Даймлер и Вольво Груп создали СП по разработке грузовиков на водородных топливных элементах
Даймлер и Вольво Груп создали СП по разработке грузовиков на водородных топливных элементах
11.06.2020
Daimler Truck и Volvo Group начнут серийный выпуск водородных грузовиков и автобусов с 2025 года
Александр Климнов, фото фирм-производителей
Крупнейший европейский производитель грузовиков Daimler Truck и компания Volvo Group (не имеет отношения к Volvo Trucks) считают, что большие и тяжелые химические аккумуляторные батареи, в принципе, не могут быть идеальным решением для тяжелых грузовиков с электроприводом. Альтернативой видятся только водородные топливные элементы. Поэтому они создали совместное предприятие по их разработке.
Возможно, что водородные грузовики будущего брендов Mercrdes и Volvo буцдут выглядекть как этот концепт электрогрузовика MB Urban eTruck 2016 года
В дополнение к легковым и легким коммерческим электромобилям электрификация средних и тяжелых грузовиков выступает отдельной и сложной проблемой. Из-за большого веса и отсюда небольшого запаса хода, до сих пор не существует действительно эффективной концепции для аккумуляторного электрического магистрального грузовика.
Выход магистрального электротягача Tesla Semi на американсчкие хайвеи откладывается до 2021 из-за коронавируса и необходимости прежде обеспечить рынок электроп икапом Cibertruck
Например, американская Tesla представила электрический тягач Semi (но передвинула его серийное производство из-за коронавируса на 2021 год – авт.), другие же стартапы (Nikola Motors и Thor, т.е. ныне XOS) также полагаются на топливные элементы. Так Nicola Motors уже объявила о сотрудничестве с итальянской компанией IVECO для создания водородного тягача в Европе.
Главным конкурентом альянса MB-Volvo по теме Fuel Cell пока видится альянс стартапа Nikola и IVECO
Интерьер кабины водородного тягача Nikola
Новое СП создано по принципу 50:50
Только что учреждено новое совместное предприятие в составе Volvo Group и Daimler Trucks, которые объявили о сотрудничестве в области разработки, производства и маркетинга систем топливных элементов «для использования в тяжелых коммерческих транспортных средствах и других областях применения». Оба производителя грузовых автомобилей будут владеть пакетами по 50% акций нового совместного предприятия.
Немецкий Daimler Trucks вносит свой вклад в текущую деятельность по развитию в области топливных элементов, шведы же выкупают половину новой организации на общую сумму около 600 миллионов евро.
Президент и генеральный директор Volvo Group Мартин Люднштедт говорит: «Электрификация автомобильного грузового транспорта выступает ключевым элементом для реализации так называемого «Зеленого соглашения» для Европы с нейтральным уровнем выбросов CO2 и, в конечном счете, для будущего мира с «нейтральным уровнем выбросов» CO2. Превосходным считается использование водорода в качестве энергоносителя экологически чистого электричества для управления электрическими грузовиками на дальние расстояния, в дополнение к аккумуляторным электромобилям и возобновляемым источникам топлива. Опыт обеих компаний в этой области ускорит развитие данной темы. Это выгодно как для наших клиентов, так и для общества. С созданием этого совместного предприятия мы ясно показываем, что твердо привержены развитию водородных топливных элементов для коммерческих транспортных средств. Так что это видение вполне может стать реальностью».
Топ-менеджер Volvo взаимодействует с операторами водородных заправочных станций, а также с правительственными органами для ускоренного расширения соответствующих топливных сетей.
Председатель совета директоров Daimler Truck AG Мартин Даум объясняет: «Транспорт и логистика поддерживают экономику и жизнедеятельность планеты в целом, в то же время потребность в транспорте продолжает расти. По-настоящему нейтральный по выбросам CO2 транспорт может быть внедрен только с помощью электропривода, получающего энергию от двух типов энергоносителей: либо от аккумуляторов, либо от преобразования водорода в электричество на борту самого транспортного средства. Топливные элементы, таким образом, выступают важнейшим решением для использования на тяжелых грузовиках – технология, которую Daimler использует на машинах (опытных – авт.) Mercedes-Benz в течение двух последних десятилетий. Компания Fuel Cell GmbH входящая в Daimler AG – авт.) уже создала значительное количество ноу-хау. Партнерство с Volvo Group станет важной вехой в разработке и выводу грузовых автомобилей и автобусов на топливных элементах на наши дороги».
Ожидается, что власти одобрят сотрудничество до конца нынешнего года. Партнеры по сотрудничеству планируют серийное производство тяжелых коммерческих автомобилей с использованием технологии топливных элементов со второй половины десятилетия, то есть с 2025 года.
Внутренний стартап Daimler Trucks Fuel Cell
Концерн Daimler AG связывает свою деятельность по разработке систем топливных элементов с недавно основанной компанией Daimler Truck Fuel Cell GmbH & Co. KG, которое, относится к подразделению грузовых автомобилей группы Daimler Truck AG. Юридически данная независимая компания будет позже включена в запланированное совместное предприятие с Volvo.
Председатель правления Daimler Truck AG и член правления Daimler AG Мартин Даум сказал: «Топливные элементы представляют собой генеральное решение на пути достижения нейтральности по выбросам CO2 для магистральных тяжелых грузовиков. Наш будущий партнер по совместному предприятию – Volvo Group, убежден в этом так же как и мы».
Дальнейшее сотрудничество с Rolls-Royce Power Systems
Для запуска в массовое серийное производство технология топливных элементов может и должна использоваться и по-другому. Так, Daimler и британская технологическая группа Rolls-Royce (компания, независимая от одноименного производителя автомобилей RR cars), подписали соглашение о дальнейшем сотрудничестве.
Совместно с подразделением Rolls-Royce «Power Systems», которое ранее работало под названием MTU, должны быть разработаны генераторы топливных элементов для стационарных источников питания, обеспечивая им также «CO2-нейтральность». Данные устройства могут затем использоваться, например, в качестве источников питания в центрах обработки данных, а также использоваться в качестве аварийных источников электроэнергии в критически важных для инфраструктуры местах (больницы, диспетчерские, лифтовое и эскалаторное хозяйство и т.д. и т.п.).
Демонстрационный образец такого источника тока с использованием технологий топливных элементов автомобильного типа будет представлен до конца года.
ВЫВОДЫ:
Грузовики с электрическим приводом на топливных элементах кажутся разумным решением вопроса с CO2 из-за достаточно короткого времени требуемого для заправки и, следовательно, позволяющих осуществлять дальние магистральные перевозки. Международная сеть соответствующих по мощности водородных заправочных станций станет необходимым условием для перевозки грузов на дальние расстояния.
P.S. Так-то, оно и так, но, во-первых, водородная заправочная инфраструктура просто так не появится, ведь ее необходимо создавать, впрочем, не совсем с нуля (для переоборудования подходят уже существующие магистральные трубопроводы), а, во-вторых, выбрасываемый водородным топливным элементом чистый водяной пар, отнюдь не так безобиден как это пытаются представить разработчики Fuel Cell – это парниковый газ по эффекту задержания излишнего тепла в атмосфере в разы превосходящий двуокись углеророда (CO2) на которую так сейчас ополчились «зеленые». Пока водородных грузовиков и автобусов будет еще немного – большой проблемы в этом не будет, но при парках в десятки миллионов машин на водороде, таковая проблема вполне может проявиться, сводя на нет усилия, по переводу транспорта на электротягу.
P.P.S. С другой стороны пока никакой другой более приемлемой технологии для «нейтрализации» выбросов CO2 на железнодорожном и водном (морском и речном) видах транспорта, а в более дальней перспективе и в реактивной (включая сверхзвуковую) авиации, не видно. Причем, реактивная авиация отвечает за кардинально больший объем выбросов парниковых газов и разрушение озонового слоя атмосферы планеты, чем дизельные суда и локомотивы.