Одна из лидирующих на российском логистическом рынке компаний – FM Logistic провела 29 ноября пресс-конференцию
Одна из лидирующих на российском логистическом рынке компаний – FM Logistic провела 29 ноября пресс-конференцию посвященную итогам деятельности за финансовый 2016/2017 год и за первое полугодие 2017/2018 финансового года.
Слева направо Кристоф Менивар, Мария Шиповалова, Владимир Серебряков
В рамках пресс-конференции генеральный директор FM Logistic в Центральной и Восточной Европе Кристоф Менивар, спикеры российского подразделения компании – директор по развитию бизнеса Владимир Серебряков, директор по HR и коммуникациям Мария Шиповалова – рассказали о работе FM Logistic в России.
Компания LM Logistic предоставляет своим клиентам полный комплекс услуг по управлению всей цепочкой поставок, включая складирование, перевозки всеми видами транспорта, упаковке и расфасовке и таможенному оформлению. Даже такая специфическая область перевозок как негабариты нашла свою поддержку в FM Logistic. Например, FM Logistic доставляла крупногабаритное нефтяное оборудование в Тюмень для компании Total и осуществляет перевозки для Международной Аэрокосмической кооперации. С 1994 года, когда FM Logistic пришла в Россию, компания смогла открыть 21 складской комплекс общей площадью 600 000 м2.
Международная деятельность FM Logistic развивается уже 50 лет и охватывает Европу, Россию, Китай и Бразилию. Конкретно в России сеть региональных складов охватывает Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самару, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск и Владивосток, а склады с кросс-докинговыми операциями размещены в Нижнем Новгороде, Краснодаре, Красноярске и прочих.
В Ростове-на-Дону компания строит на участке площадью 8 га складской комплекс площадью 24 900 м2. Комплекс расположен на трассе М4 возле аэропорта «Ростов-на-Дону», а также.
Одним из перспективных направлений LM Logistic видит Ростов-на-Дону: здесь при государственной поддержке развивается сельское хозяйство, а также производство и розничная торговля. Все это рождает спрос на качественную логистическую инфраструктуру. Поэтому FM Logistic уже закупила участок земли площадью 8 га, который расположен недалеко от трассы М4 «Дон», городского аэропорта и производственного комплекса знаменитой фирмы MARS. В октябре 2018 начнется строительство складского комплекса площадью 24 900 кв. м. Сейчас в Ростове-на-Дону FM Logistic оперирует на складе площадью 10 тыс.кв.м.
В числе основных сфер деятельности FM Logistic находятся ритейл, пищевая продукция, продукция категории «фреш», товары народного потребления и товары личной гигиены, предметы роскоши и косметика, промышленная продукция и электроника, товары медицинского назначения. В предыдущем финансовом году оборот FM Logistic составил 15,5 млрд рублей. В структуре оборота 40,7 % приходится на клиентов из сектора ритейл, 26,7 % на производителей промышленной продукции и электроники, 20,6 % - товаров FMCG, 12% - парфюмерии, косметики и товаров медицинского назначения. В портфеле услуг компании доля транспортной логистики составляет 29%, складская логистика занимает 66%, копакинг и фасовка – 5%. Компания выступает логистическим партнером таких производителей и торговых сетей как Auchan, X5, Leroy Merilin, L'Oreal, Henkel, Phillips, Bosch, Johnson&Johnson и прочих.
В числе выигранных FM Logistic проектов (упомяну только наиболее дальние логистические) за 2016/2017 финансовый год значатся LTL-доставки Париж-Москва и Милан-Москва; поставки в Казахстан как в виде доставки X-dock, так и по стране; доставки для Международной Аэрокосмической кооперации.
Рост FM Logistic обусловлен в первую очередь развитием уже существующих сервисов. Компания расширяет сотрудничество с текущими клиентами, заключает контракты с новыми, такими как Stanley Black & Decker. Активно растет объем копакинговых операций, что обусловлено маркетинговой стратегией клиентов. Так, за первое полугодие текущего финансового года он составил 30%. Развивается транспортные направление: как внутрироссийские перевозки, так и международные. Запущены сборные доставки по маршрутам Париж–Москва и Милан–Москва. Расширена сеть работы в Казахстане. Запущен проект внутригородской доставки в Москве. С развитием транспортного направления связано увеличение таможенной активности: в России на 34% увеличилось число подаваемых таможенных деклараций. Общий объем складских площадей, на которых оперирует FM Logistic, увеличен до 761,2 тыс. кв. м. Расширены уже существующие площадки во Владивостоке, Самаре, Санкт-Петербурге, Ногинске, открыты два новых склада в Клину и Новосибирске. Всего под управлением компании находятся 25 платформ. В регионах наиболее крупные проекты по строительству складов осуществляются во Владивостоке для «Роял Канин» и в Санкт-Петербурге для «Ашан» (здесь клиент, например, переехал в платформы Парнас в Шушары). В Электроуглях для нового клиента Henkel построен комплекс из пяти складов и т.д. Внутри России продолжается дальнейшее развитие 3Е, а также укрепление отношений с крупными ритейлерами. В данные проекты инвестированы 1,3 млрд руб.
Число сотрудников увеличилось до 8 650 человек. Мария Шиповалова, директор по HR и коммуникациям FM Logistic в России, в своем докладе отметила годовую текучесть кадров на уровне 17%, что на 5% ниже среднего показателя по сектору «Логистика PWC Saratoga». Кроме того, за финансовый 2016/2017 год в образование сотрудников были инвестированы 23,8 млн руб. В том числе 5930 человек прошли обучение на 105 курсах, включая 4455 рабочих и операторов (преимущественно женщин) прошли 15 обязательных и 35 рекомендованных курсов, а 1475 специалистов и менеджеров прошли 37 обязательных и 67 рекомендованных курсов. Кстати, в Московской области (имеется 14 складских комплексов и в ближайшее время будет еще один) зарплата операторов (работников склада) превышает МРОТ в 3–3,5 раза (до 43 000 руб.). Производственный состав выключает 55% женщин и 45% мужчин, средний стаж работы составляет 4 года, а годовая текучесть не превышает 17% при том, что по рынку логистических услуг она составляет 22%. Средний возраст специалистов и рабочих в FM Logistic составляет 35 лет, у менеджеров – 38 лет и у топ-менеджеров – 41 год, т.е. персонал в компании работает достаточно зрелый, но отнюдь не старый – на самом пике квалификационной активности. В первом полугодии финансового 2017/2018 года (т.е. апреле–сентябре 2017-го) в образование сотрудников инвестированы 11,4 млн руб. В их числе 2817 сотрудников прошли обучение на 70 курсах, в том числе 2171 рабочий и оператор прошли 18 обязательных и 20 рекомендованных курсов, а 646 специалистов и менеджеров прошли 35 обязательных и 32 рекомендованных курса.
В оборудование за этот же период было вложено 325,1 млн руб. в том числе расширен парк грузовых автомобилей. Кстати, по словам Директора по развитию бизнеса компании в России Владимира Серебрякова: «FM Logistic не делает жесткий акцент на конкретных брендах подвижного состава – здесь основную роль играет вопрос издержек, впрочем, недавно (буквально две недели назад) компания провела очередную сессию переговоров с КАМАЗом насчет приобретения новых автомобилей серии 5490. Для программы городской микрологистики CITYLOGIN CityLogin – части большого комплексного проекта по управлению всей цепочкой поставок от FM Logistic компания FM Logistic ориентируется в России на приобретение автотранспорта на газомоторном топливе (закуплены 12 LCV и HCV в том числе и c моторами на CNG), при этом в Европе, в частности в Милане, FM Logistic уже перешло на закупку электромобилей». Для России было приобретено 2 ед. Iveco Daily, 5 ед. Citroen Jumper и 5 ед. Iveco Stralis. Грузоподъемность машин от 1 до 14 т, часть парка позволяет осуществлять перевозки с сохранением температурного режима до – 20С°. Каждая из машин оснащена двигателями класса Евро-4 и Евро-5, а некоторые из них дают возможность использования экологического топлива – сжатого природного газа метана. Автомобили класса LCV – Iveco Daily и Citroen Jumper были закуплены для доставок товаров в центр города, а HCV – Iveco Stralis – для доставок в магазины розничной торговли по Москве и Московской области.
Расположенные вблизи центра города распределительные центры и небольшие мобильные фургоны гарантируют ритейлерам оперативные и экологичные поставки. Проект призван решить проблемы грузоперевозок в центрах исторических городов, где действуют ограничения транспортного потока. Проект CityLogin уже запущен в европейских столицах – в Риме и Мадриде, и пользуется популярностью среди владельцев средних и маленьких магазинов.
Два легких развозных грузовика IVECO Daily предназначены для быстрой доставки партий товаров с большой оборачиваемостью в центр Москвы. Преимущество фургонов, работающих на природном газе метане в том, что они сокращают выбросы углекислого газа и шумовое загрязнение. В рамках программы используются машины с нулевым выбросом CO2, что на 25% меньше, чем у стандарта Евро-5. Особенностью проекта CityLogin в России – оснащение экологических машин дополнительными средствами безопасности для перевозки дорогих товаров.
Фургоны доставляют необходимый товар в установленные сроки от 24 до 48 часов, в том числе в исторические части центра города, куда нет доступа большим грузовикам. Максимальная загруженность таких фургонов – 10 м3. Доставка осуществляется на ежедневной основе во многие торговые центры и бутики Москвы.
Кроме того, в первом финансовом полугодии 2017/2018 – выполнено строительство в Дмитрове мезонина для АТАК свежая продукция, в Элеуктроуглях продолжено оснащение склада для Henkel, в Шушарах также идет монтаж оборудования для нового склада, а в Клину появился новый промышленный клиент – Reckitt Benckiser. Кроме того, компания подписала соглашение о намерениях с компанией сектора фарма, а также предложила решение полного цикла e-commers (в частности, мобильную тележку e-Shopeur, которая позволяет автоматизировать сборку заказов для интернет-магазинов).
Реализуются проекты по созданию автоматически управляемого транспортного средства (AGV) – роботележки, которая может эксплуатироваться без управления оператора. мобильности для менеджера склада (с применением дрона со сканером для считывания штрих-кодов с товаров на верхних полках стеллажей), сканеров, встроенных в ричтраки (вилочные погрузчики и проч.), просмотрового устройства для инвентаризации, устанавливаемого на ричтрак.
Оборудование способно работать круглосуточно, без ошибок, что актуально при возрастающих объемах операций. Также FM внедрила решение, которое позволяет складскому менеджеру оперативно получать доступ к необходимой информации и управлять стоком с планшета. Это делает сотрудника более мобильным и увеличивает продуктивность его работы. Сканнер, встроенный в ричтрак – еще одна технология, увеличивающая производительность складского рабочего. Теперь оператору не нужно покидать водительское кресло и вручную сканировать артикул товара, это автоматически делает встроенное оборудование. Также ричтраки оснащают специальным устройством, которое позволяет проводить видеоанализ систем хранения склада для быстрой и качественной инвентаризации.
Компания делает упор на создание собственных складских комплексов, а не на аренду их у сторонних владельцев, а также ориентируется на их размещение в местах, удобных для подъезда автотранспорта.
Прогнозы на второе полугодие 2017/2018 финансового года (т.е. до марта 2018-го) отражены на графике.
В числе перспективных трендов на рынке логистических услуг Генеральный директор компании FM Logistic в России Кристоф Менивар определил как: Структурные изменения транспортного рынка (в частности повышение интереса к железнодорожным перевозкам, впрочем, ограниченное значительным дефицитом рефрижераторных вагонов), консолидацию рынка складской недвижимости, сокращение количества активных участников складских операций, создание региональных распределительных центров для сельскохозяйственной продукции. В числе важнейших он также отметил растущий тренд аренды помещений ритейлерами без посредников.
В рамках уже существующих проектов была названа работа с IT-партнером, где на его долю приходится разработка сайта, обеспечение трафика и Conversion, а за FM Logistic – остаются кол-центр, складские операции, копакинг (упаковка), доставка и контроль уровня запасов на международном уровне.
Более интересны грядущие стратегические проекты, так в их число входят роботизированные решения для единой цепочки поставок, включающие AGV для полностью автономного перемещения паллет от транспортных ворот к месту хранения. При этом будет обеспечено создание безопасного взаимодействия между людьми и роботами.
Мобильность для менеджера обеспечит во время нахождения на складе планшет с системой управления складом. Кроме того, ему будет помогать дрон со специальным сканером, а в более дальней перспективе дроны, возможно, будут управляться автоматически при помощи облачных технологий.
Сканер для считывания штрих-кодов с паллет, встраивается прямо в ричтрак (реализация с помощью Galaxy), что позволяет водителю-оператору не вставать с рабочего места для проведения такой операции, упростит его работу и исключит ошибки с идентификацией товаров и грузов.
Быстрая инвентаризация при помощи видеоанализа с устройства, смонтированного на ричтраке. Его окончательная сфера применения будет включать, во-первых, инвентаризацию на небольших складах товаров массового потребления (до 40 000 паллетомест) и, во-вторых, поисковые миссии по проверке группы локации в одной аллее.
Естественно большое внимание уделяется и внедрению телематики и ряде прочих IT-технологий на автомобильном транспорте. Но, в принципе, FM Logistic стремится произвести революцию именно в обработке информации по логистике, где намеревается оставаться в числе лидеров. Естественно, для этого готовятся кадры и развивая и оптимизируя информационные сети внутри компании и ее партнеров.
Компания расширяет свое присутствие и на рынке e-commerce. Так, Владимир Серебряков, директор по развитию бизнеса FM Logistic в России, рассказал о разработке комплексного решения для обслуживания этого направления. По словам спикера, FM Logistic в данном случае выступит умным интегратором большого числа сервисов, включая доставку на последней миле, увеличение конверсии сайта магазина и оборудование колл-центра.
С целью оптимизации процессов в рамках работы с электронными заказами на складах FM Logistic совместно с компанией-партнером Balea, специализирующейся в области логистических решений, разработала тележку e-Shopeur – инновационный инструмент, призванный сделать процесс сборки электронных заказов проще.
Мобильная тележка е-Shopeur позволяет экономить время и обладает функцией тройного контроля: встроенным сканером, сенсором движения, а также системой взвешивания. С ее помощью можно осуществлять одновременную сборку 48 заказов. Точность работы обеспечивается системой весового контроля, интегрированной в каждую ячейку сбора заказа. А встроенная IT-система гарантирует отслеживаемость сборки.
Устройство в режиме реального времени облегчает оператору задачи по проверке заказов и обнаружению ошибок, обеспечивая высокую точность процесса. Тележка легка в обращении: независимая система колес позволяет перемещать её одной рукой.
E-Shopeur позволяет идентифицировать артикулы и местонахождение оператора, отображает количество единиц сборки на экране, встроенном в тележку, дает возможность оператору помещать каждый товар в ячейку, подсвеченную индикатором, проверяет правильность размещения товара в ячейках посредством светового индикатора и контролирует вес каждого заказа за счет встроенных весов.
Логистические операции должны выполняться оперативно, и данная система позволяет экономить до 2 часов ежедневно, что сказывается на эффективности процессов в целом.
После успешного тестового использования в октябре 2016 года решение было внедрено на платформе FM Logistic в Шато-Тьерри. В настоящее время планируется запуск на других платформах во Франции, Польше и России.
Создание единой транспортной структуры внутри компании обладает рядом преимуществ. Так, возможность улучшения сервиса достигается за счет гибкого регулирования работы машин и самих водителей. Полный контроль технического состояния и местонахождения транспортных средств обеспечивает высокую точность соблюдения сроков доставки. FM Logistic осуществляет контроль за скоростью движения ТС для обеспечения безопасности, а также за соблюдением режима труда и отдыха водителей для гарантированного соблюдения требований законодательства.
«Стратегическим направлением развития нашего транспортного сервиса мы видим усовершенствование городской доставки, где собственный малотоннажный автопарк будет востребован клиентами, предъявляющими высокие требования к качеству и экологичности сервиса. Мы планируем принять решение об увеличении количества единиц техники после подведения итогов работы автотранспортного предприятия за первые 6 месяцев работы», – таково мнение директора по операциям FM Logistic Александра Павлова.
Кроме того, к перспективным социальным проектам (о них рассказала Директор по персоналу и коммуникациям FN Logistic Мария Шиповалова) относится создание собственного благотворительного фонда FM Logistiс (помощь детям с особенностями развития в детских домах), участие в местных экологических проектах, а также поддержка развития образовательной программы Московской области, которая помогает формировать будущие кадры для работы в компании, например, в 16 колледжах при участии FM Logistic созданы и создаются факультеты по логистике, например, в Долгопрудном. Отдачу в виде обученных кадров компания надеется получить через 2–4 года. Также FM Logistic сотрудничает и с МВТУ им.Баумана, с которым осуществляет ряд совместных перспективных IT-разработок в области транспортной и складской логистики. Например, FM Logistic принимала в качестве партнера участие в недавнем студенческом конкурсе Юлит, где соревновались студенты из самых разных ВУЗов.
В заключение пресс-конференции г-н Кристоф Менивар сказал, что: «Компания завершит второе полугодие текущего финансового года с оборотом 16,5 млрд рублей. Объем складских площадей составит 785 тыс. кв. м., а число платформ под управлением компании вырастет до 26. FM планирует инвестировать 568 млн рублей в оборудование, а 23,3 млн рублей – в развитие персонала. «Российский рынок по-прежнему полон возможностей для расширения бизнеса. Мы нацелены на активное развитие компании, внедрение передовых технологий и решений. В ближайшем будущем роботизация, цифровизация, автоматизация и механизация будут играть ключевую роль. Как бы то ни было, создание преимуществ для клиентов остается нашим главным приоритетом», - говорит Кристоф Менивар. Так же он добавил, что: «Россия уникальная страна для быстрого развития бизнеса и ее огромные масштабы позволяют организовать благоприятные условия для массовых стартапов». Кстати, на вопрос о санкциях, он отметил, что некоторые проблемы были только в начале, а теперь они успешно преодолены в том числе и за счет смены дистрибьютерами некоторых поставщиков.
|
|
Дефицит дальнобойщиков усугубляется ростом парка автопоездов
Диалог таксомоторного бизнеса и власти в новой системе координат прошел на XII Международном Евразийском форуме «Такси»
Экономичность и безопасность: опыт эксплуатации тягачей Dayun CGC4250 на ГМТ в компании «Экороудс Тюмень»
За июнь продажи новых грузовиков упали на 16%, а за полугодие – сократились на 2%
Нижегородский «ПРОМТЕХ» представил линейку LCV на базе перезапущенной LADA Largus
КАМАЗ презентовал на выставках Comvex'24 и CTT'24 широкий спектр дорожной, самосвальной, крановой, прицепной и прочей автотехники
«АВТОТОР» вывел на рынок самую тяжелую модель новой марки AMBERTRUCK