Для производства полутора миллионов грузовиков миасскому автозаводу «Урал» потребовалось свыше 80 лет
Александр Климнов, фото А.Савченко, АЗ «Урал», autowp.ru
С конвейера Автомобильного завода «Урал» (АЗ «Урал») 4 апреля сошел 1,5-миллионный грузовик.
Символично, что более 80 лет назад (8 июля 1944 года) из ворот автозавода выехал первый уральский автомобиль марки «УралЗИС».
Такие грузовики УралЗИС-5В (1944–1947 гг.), представляли полную копию упрощенной версии военного времени ЗИС-5В (1942–1947 гг.) довоенной столичной трехтонки ЗИС-5 (1933–1941 гг.) и большей частью направлялись в РККА, с которой и дошли до Берлина в победном мае 1945 года.
На главном конвейере автозавода «Урал» состоялось торжественное мероприятие в честь юбиляра.
Поздравил заводчан генеральный директор АЗ «Урал» Павел Яковлев, подчеркнув важность «ежедневного огромного труда каждого сотрудника предприятия в создании автомобилей, которыми мы гордимся».
В рамках мероприятия был продемонстрирован видеоролик, рассказывающий об истории и эволюции автомобилей «Урал», с богатой историей эволюции.
За десятилетия производства автозаводцы неоднократно претворяли в жизнь самые смелые задумки, которые в момент создания успешно себя зарекомендовали, но так и не получили дальнейшего развития.
Среди них можно назвать, например, плавающие грузовики-амфибии Урал-375П (фото выше),
Урал-395 с кабиной над двигателем (на фото выше),
гусеничный снегоболотоход Урал-5920 (на фото выше) и прочие интересные вездеходы.
Зато глубоко модернизированный 3,5-тонный грузовик «УралЗИС-355М» (1958–1965 гг.) – прямой потомок ЗИС-5 и АМО-2/ Autocar 5S стал одной из легенд советского автопрома благодаря своей выносливости и надежности, оказавшись одним главных автомобилей при освоении Целины.
Целинники полюбили грузовик «УралЗИС-355М» за выносливость, простоту, и неприхотливость – значительная часть их 192,6-тысячного тиража отправилось именно на освоение целинных земель Казахстана, а также в Сибирь и на Дальний Восток
В свою очередь грузовик-вездеход «Урал-375Д» (в серии в 1964–1994 гг.) с колесной формулой 6х6 грузоподъемностью 5 тонн,
Грузовик-вездеход Урал-375Д, несмотря на не слишком экономичный карбюраторный V-образный 8-цилиндровый 175-сильный двигатель ЗИЛ-375, отличался выдающейся проходимостью и здорово помог в освоении богатств Сибири и Дальнего Востока
созданный при помощи НАМИ (прототип НАМИ-020 1956 года),
Не менее легендарные, чем их прародительница «Катюша» грозные РЗСО БМ-21 «Град» на шасси Урал-375Д проходят парадным строем по Красной площади
стал основой грозного оружья – установки залпового огня (РЗСО) БМ-21 «Град» (1960–1988 гг.)
БМ-21-1 РЗСО 9К51 «Град» на дизельном шасси Урал-4320-31
– преемницы легендарной БМ-13 «Катюша» времен ВОВ,
и вместе с модернизированным (в серии с 1977 года) дизельным преемником «Урал-4320» (на фото выше) кроме массового применении в самых разных качествах в Советской Армии, самым активным образом участвовал, например, в освоении нефтегазовых месторождений Западной Сибири, а также при строительстве БАМа и на всех других больших и малых стройках последних Пятилеток.
В начале 1980-х грузовики «Урал» даже попробовали задействовать для выполнения Продовольственной программы (на фото сельхозсамосвал Урал-5557 с трехсторонней разгрузкой и надставными бортами, выпускавшийся в 1983–1993 гг.),
а также в лесной промышленности (на фото лесовоз Урал-43204-01 с прицепом-роспуском ГКБ-9851-01).
Вахтовый 20-местный автобус Урал-3255-5013-71 6х6 с кабиной типа «NEXT»
Грузовой автомобиль «Урал-4320» как в капотной серии «NEXT» с пластиковым оперением и современной кабиной разработки «Группы ГАЗ»,
Вахтовый 14-местный автобус Урал-32552-3020-79 4х4 серии «Урал-М» с кабиной над двигателем
так и в модернизированной в конце 2010-х серии «Урал-М», теперь уже с бескапотной кабиной (локализованной IVECO тип «P») по-прежнему остается основной моделью грузовика и для всех современных российских силовых ведомств.
Спортивный грузовик Урал NEXT для грузового триала
Традиционная высокая проходимость, большая грузоподъемность, надежность, простота технического обслуживания позволили автомобилям серии «Урал NEXT» (вкупе с дизелями серии ЯМЗ-536) стать незаменимой техникой для различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, нефтегазовых и строительных компаний, и даже автоспорта (на фото выше).
Непосредственно у ленты главного конвейера были продемонстрированы три автомобиля «Урал NEXT» с кабинами белого, синего и красного цветов, управляемые опытными водителями-испытателями.
Так, за рулем первого автомобиля с кабиной красного цвета, сошедшего с конвейера под №1499998 был водитель-испытатель Никита Мишконенко.
Синим «Уралом» под №1499999 управлял водитель-испытатель Павел Солдатов, а за рулем белого,
юбилейного автомобиля под №1500000 – водитель-испытатель Андрей Кащеев.
В этот же день с рабочим визитом посетили автозавод «УРАЛ» первый заместитель председателя Правительства РФ Денис Мантуров и губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
Гостей ознакомили с модельным рядом как серийных, так и перспективных автомобилей «Урал», а также специальной техникой на шасси «Урал».
Далее делегации показали производственный процесс сборки автомобилей «Урал», рассказали об объемах производства, ключевых проектах развития и модернизации, реализуемых на автозаводе, в том числе с государственной поддержкой.
В их числе – новый сборочный корпус, где планируется собирать до 5,5 тыс. трудоемких спецмашин в год.
Данный проект реализуется при финансовой поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Это должно обеспечить выполнение продуктовой стратегии предприятия.
Выход объекта на проектную мощность запланирован на II квартал 2025 года.
Справка об «Урал NEXT» № 1 500 000: полноприводное трехосное (колесная формула 6х6) 12,5-тонное шасси УРАЛ-4320-6952-72Е5Г38 оснащено двигателем ЯМЗ-536 (283 л.с., 1177 Н·м) 5-го экологического класса.
Полная масса автомобиля составляет до 22,5 тонн. Шасси капотной компоновки комплектуется современной трехместной кабиной серии «NEXT».
На базе шасси «Урал» монтируются различные образцы спецтехники: вахтовые автобусы, бортовые автомобили с КМУ, автокраны, автоцистерны и топливозаправщики, пожарные автомобили, ремонтные мастерские, спецтехника для нефтегазового и лесопромышленного комплекса, горной промышленности и коммунального хозяйства. Справка: Автомобильный завод «УРАЛ» (АЗ «Урал») в городе Миасс Челябинской области – один из ведущих российских производителей грузовых автомобилей и специальных пассажирских транспортных средств.
Предприятие предлагает широкий модельный ряд полноприводных и неполноприводных автомобилей, работающих как на дизельном, так и на газомоторном топливе.
Линейка предприятия представлена более чем 250 модификациями машин, на платформе «Урал» монтируется более 400 видов спецтехники и навесного оборудования.
Реализация продукции осуществляется через сервисно-сбытовую сеть, которая включает в себя более 30 дилерских и 150 сервисных центров в России и других странах.
Грузовики «Урал» поставляются и эксплуатируются более чем в 40 странах мира.
Поздравляем коллектив Автомобильного завода «Урал» с юбилейным 1,5-миллионным автомобилем и желаем новых трудовых успехов и свершений. P.P.S. На проходившей 4–6 апреля в КВЦ «Патриот» выставке «МОТОРСПОРТ ЭКСПО 2025» были показаны спортивные автомобили «Урал» – два триальных автомобиля с колесными формулами 4х4 и 8х8.
Экипаж автомобиля 4х4: пилот Александр Сычёв, штурман Роман Мокшанцев.
Экипаж автомобиля 8х8: пилот Николай Королёв, штурман Владимир Петелин.
Оба экипажа стабильно становятся победителями и призерами соревнований в своих дисциплинах.\
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.