Импортные грузовики и автобусы с 2020 года догрузят утильсбором
Импортные грузовики и автобусы с 2020 года догрузят утильсбором
25.11.2019
Параллельно с легковушками в следующем году поднимется утилизационный сбор и на коммерческие автомобили
Александр Климнов, фото автора
С 2020 года параллельно с ростом утилизационного сбора на легковые автомобили вырастет сбор и на грузовики с автобусами, несмотря на то, что в отличие от легковушек процесс снижения пошлин (по соглашению с ВТО – авт.) по грузовикам завершился в 2017 году. Полностью снижение ввозных пошлин на грузовые автомобили оказалось «отбито» повышением утильсбора еще в апреле 2018 года.
Тем не менее, столь эффективный способ поддержки отечественного производителя (основными бенефициарами от роста утильсбора за счет его последующей перекачки в программы льготных кредитов и лизинга выступают группы ГАЗ и КАМАЗ – авт.).
Так, в среднем ставки утильсбора на грузовые автомобили с 1 января 2020 года вырастут на 17,46%.
Наибольшему давлению от утильсбора подвергнутся седельные тягачи полной массой от 12 до 20 т, за которые придется вносить на 66,8% больше. Для шасси утильсбор увеличен в среднем на 9,62%, причем, больше всего, почти на 21,5% – на шасси для грузовиков полной массой от 20 до 50 т. Утилизационный сбор на прицепы всех категорий вырос на 28%.
В стоимости седельного тягача, доля утильсбора в цене уже составляет 10–12%, так что вполне понятно, что грузоперевозчики выступают против увеличения сбора, ссылаясь на отсутствие альтернатив иностранной технике в сегменте магистральных тягачей, что в условиях роста цен еще больше отодвигает обновление и так устаревших парков (по парку именно седельных тягачей, впрочем, процент старых машин наименьший – авт.).
Для микроавтобусов и автобусов утилизационный сбор проиндексирован даже больше, чем на грузовики – примерно на 25,7%. Максимальный рост в данной категории (почти на 73,7%) пришелся на автобусы с двигателем рабочим объемом свыше 10 л.
Кроме того, ставки увеличены и для автобусов с пробегом, у которых объем двигателя составляет как менее 2,5 л, так и свыше 10 л – на 26,1% и 73,7% соответственно. Последнюю группу составляют по данным «ВТБ Капитала» преимущественно междугородные и туристические автобусы, так что такой рост – очевидная попытка задавить сегмент «первичных регистраций на вторичном рынке» полностью, при том, что отечественный автобуспром и междугородные-то автобусы производит в мизерных количествах, не говоря уже о туристических международного класса, выпуск практически единственной модели которого (ЛиАЗ-5291 «Круиз») Росстандарт заставил остановить, а уже выпущенные с 2014 года машины отозвать для устранения несоответствия отраслевым стандартам.
Спрос на микроавтобусы с двигателем объемом до 2,5 л практически в полной мере покрывают отечественные модели ГАЗа («Соболь», «Газель БИЗНЕС» и «ГАЗель NEXT»), УАЗики «буханки», а также локализованный Ford Transit и подсобираемые в Калуге VW поколения Т6 (Transporter/ Multivan/ Caravelle) так и импорт (Mercedes-Benz, PSA и проч.). Так, что увеличение утильсбора на подержанные автомобили и в данном сегменте должно простимулировать покупку новых микроавтобусов, вместо подержанных.