Появилась информация, что АВТОВАЗ готовится снять с с производства 5-дверную LADA 4x4
Александр Климнов, фото автора, С.Булкина, производителя
По данным портала SpeedMe компания АВТОВАЗ все же планирует снять с производства модель LADA 4x4 5-dr, т.е. пятидверную «старую Ниву» (ВАЗ-2131), причем уже в нынешнем 2021 году.
По утверждению руководства ВАЗа, себестоимость данной внедорожника якобы слишком высока (хотя с переводом ее производства пять лет назад из закрытого ОПП ВАЗа на конвейер обычной LADA 4x4 (ВАЗ-21214) она точно понизилась, при этом качество антикоррозионной обработки составного кузова повысилось, что вдохнуло в «длинную Ниву» вторую жизнь – авт.).
Отсюда как бы вытекает, что в нынешние сложнейшие времена, предприятию просто необходимо сократить издержки и оптимизировать расходы на производство. При этом, конечно, всем понятно, что дело во «внутрифирменном каннибализме» – просто старая добрая «Нива» явно помешает развитию продаж «обновленной» (исключительно внешне, причем с весьма неоднозначным дизайном) модели LADA Niva Travel, выпуск которой как раз разворачивается на предприятии «ЛАДА ЗАПАД ТОЛЬЯТТИ» (бывшем СП «Джиэм – АВТОВАЗ», котиорое было полностью выкуплено АВТОВАЗом в конце позапрошлого года у GM – авт.).
Возможно также, что прекращение выпуска 5-дверной модели ВАЗ-2131 связано с некими планами АВТОВАЗа на использование сборочной линии LADA 4x4x под реализацию новых проектов (в числе которых, кстати, возможный перенос производства нового поколения Renault Duster из Москвы (с завода «Рено Россия», ранее именовавшегося «Автофрамос», а еще ранее «Москвич» и АЗЛК – авт.) в Тольятти. Кстати, короткая 3-дверная LADA 4x4 может выпускаться и на линии LADA Niva на «ЛАДА ЗАПАД ТОЛЬЯТТИ», тогда как удлиненная 5-дверка просто напросто не помешается в окрасочную камеру. Такое вот простое чисто технологическое объяснение сворачивания производства одной из последних полностью отечественных моделей.
Справка: удлиненный на полметра по колесной базе (до 2,7 м) и оснащенный еще одной парой боковых дверей ВАЗ-2131 появился на рынке в качестве серийной модели в октябре 1994 года (как последовательное развитие удлиненных 3-дверных мелкосерийных моделей ВАЗ-2129 и 2130, представлявших фактически «мулов» для отработки ходовой части первого российского минивэна ВАЗ-2120 «Надежда». Данный 4-дверный полноприводный минивэн (во многом из-за неудачного и быстро морально устаревшего дизайна оказался провальным – так в 1998-2006 гг. было произведено лишь немногим более 8,0 тыс. таких машин – авт.), тогда как «временный – только до освоения в производстве минивэна» как тогда утверждало руководство ВАЗа – авт.) 5-дверный внедорожник ВАЗ-2131 задержался в производстве более чем на четверть века и разошелся более чем четвертьмиллионным тиражом, т.е. оказался на порядки более популярным, чем «коренная» модель ради которой он и появился на свет! С тех пор 31-я модель получала с некоторым опозданием все усовершенствования базовой 214-й модели, включая и пакет Urban, который появился на ВАЗ-2131 в 2016 году и оживил спрос на модель, прозванную в народе «крокодилом».
Кстати парк ВАЗ-2131 (LADA 4х4 5-dr) в России (по данным ООО «Австостат Инфо») составлял на июль 2020 года – 173,4 тыс. из которых свежих машин выпуска 2017–2020 гг. – 20,6 тыс. или 11,9%, что говорит, о том, что модель продолжает пользоваться неплохим спросом. Однако, объем производства ВАЗ-2131 на ВАЗе (по данным АСМ-холдинг) сократился за 9 месяцев 2020 года на 9,2% до 5,4 тыс., тогда как продажи (по данным ООО «Австостат Инфо») за 11 месяцев составили 4735 ед. (–12% к 2019 году), причем, в ноябре они упали на 42% до 312 ед.
P.S. Понятно, что после возвращения внедорожника Niva (ВАЗ-2123) в «семью LADA», да еще и его скорого рестайлинга в Niva Travel, такая «незаконорожденная» модель как ВАЗ-2131 становится его «злейшим конкурентом» и подлежит как можно более скорой ликвидации, дабы не путалась под колесами. Но с этим наверняка не согласятся многочисленные поклонники «длинной старой Нивы» (что как бы не подтверждается статистикой продаж – но это может быть так же и следствием уже начавшегося сворачивания производства), которым этот просторный (максимальная вместимость багажника при сложенных задних сиденьях составляет 1290 л против 750 л у 3-дверки, а номинально 420/780 против 265/585 л) и при этом практически в полной мере сохранивший проходимость исходной базовой короткой LADA 4x4 (ВАЗ-21214) очень даже ко двору (особенно после внедрения в качестве штатного оснащения гидроусилителя руля) и особенно тем, кому необходим простой недорогой и вместительный внедорожник, с которым LADA Niva находится все же в разных потребительских сегментах. К тому же даже в дорестайлинговом виде LADA Niva стоит от 664,2 тыс. рублей против 567,8 тыс. за LADA 4x4 5-dr, т.е. на существенные 17% и ясно, что ценовая разница с рестайлинговой Niva Travel будет еще выше (цены пока не объявлены).
P.P.S.В этой связи вспоминается (своего рода дежа вю) история 2002–2003 годов, когда с запуском в серию Chevrolet Niva (тот же несколько доработанный ВАЗ-2123) американские партнеры АВТОВАЗа из GM на голубом глазу утверждали, что старую «Ниву» (ВАЗ-21213) надо снять с производства как можно скорее как «морально и технически устаревшую». Тогда как ценник на «Шниву» тогда оказался вдвое выше чем у исходной «Нивы», от которой «новинка» по большому счету отличалась только кузовом. Тогда усилиями общественности (при полной поддержке всех отечественных СМИ, включая наше издание «Внедорожник») старую добрую «Ниву» все же удалось отстоять. Собственно руководство ВАЗа, уже готовое было зарезать курицу несущую золотые яйца, решило: «немного повременить со снятием с производства ВАЗ-2121 – до выхода объемов выпуска Chevrolet Niva на запланированные 80 тыс. в год».
Просто таковой была годовая мощность производства агрегатов полноприводной трансмиссии, которые делили между собой ВАЗ-2121/2131 и ВАЗ-2123. Так вот, за все последующие годы ни разу (!) Chevrolet Niva не достигла намеченных объемов производства, причем, целый ряд лет именно старая «Нива» опережала по объемам выпуска и продаж своего американизированного «преемника» (большую часть прибылей от реализации которого, кстати, уходила в карман GM, при том что 90% комплектующих поставлял для СП именно АВТОВАЗ – такая вот во всех смыслах «удачная» сделка тогда получилась). Тогда как старая «Нива» (с 2006 года – LADA 4x4) поддерживала на плаву весь АВТОВАЗ еще долгие годы, кстати, оставаясь наиболее востребованной экспортной моделью LADA на рынках не только СНГ и третьего мира, но даже и Европы. На экспорт в некоторые страны пошел и ВАЗ-2131. Тогда как внедорожник Chevrolet Niva (так и не пошедший на экспорт в дальнее зарубежье, кстати) в реалиях российского рынка оказался как бы на стыке двух сегментов – настоящих внедорожников и городских паркетников. От первых (читай от родительской ВАЗ-2121 «Нива») он унаследовал проходимость и ремонтопригодность, а ко вторым (например, KIA Sportage MkI) лишь приблизился по управляемости и комфорту на дорогах с твердым покрытием. Учитывая многообразие «дорожно-климатических» зон и социальных различий регионов в нашей обширнейшей стране, как и утверждали СМИ, а автомобилисты потом проголосовали рублем, места на рынке хватило всем трем моделям. Отсюда можно сделать вывод: дело не в «непомерной» себестоимости производства 5-дверки LADA 4х4, а в вульгарном использовании производителем своей монополии в сегменте бюджетных внедорожников! Ау, кто там у нас в данной рыночной категории на сегодня крайний? – Только крохотный Suzuki Jimny с вместимостью как в дорожно-спортивном купе 2+2, да еще и по более чем тройной по отношению к LADA 4x4 цене, ну, и Renault Duster, который по проходимости гораздо ближе к паркетникам, чем к внедорожникам, и тоже с менее милосердным (от 865 тыс. руб.) ценником. Таким образом, нам снова пытаются взамен дешевой истинно народной модели навязать более дорогую и менее функциональную (объем багажника у LADA Niva составляет лишь 320/650 л и «травелский» рестайлинг ни одного литра к этим цифрам не добавил!) машину под тем же «заокеанским лозунгом» – «она же новая, а значит лучшая», тогда как по реальным потребительским качествам ничего принципиально нового в рестайлинговой Niva Travel для наших автомобилистов нет как нет (даже салон остался прежним – образца рестайлинга 2009 года), но за ненужный большинству потребителей экстерьер (отдающий вторичностью по отношению, например, к Toyota RAV4, что отметили даже зарубежные наблюдатели) явно будут брать существенно больше.
P.P.P.S. Как сказала управдом Варвара Сергеевна Плющ (в блистательном исполнении Нонны Викторовны Мордюковой) в культовой кинокомедии Леонида Иовича Гайдая «Бриллиантовая рука»: «А если не будут брать – отключим газ!». Похоже в роли такого вот «газа» по милости руководства АВТОВАЗа теперь рискует оказаться заслуженная и востребованная 5-дверная LADA 4х4...
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка