Чешский вездеходный автобус Torsus – наследник Tatra T805

Чешский вездеходный автобус Torsus – наследник Tatra T805

Чешский вездеходный автобус Torsus – наследник Tatra T805

В Чехии решили возродить давний специалитет страны – автобусы в стиле Off Road


автор

Александр Климнов, фото автора, torsus.eu, autowp.ru, youtube.com 



Автобусы в Чехии делать умеют (можно, например, вспомнить марку Irisbus, бывшую Karosa), но столь экстравагантную модель как Praetorian новой марки Torsus со штаб-квартирой в престижном центральном районе «Прага-1».

heavy-duty-bus.jpg

Весьма импозантный и одновременно функциональный дизайн вагонного кузова Praetorian на шасси типа off-road вместе с тем отличается функциональностью. Габариты 35-местной (плюс перевозимое оборудование) машины составляют 8450х2540х3720 м при колесной баз 4200 мм. Соответственно снаряженная масса достигает 13 500 кг.

praetorian-tech-drawings.jpg

Судя по чертежу назначение у Torsus Praetorian (с зарешеченными окнами) может быть и менее гражданское

1526039483_6.jpg

Эстерьер передка Praetorian придает ему динамичность, автобусам обычно несвойственную

Чешская фирма принципиально использует только высококачественные комплектующие от грузовика MAN 4x4, как-то: шасси (рама и подвеска на параболлических рессорах с мостами MAN с блокировкой дифференциала модели VP09 спереди и модели HP-1333 E сзади и рулевое управление с усилителем ZF), дизель MAN D0836LFL40 классов Евро-3–Евро-6 мощностью 240 л.с. и МКМ=925 Н•м, и трансмиссию РКП ZF 12AS 1210 OD MAN Tip-Matic, плюс 2-ступенчатую «раздатку» MAN G103), а также тормоза с ABS. Автобус обут в прочные шины Michelin XZL TL, ну, а кузов по периметру защищает пластиковый обвес от фирмы Linex™. Максимальная скорость автобуса составляет до 117 км/ч (с электронным ограничителем).

IMG_0355.jpg

Автобус Torsus Praetorian построен на шасси такового вот грузовика MAN TGM 4x4

Соответственно, благодаря 389-миллиметровому дорожному просвету и большим углам въезда, съезда и рампы автобус-вездеход, отличается реально весьма высокими для пассажирской техники геометрически параметрами проходимости. Так глубина преодолеваемого брода составляет 700 мм.

MAN-chassis-400x267.jpg

От грузового MAN 4x4 взято прочное шасси 

Естественно фирма заявляет о Praetorian как о «первом в мире» 4х4 Off Road bus, предназначенном для перевозки персонала и оборудования по пересеченной местности и в сложных погодных условиях от обледенелых горных троп до размытых тропическими муссонами «направлений». При этом вместимость единственного топливного бака составляет всего лишь 100 литров – маловато для столь радикального «проходимца».

MAN-D0836LFL40-6cyl-400x368.jpg

Надежный 6-цилиндровый дизель MAN-D0836LFL40 может соответствовать экологическим стандартам от Евро-3 до Евро-6

 Комфорт и оснащение Praetorian соответствует современным мидибусам междугородного класса, так все пассажирские места регулируемые и снабжены 3-точечными ремнями безопасности, а водительское кресло – пневмоподвеской, центральная система отопления снабжена автономным отопителем, присутствует штатный центральный кондиционер мощностью 15 кВт и индивидуальными дефлекторами (и индивидуальными лампами освещения), привод двери автоматический, стекла тонированные. Имеется также камера заднего вида и DVD с центральным монитором и динамиками в багажных стойках. В плане специфических особенностей Praetorian можно отметить усиленную конструкцию пола и защиту стекол от камней.

Screenshot_bus_1000_d_850.jpg

Недавно два экземпляра Torsus Praetorian цвета хаки были замечены на одном из украинских шоссе

 А, вот, насчет «первого в мире автобуса-вездехода» – утверждение маркетологов фирмы Torsus более чем надуманное. Во-первых, в самой Чехословакии еще в 1953–1960 гг. мелкосерийно выпускался малый полноприводный автобус того же самого служебного грузопассажирского типа на шасси армейского 2-тонного грузовика Tatra T805 (естественно с фирменной хребтовой рамой).

tatra_t805_4.jpg

Армейский 2-тонник Tatra T805 под заказ выпускали и в виде грузопассажирского автобуса (на фото машина для чехословацких киношников)

tatra_t805_1.jpg

Кузов автобуса Tatra T805 выполнен по-европейски аккуратно, так что даже не скажешь, что это серьезный вездеход

Во-вторых, надо вспомнить вполне крупносерийный советский полноприводный малый автобусе ПАЗ-3201 (1972–1989 гг.) на шасси армейского 2-тонного грузовика ГАЗ-66 «шишига»

paz_320101_1.jpg

Первым отечественным серийным автобусом повышенной проходимости стал ПАЗ-3201 (1972–1989 гг.) на базе кузова автобуса ПАЗ-672 и ходовой части армейского грузовика ГАЗ-66

и его российского преемника ПАЗ-3206 , успешно выпускаемого с 1994 года по настоящее время.

IMG_3436.jpg

Автобус повышенной проходимости ПАЗ-3206 на базе кузова ПАЗ-3205 и шасси ГАЗ-3308 «Садко» выпускается с 1994 года

Правда, таким «джентльменским набором» из кузова современного дизайна, экологичного силового агрегата и прочих комплектующих под «евростандарты» наш ПАЗик похвастаться не может и потому дальше СНГ не поставляется, хотя по проходимости, надо думать, не слишком уступит чешскому аналогу – автору приходилось наблюдать его на военном полигоне в Бронницах, где наш ПАЗ-3206 вполне уверенно преодолевал трассу для колесных и гусеничных военных вездеходов.

Ural-32552-5013-71.jpg

Самая свежая российская вахтовка Урал-32552-5013-71 с кабиной поколения NEXT

 Вообще-то, в данном классе в нашей стране (да и в мире в целом), вполне логично оперируют вахтовые автобусы на шасси грузовиков повышенной проходимости. У нас в стране вахтовки на шасси 4х4 и 6х6 выпускают АЗ «Урал» (Урал-32551, -32552 и -3255) и КАМАЗ (КАМАЗ-4211 и -4208). Просто «городить огород» с гораздо более сложным кузовом вагонного типа экономически не слишком эффективно, а для связи пассажиров с водительской кабиной используется переговорное устройство.

Подписаться

Подписаться бесплатно.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Умер конструктор легендарных советских грузовиков Урал-355М, Урал-375 и Урал-377 – Анатолий Иванович Титков

Умер конструктор легендарных советских грузовиков Урал-355М, Урал-375 и Урал-377 – Анатолий Иванович Титков

На 101-м году жизни умер конструктор знаменитых грузовиков «Урал» – Анатолий Иванович Титков

ГК «СТТ» представила на TransRussia'24 серийный магистральный тягач «Валдай 45»

ГК «СТТ» представила на TransRussia'24 серийный магистральный тягач «Валдай 45»

На выставке «TransRussia 2024» компания ГК «СТТ» показала серийный седельный тягач «Валдай 45» рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой 45 тонн

Предсерийный полноприводный минивэн «Соболь NN 4WD» представлен на туристической выставке MITT-2024

Предсерийный полноприводный минивэн «Соболь NN 4WD» представлен на туристической выставке MITT-2024

Микроавтобус «Соболь NN 4WD» прочат в конкуренты ульяновской «буханке»

В Москве презентовали электробус ЛиАЗ нового заказа

В Москве презентовали электробус ЛиАЗ нового заказа

Обновленный электробус ЛИАЗ-6274 получил на треть более емкую АКБ, электрообогрев салона и много других усовершенствований

Sollers Argo-L – длиннобазная версия

Sollers Argo-L – длиннобазная версия

Серия LCV Sollers пополнилась удлиненной версией Argo-L с 3-метровой базой

На бывшем заводе «Вольво Восток»в Калуге нарастает производство грузовиков марки Kaluga Next

На бывшем заводе «Вольво Восток»в Калуге нарастает производство грузовиков марки Kaluga Next

В 2024 году в Калуге предприятие АО «АМО» намечает произвести 2 тысячи грузовиков Kaluga Next

В Музее ГОН прошла презентация восстановленного советского междугородного автобуса ЗИЛ-127

В Музее ГОН прошла презентация восстановленного советского междугородного автобуса ЗИЛ-127

В Музее ГОН презентован второй ходовой экземпляр первого советского междугородного автобуса ЗИЛ-127


Возврат к списку