонн

25.08.2025

Новинки выставки AutoBusExpo 2025

Новинки выставки AutoBusExpo 2025

Выставка AutoBusExpo покажет все виды автобусов на одной площадке в Москве

19.08.2025

Airbus A320 готовится отобрать звание самого массового реактивного авиалайнера в мире у Boeing 737

Airbus A320 готовится отобрать звание самого массового реактивного авиалайнера в мире у Boeing 737

Уже в сентябре Airbus A320 может обойти Boeing 737 по общему количеству поставленных за все время самолетов

18.08.2025

На МЕФТ-2025 показали отечественные модели для таксомоторных перевозок

На МЕФТ-2025 показали отечественные модели для таксомоторных перевозок

На МЕФТ-2025 показали электромобили «Атом» и АМБЕРАВТО А5 в варианте для такси

18.08.2025

ВАЗ представил на МЕФТ-2025 замену иномаркам-такси в виде LADA Iskra и Aura

ВАЗ представил на МЕФТ-2025 замену иномаркам-такси в виде LADA Iskra и Aura

На таксомоторном форуме МЕФТ-2025 АВТОВАЗ показал свою альтернативу иномаркам

15.08.2025

ВАЗ развернет массовое производство LADA Iskra 18 августа после возвращения из корпоративного отпуска

ВАЗ развернет массовое производство LADA Iskra 18 августа после возвращения из корпоративного отпуска

АВТОВАЗ утверждает, что инсинуации по поводу переноса массового производства LADA Iskra на 2026 год беспочвенны

15.08.2025

Несмотря на падение рынка новых LCV на нем появились несколько драйверов роста

Несмотря на падение рынка новых LCV на нем появились несколько драйверов роста

Рынок новых LCV по итогам июля и семи месяцев 2025 года продолжает падать, но есть несколько моделей, показывающих рост

13.08.2025

Возврат к списку