Таганрогский авиазавод получил заказ на 30 легкомоторных самолетов СП-30
25 июля 2025
Первые три самолета СП-30 для первичного обучения пилотов появятся летом на аэродромах в Московской и Тверской областей
Александр Климнов, фото производителя
Таганрогский авиапроизводитель ООО «Первое опытно-конструкторское бюро» получило заказ на 30 учебных самолетов СП-30, разработанных для замены легендарной «летающей учебной парты» – двухместного самолета Як-52.
Как сообщил врио губернатора Ростовской области Юрий Слюсарь, среди заказчиков есть зарубежные покупатели.
Самолет привлекает внимание заказчиков благодаря своим достаточно высоким летно-техническим характеристикам, включая устойчивость на малых скоростях и простоту управления.
По словам г-на Слюсаря, Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ РФ) оценило летно-технические характеристики самолетов таганрогского предприятия и определило свою потребность в 180 таких аппаратах для обучения пилотов, в том числе суворовцев, поступающих в летные училища.
Первые три самолета СП-30 отправят летом на аэродромы в Московской и Тверской областях для первичного обучения пилотов.
ТАСС приводит слова врио губернатора: «Здесь важно удержать экономику производства и эксплуатации в определенных пределах, потому что подобный класс техники очень чувствительный именно к экономической составляющей и производству. Важно, чтобы он стоил конкурентоспособные деньги, и его эксплуатация вписывалась в определенный параметр. Вообще проект интересен, потому что он будет развиваться». Справка: СП-30 – российский легкомоторный многоцелевой самолет (класс STOL на основе норм летной годности JAR-VLA) с максимальной взлетной массой до 500 кг (495 кг), разработанный конструкторским бюро (КБ) «Спектр-Аэро» в 2000 году по руководством главного конструктора А.Б.Водолазского.
При разработке СП-30 за основу был взят канадский самолет Zenith STOL CH 701.
В 2000 году процессе сборки первых комплектов были устранены недостатки, полностью заменена система управления.
В ходе эксплуатации получившейся конструкции, вносились существенные изменения.
Первый полностью переработанный на основе российских военных технологий самолет был представлен на выставке МАКС-2003.
После этого самолет СП-30 несколько раз модернизировался.
Цельнометаллический самолет СП-30 и его модификации изготавливаются из анодированного авиационного дюралюминия.
Это самый массовый сверхлегкий самолет, зарегистрированный на территории РФ, по данным Единого государственного реестра воздушных судов и сделок с ними.
СП-30 выпускается серийно в Таганроге с 2003 года и за это время суммарный объем производства превысил 250 ед.
Самолет был разработан с целью замены мотодельтапланов при выполнении авиахимработ – версии СП-30 «АвиаХимРаботы» и СП-30 «Агрохолдинг» (может оснащаться NDVI камерой).
Кроме того, самолет СП-30 пригоден для мониторинга территории и разведывательной миссии, фото и видео наблюдения (версия СП-30 «СпецЗадачи»), для учебно-тренировочных полетов (версия СП-30 «Учебный»), экскурсионных и туристических полетов (версия СП-30 «Экстрим»), а также перемещения на расстояния до 720 км между необорудованными площадками.
На самолета базе СП-30 «Первое ОПК» также разработало курьерский БПЛА с объемом багажного отсека 2 м3, грузоподъемностью до 200 кг и с максимальной дальностью полета до 1000 км.
Самолет оснащается отечественным аналогом четырехцилиндрового двигателя Rotax 912 ULS мощностью 100 л.с. с воздушным охлаждением цилиндров и жидкостной системой охлаждения головок цилиндров – РСМ-100 (есть и его китайский аналог С-100).
Самолет оснащен трехлопастным саблевидным винтом СП-10 диаметром 1850 мм.
Ведется разработка версии Turbo с повышенной до 115–125 л.с. мощностью, в том числе для полетов на высоте до 3000 м. P.S. То, что надобность в начальной «летной парте» в нашем ДОСААФ существует давно – общеизвестно, возможно новый крупный заказ сможет сдвинуть тут дело с места, а там как знать – более массовая серия СП-30 может потянуть за собой наращивание выпуска и для прочих сфер деятельности, тем более, что сейчас в сельском хозяйстве все больше склоняются к использованию именно БПЛА.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.