В Москве обкатают автобус ЛиАЗ-5292 LNG на сжиженном метане
24 октября 2023
АО «Мострансавто» протестирует на столичном маршруте автобус ЛиАЗ-5292 LNG на сжиженном природном газе
Александр Климнов, фото производителя
Крупнейший пассажирский перевозчик Подмосковья АО «Мострансавто» совместно с Ликинским автобусным заводом приступил к тестовой эксплуатации модификации автобуса ЛиАЗ-5292 LNG, работающей на сжиженном природном газе (сокращенно СПГ или LNG – авт.).
Городской низкопольный автобус большого класса с экологически чистым двигателем будет перевозить пассажиров Мострансавто на маршруте №11 в Коломне. Напомним, что ГУП «Мострансавто» выступает подведомственной организацией Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры МО.
Справка: ЛиАЗ-5292 LNG – первый российский автобус большого класса на сжиженном метане. Серийный выпуск этой модификации на Ликинском автобусном заводе начался в 2021 году, и на сегодня уже более 250 ед. ежедневно эксплуатируются в других регионах России. В салоне автобуса предусмотрено 29 сидячих мест, а всего он рассчитан на перевозку 105 пассажиров. Отсутствие ступеней, низкий уровень входа, система «книлинг» (наклон в сторону дверей на угол в 7°) и механическая аппарель обеспечивают доступность для пассажиров с ограниченными возможностями передвижения. Достаточно просторная накопительная площадка позволяет разместить детскую и инвалидную коляски одновременно. ЛиАЗ-5292 LNG оборудован системами климат-контроля, видеонаблюдения, навигацией и системой ЭРА-Глонасс, электронными маршрутоуказателями. Эргономичные мягкие кресла и USB-зарядки для гаджетов повышают комфортность даже долгой поездки. Подрессоренное кресло водителя с электроподогревом, регулируемая по вылету и наклону рулевая колонка, обогрев боковых зеркал позволяют индивидуально подстроить рабочее место под рост и вес, а также облегчают работу водителя при любых погодных условиях.
Высокий экологический статус автобуса обеспечивается отечественным газовым двигателем ЯМЗ, работающим на СПГ. Удельные выбросы в атмосферу при сгорании природного газа в три раза меньше, чем у дизельного двигателя, что обеспечивает снижение негативного воздействия на экологию.
Криогенные технологии, применяемые в автобусе, сохраняют постоянную температуру топлива –160°С (т.н. «теплый» CПГ – авт.) и гарантируют стабильную работу двигателя вне зависимости от температуры окружающей среды. Сжиженный природный газ хранится в криогенном баке объемом 375 л, что дает автобусу запас хода на одной заправке свыше 320 км. Давление внутри криогенного бака составляет только 16 атмосфер, что гарантирует повышенную безопасность при эксплуатации.
Заправка автобуса будет осуществляться на расположенной в Коломенском городском округе стационарной КриоАЗС компании «НОВАТЭК», крупнейшего оператора на рынке СПГ для автомобильного транспорта.
Автобус ЛиАЗ-5292 LNG соответствует принятым в «Мострансавто» стандартам обслуживания. Пассажиры могут оплатить проезд бесконтактными банковскими картами, а также картами «Стрелка», «Тройка» или совершить поездку по социальным картам жителя Москвы и Московской области.
Тестирование продлится до января 2024 года с возможностью продления. В рамках программы испытаний специалисты транспортной компании оценят эффективность работы автобуса в разных погодных условиях, преимущества применения технологии LNG. По итогам эксплуатационных испытаний АО «Мострансавто» будет рассматривать возможность внедрения транспорта, работающего на сжиженном природном газе, на маршрутах Подмосковья.
Справка: АО «Мострансавто» – один из крупнейших автобусных перевозчиков в Восточной Европе. Ежедневно на маршрутах компании осуществляются перевозки свыше 1,5 млн пассажиров. Предприятие регулярно обслуживает крупные региональные и федеральные мероприятия.
P.S. Развитию технологии СПГ/LNG и ее широкому внедрению на автомобильном и прочих видах транспорта в России посвящена открывшаяся сегодня выставка GasSuf-2023, которая проходит 24-26 октября в ВК «Крокус Экспо». P.P.S. Что же касается автобусов на СПГ/LNG, то по ряду параметров, включая экономику эксплуатации, они вполне могут поспорить и со считающимися едва ли не единственно перспективными электробусами.