Российские ученые выяснили, что вредные излучения в китайских гибридах превышают нормы в 8 раз!

Российские ученые выяснили, что вредные излучения в китайских гибридах превышают нормы в 8 раз!

11 августа 2025


Ученые Пермского Политеха выявили, что потенциально опасные уровни излучения в китайских гибридных авто превышают нормы в 8 раз, особенно при интенсивном разгоне и торможении


автор

Александр Климнов, фото Пермского Политеха



Российский авторынок демонстрирует достаточно стремительный рост спроса на экологичный транспорт, так за 2024 год продажи гибридных автомобилей увеличились в 2,9 раза, достигнув 62,8 тыс.

Значительную часть этого объема составляют модели китайского производства, которые активно заполняют нишу, оставленную ушедшими западными брендами.

При этом Китай уже контролирует 62% мирового рынка электромобилей, что подчеркивает его лидерство в этом сегменте.

Однако вместе с увеличением количества таких транспортных средств на дорогах возникает проблема их электромагнитной безопасности.

Согласно свежим данным электромагнитные поля, характерные для электромобилей и гибридов, могут представлять угрозу для здоровья, провоцировать канцерогенные заболевания, различные неврологические нарушения, депрессии.

Ученые «Пермского национального исследовательского политехнического университета» (Пермского Политеха) провели исследование и выявили потенциально опасные уровни излучения в китайских гибридных авто, превышающие нормы в 8 раз (!).

Полученные данные имеют важное практическое значение для автомобильной промышленности и здравоохранения.

Результаты исследования опубликованы в научной статье в в университетском журнале «Транспорт. Транспортные сооружения. Экология» №2 за 2025 год.

Справка: электромагнитное излучение – это невидимые волны энергии, которые окружают нас повсюду: от солнечного света до смартфонов, ноутбуков, Wi-Fi-роутеров, микроволновок и даже проводки в стенах.

В малых дозах оно не представляет опасности – наш организм постоянно взаимодействует с естественными электромагнитными полями.

Однако эффект может быть накопительным: при длительном и интенсивном воздействии, особенно от мощных источников, потенциальные риски для здоровья возрастают.

В традиционных автомобилях с двигателями внутреннего сгорания причинами возникновения такого излучения выступают генератор, создающий электрический ток, свечи зажигания с их высоковольтными импульсами, а также многочисленная электроника салона.

Особенно сильные поля образуются в высоковольтной системе зажигания.

Фактически весь кузов автомобиля работает как своеобразный резонатор, концентрируя эти электромагнитные поля.

Директор института дорожного строительства и транспорта ПНИПУ, кандидат технических наук Алексей Щелудяков объясняет: «В электромобилях и гибридах картина принципиально иная. Основными источниками электромагнитных полей здесь становятся куда более мощные системы. Во-первых, тяговый электродвигатель, который при работе создает сильное переменное магнитное поле. Сюда же относится литий-ионные аккумуляторы. Особенность электротранспорта в том, что по его силовым кабелям протекают токи значительно большей силы (до сотен ампер), чем в обычных автомобилях, что создает соответствующие по мощности электромагнитные поля».

По словам эксперта, дополнительным источником также являются мощные инверторы, которые преобразуют постоянный ток батареи в переменный для двигателя.

Вредным излучателем также выступает зарядное устройство, особенно если оно находится близко к человеку.

При этом важно понимать, что по сравнению с традиционными авто, где основные источники излучения работают периодически, в электромобилях эти системы активны постоянно во время движения, создавая непрерывное электромагнитное воздействие.

Ученые Пермского Политеха провели исследование по измерению значений магнитного и электрического поля в гибридном авто в разных режимах: при разгоне, при торможении и без движения.

Эксперты выяснили, что уровень вредного излучения в салоне значительно превышает безопасные нормы, особенно во время активных маневров.

Наибольшие показатели были зафиксированы при разгоне – напряженность электрического поля достигала 200 В/м, что в 8 раз выше безопасного предела.

По нормам СанПиН допустимым отклонением считается 10-25, предельно допустимым – 25-40, 100-200 говорит о негативном влиянии, а 200 и более признается опасным для здоровья.

Алексей Щелудяков отмечает: «При торможении, когда автомобиль преобразует энергию движения обратно в электричество, так называемое рекуперативное торможение, излучение также оставалось высоким — 50–100 В/м. В состоянии покоя уровни снижались до 0–10 В/м, что соответствует норме. Магнитное поле вело себя схожим образом: его интенсивность резко возрастала при ускорении и торможении, создавая дополнительную нагрузку на организм».

Ученые Пермского Политеха установили, что существующие системы электромагнитной защиты в гибридных автомобилях требуют доработки – особенно для режимов активного ускорения и торможения.

Поскольку электромагнитное излучение имеет накопительный эффект, длительное воздействие, особенно при регулярных поездках, может негативно влиять на здоровье водителя и пассажиров.

По мнению ученых, решение этой проблемы лежит в нескольких плоскостях, во-первых, применение специальных экранирующих материалов для высоковольтных компонентов, разработка новых фильтров электромагнитных помех и совершенствование архитектуры электронных систем транспортных средств.

Во-вторых, перспективным будет метод компьютерного моделирования, который позволит выявить и устранить потенциальные проблемы электромагнитной совместимости еще на этапе проектирования, что существенно снижает затраты на последующие доработки.

Эти меры помогут не только повысить безопасность водителей и пассажиров, но и обеспечить более стабильную работу бортовой электроники, что в перспективе сделает эксплуатацию гибридных и электрических автомобилей комфортнее и безопаснее для всех участников дорожного движения.

Пока же водителям стоит обращать внимание на этот фактор при выборе гибрида или электромобиля.

P.S. В свете недавно опубликованного «Росстандартом» стоп-листа на ОТТС ряда моделей грузовиков наиболее популярных китайских брендов, исследования пермских ученых по китайским гибридам выглядят уже не столь сенсационными, но бьют в ту же точку – российский авторынок должен быть защищен от некачественной продукции, пусть даже происходящей из наиболее дружественной страны.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В Калуге запустили серийное производство кроссоверов марки Tenet

В Калуге запустили серийное производство кроссоверов марки Tenet

Серийное CKD-производство автомобилей марки Tenet начато на заводе «АГР Холдинг» в Калуге  

12.08.2025

Great Wall Motor собрал все бренды вместе

Great Wall Motor собрал все бренды вместе

Российское подразделение «Хавейл Мотор Рус» переименовано в «Грейт Волл Мотор Рус»

12.08.2025

«Русбизнесавто» выкупит грузовики, попавшие под глобальные ограничения «Росстандарта»

«Русбизнесавто» выкупит грузовики, попавшие под глобальные ограничения «Росстандарта»

Компания «Русбизнесавто» нивелирует негативные последствия для бизнеса клиентов из-за отзывов «Росстандартом» ОТТС ряда грузовых моделей китайских марок

07.08.2025

В австрийском Граце произведен 600 000-й «Гелик»

В австрийском Граце произведен 600 000-й «Гелик»

Компания Mercedes-Benz Cars объявила о выпуске 600-тысячного культового внедорожника G-Class

07.08.2025

Volkswagen решил убрать буквы ID из названий своих электрических моделей

Volkswagen решил убрать буквы ID из названий своих электрических моделей

Бренд Volkswagen отказывается от аббревиатуры ID в названиях своих электромобилей

06.08.2025

В Иркутске собран первый полностью импортозамещенный самолет МС-21-310 с двигателями ПД-14 и салоном российского производства

В Иркутске собран первый полностью импортозамещенный самолет МС-21-310 с двигателями ПД-14 и салоном российского производства

На Иркутском авиазаводе идут приемо-сдаточные испытания полностью модернизированного опытного авиалайнера МС-21-310 с моторами ПД-14

30.07.2025

Возврат к списку