Российские ученые выяснили, что вредные излучения в китайских гибридах превышают нормы в 8 раз!
11 августа 2025
Ученые Пермского Политеха выявили, что потенциально опасные уровни излучения в китайских гибридных авто превышают нормы в 8 раз, особенно при интенсивном разгоне и торможении
Александр Климнов, фото Пермского Политеха
Российский авторынок демонстрирует достаточно стремительный рост спроса на экологичный транспорт, так за 2024 год продажи гибридных автомобилей увеличились в 2,9 раза, достигнув 62,8 тыс.
Значительную часть этого объема составляют модели китайского производства, которые активно заполняют нишу, оставленную ушедшими западными брендами.
При этом Китай уже контролирует 62% мирового рынка электромобилей, что подчеркивает его лидерство в этом сегменте.
Однако вместе с увеличением количества таких транспортных средств на дорогах возникает проблема их электромагнитной безопасности.
Согласно свежим данным электромагнитные поля, характерные для электромобилей и гибридов, могут представлять угрозу для здоровья, провоцировать канцерогенные заболевания, различные неврологические нарушения, депрессии.
Ученые «Пермского национального исследовательского политехнического университета» (Пермского Политеха) провели исследование и выявили потенциально опасные уровни излучения в китайских гибридных авто, превышающие нормы в 8 раз (!).
Полученные данные имеют важное практическое значение для автомобильной промышленности и здравоохранения.
Результаты исследования опубликованы в научной статье в в университетском журнале «Транспорт. Транспортные сооружения. Экология» №2 за 2025 год.
Справка: электромагнитное излучение – это невидимые волны энергии, которые окружают нас повсюду: от солнечного света до смартфонов, ноутбуков, Wi-Fi-роутеров, микроволновок и даже проводки в стенах.
В малых дозах оно не представляет опасности – наш организм постоянно взаимодействует с естественными электромагнитными полями.
Однако эффект может быть накопительным: при длительном и интенсивном воздействии, особенно от мощных источников, потенциальные риски для здоровья возрастают.
В традиционных автомобилях с двигателями внутреннего сгорания причинами возникновения такого излучения выступают генератор, создающий электрический ток, свечи зажигания с их высоковольтными импульсами, а также многочисленная электроника салона.
Особенно сильные поля образуются в высоковольтной системе зажигания.
Фактически весь кузов автомобиля работает как своеобразный резонатор, концентрируя эти электромагнитные поля.
Директор института дорожного строительства и транспорта ПНИПУ, кандидат технических наук Алексей Щелудяков объясняет: «В электромобилях и гибридах картина принципиально иная. Основными источниками электромагнитных полей здесь становятся куда более мощные системы. Во-первых, тяговый электродвигатель, который при работе создает сильное переменное магнитное поле. Сюда же относится литий-ионные аккумуляторы. Особенность электротранспорта в том, что по его силовым кабелям протекают токи значительно большей силы (до сотен ампер), чем в обычных автомобилях, что создает соответствующие по мощности электромагнитные поля».
По словам эксперта, дополнительным источником также являются мощные инверторы, которые преобразуют постоянный ток батареи в переменный для двигателя.
Вредным излучателем также выступает зарядное устройство, особенно если оно находится близко к человеку.
При этом важно понимать, что по сравнению с традиционными авто, где основные источники излучения работают периодически, в электромобилях эти системы активны постоянно во время движения, создавая непрерывное электромагнитное воздействие.
Ученые Пермского Политеха провели исследование по измерению значений магнитного и электрического поля в гибридном авто в разных режимах: при разгоне, при торможении и без движения.
Эксперты выяснили, что уровень вредного излучения в салоне значительно превышает безопасные нормы, особенно во время активных маневров.
Наибольшие показатели были зафиксированы при разгоне – напряженность электрического поля достигала 200 В/м, что в 8 раз выше безопасного предела.
По нормам СанПиН допустимым отклонением считается 10-25, предельно допустимым – 25-40, 100-200 говорит о негативном влиянии, а 200 и более признается опасным для здоровья.
Алексей Щелудяков отмечает: «При торможении, когда автомобиль преобразует энергию движения обратно в электричество, так называемое рекуперативное торможение, излучение также оставалось высоким — 50–100 В/м. В состоянии покоя уровни снижались до 0–10 В/м, что соответствует норме. Магнитное поле вело себя схожим образом: его интенсивность резко возрастала при ускорении и торможении, создавая дополнительную нагрузку на организм».
Ученые Пермского Политеха установили, что существующие системы электромагнитной защиты в гибридных автомобилях требуют доработки – особенно для режимов активного ускорения и торможения.
Поскольку электромагнитное излучение имеет накопительный эффект, длительное воздействие, особенно при регулярных поездках, может негативно влиять на здоровье водителя и пассажиров.
По мнению ученых, решение этой проблемы лежит в нескольких плоскостях, во-первых, применение специальных экранирующих материалов для высоковольтных компонентов, разработка новых фильтров электромагнитных помех и совершенствование архитектуры электронных систем транспортных средств.
Во-вторых, перспективным будет метод компьютерного моделирования, который позволит выявить и устранить потенциальные проблемы электромагнитной совместимости еще на этапе проектирования, что существенно снижает затраты на последующие доработки.
Эти меры помогут не только повысить безопасность водителей и пассажиров, но и обеспечить более стабильную работу бортовой электроники, что в перспективе сделает эксплуатацию гибридных и электрических автомобилей комфортнее и безопаснее для всех участников дорожного движения.
Пока же водителям стоит обращать внимание на этот фактор при выборе гибрида или электромобиля.
P.S. В свете недавно опубликованного «Росстандартом» стоп-листа на ОТТС ряда моделей грузовиков наиболее популярных китайских брендов, исследования пермских ученых по китайским гибридам выглядят уже не столь сенсационными, но бьют в ту же точку – российский авторынок должен быть защищен от некачественной продукции, пусть даже происходящей из наиболее дружественной страны.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
Компания «Русбизнесавто» нивелирует негативные последствия для бизнеса клиентов из-за отзывов «Росстандартом» ОТТС ряда грузовых моделей китайских марок