Итало-турецкий фургон, который теперь нам не чужой
Итало-турецкий фургон, который теперь нам не чужой
Тест-драйв Fiat Dòblo Combi подтвердил его высокие потребительские свойства
Александр Климнов, фото автора
Лариса Золотова, фото автора
Обновленная версия Fiat Dòblo Typ 263 (именно такое написание правильно по турецкой грамматике) появилась на российском рынке весной 2018 года, хотя дебютировало оно в России еще осенью 2015 года на выставке «КомТранс». Предыдущий вариант хорошо себя зарекомендовал как небольшой развозной автомобиль для бизнеса, а также, в грузопассажирском варианте, как семейный автомобиль для поездок на дачу и по магазинам. По состоянию на сентябрь 2018 года в России было продано 23 тыс. экземпляров данной модели всех поколений. От ближайших конкурентов Doblo выгодно отличается большим объемом кузова (от 3,4 м3) даже в базовой версии со стандартной высотой крыши.
Для проведения тест-драйва был выбран Fiat Doblo Combi грузоподъемностью до 425 кг, рассчитанный на 5 человек. Забирать фургон пришлось с крыши офисного здания на третьем кольце, так что в пробках пришлось постоять... жаль, ни крылья, ни винт пока не входят в пакет дополнительных опций!
Дизайн автомобиля, в принципе, вполне отвечает современным вкусам, разве что колеса (даже в 16-дюймовой размерности) непропорционально маленького размера, что несколько нарушает общие пропорции. Обтекаемость силуэта стала более выраженной, несмотря на характерную для данного сегменте вертикальную заднюю дверь. Улучшен дизайн светильников, бамперы теперь одного цвета с кузовом, увеличена площадь декоративной решетки радиатора. Автомобиль, в целом, производит впечатление комфорта и надежности. Словом, все то, что мы всегда рады видеть у итальянских машин, пусть даже это не стремительный и авантажный спорткар, а рабочая лошадка, но этот «каблучок» именно таким предельно функциональным и задумывался. Двигатель, естественно, 4-цилиндровый, 95-сильный при рабочем объеме 1,4 литра, экологического класс Евро 6, на бензине АИ-95-Е5. Он оснащен 5-ступенчатой механической коробкой передач с «джойстиком» на консоли панели приборов, Естественно привод колес сохранен передним, а вот независимая задняя подвеска Bi-link применена взамен обычной рессорной (у прежнего поколения).
Версия Combi подразумевает грузопассажирское назначение, но внешне выглядящее все же как вполне пассажирская версия. Огромные в боковой проекции окна (т.н. «аквариум»), боковые задние сдвижные двери с обоих бортов, более чем просторный салон. Кстати, довольно часто в грузопассажирских версиях задние окна бывают «фальшивым», т.е. глухими, однако, здесь это полноценные окна с открыванием.
Пассажирские кресла, включая переднее, можно индивидуально складывать, что превращает его в поместительный грузовой отсек. Но, вот отстегнуть диванчики и снять совсем не удастся. Однако видели глаза, что покупали: грузовая версия-то дешевле!
Поклажа может быть замаскирована съемной шторкой, а также зафиксирована специальной сеткой. Мягкая обшивка всего салона распространяется, в том числе, и на багажник. Хотя, я, например, сторонница минимализма. Меня бы устроило простое прорезиненное покрытие без ворса, так как его ощутимо легче мыть.
Задние дверцы открываются на 270°, что как нельзя более удобно для загрузки и выгрузки громоздких предметов, соответственно, заднюю дверь не надо обходить, что особенно актуально в узких переулках и тесных складах.
При всем том салон выглядит достаточно уютным и для семейного универсала. Здесь вполне уместно и детское кресло, и вдобавок к нему пара габаритных взрослых пассажиров, а уж для багажа места более чем достаточно – при необходимости холодильник стоя или кухонную стойку, или комод можно перевезти.
При езде уровень шума в салоне отнюдь не досаждает.
Водительское сиденье вполне добротное, хотя боковую поддержку хотелось бы усилить, регулируемое в двух плоскостях.
Предусмотрена платформа-опора для левой ноги, что важно при дальних пробегах.
Положение руля также регулируется по высоте и вылету. Полочек и карманов в кабине вполне хватает, включая весьма удобную полку на потолке. В панели над перчаточным ящиком предусмотрена выемка, в которой вполне уютно располагается даже планшет, не говоря уже о смартфоне.
Однако выявился существенный недочет в эргономике: левый локоть не дотягивается до подлокотника двери, приходится непривычно держать руку на весу или опираться скособочившись на правый подлокотник, который как раз получился вполне удобным. Вообще, ощущение, что передний ряд задуман был как трехместный, а потом оставили лишь два места, сместив их к центру.
Комбинация приборов при удобных лично мне регулировках высоты руля и кресла, наполовину перекрывается рулем. При том, что мой рост примерно на 10 см ниже среднего, это явно говорит, о том, что у невысоких водителей будут некоторые проблемы при регулировании привычной посадки, возможно, даже не удастся добиться оптимального положения (от себя добавлю, что проблем с регулировкой кресла и руля, а также с обзорностью при росте 178 см не испытал никаких – А.К.). Водительское и переднее пассажирские места снабжены подушками безопасности уже в базовой комплектации.
Если бы мне предложили выбрать между бело- голубой, и красно-оранжевой подсветкой, я бы выбрала более контрастную, холодного оттенка. Цифры на шкалах приборов мелковаты, между ними одинаковые с ними по размеру черточки шкал, которые в темноте сливаются из-за чего при беглом взгляде (а какой еще, спрашивается, должен быть у водителя?) плохо различая – где цифры, а где просто точки.
Обзорность, включая видимость через достаточно большие зеркала хорошая. Однако, при сильном дожде четкость изображения оставляет желать лучшего. Плюс в дождь пришлось повоевать с системой вентиляции – чтобы ветровое и боковые стекла интенсивно не запотевали.
Все водители делятся на любителей «аквариумов» с высокими окнами, и «подпольщиков», почти лежащих за рулем и тонирующих стекла, насколько позволяют требования ГИБДД. Мне как аквариумисту много света не бывает. Правда подлинное качество оптики проявляется только через пару лет с начала эксплуатации, когда стекло покрывается микроцарапинами, а зеркальный слой тускнеет, если производитель сэкономил. Было бы неплохо организовать тест драйв трех и пятилетних машин! От себя добавлю, что вот именно из-за разницы в условиях эксплуатации сравнительные тесты 3-5-леток так редки – А.К.
Свет в салоне и грузовом отсеке достаточный для погрузо-разгрузочных работ. Стоит отметить 16-дюймовые колесные диски, и наличие
полноразмерной запаски.
Тест-драйв Fiat Doblo Combi проходил в двух режимах: городском и, так сказать, междугороднем. Соответственно, городская часть маршрута, проходившая на самых загруженных магистралях столицы, включая третье кольцо и вылетные трассы юго-востока города, были дополнены заездом в типовой многоэтажный гаражный комплекс. Впрочем, судя по высоте переборок и ширине коридоров, построенный без всяких стандартов. И, вот, тут начинается самое интересное: нам предстояло заехать в многоуровневый гараж со столь низкими потолками, что глядя на них совершенно понятно, что именно с ГОСТами строители и не дружили. Кривые узкие коридоры, заставленные автомобилями, оказались отличным дополнительным полигоном. И вот чудо! Именно здесь Fiat Doblo показал чудеса маневренности и функциональности! Достаточно легко развернувшись, поднимаемся под углом 45°, а остановившись, тестируем вполне надежную работу противооткатной системы тормозов.
В городском режиме расход топлива составляет от 9 до 11 литров на сотню, естественно, в зависимости от загрузки машины и плотности движения. Современные электронные системы впрыска и управления двигателем, а также гидроусилитель руля и «джойстик» МКП позволяют оптимизировать расход и контролировать среднюю скорость, в конечном счете, они берегут силы водителя. Действительно, после многочасового вождения, не чувствуешь заметной усталости, что стало возможным благодаря комфорту, гибкости двигателя, удачной коробке передач и опционным системам. Динамика у автомобиля при 1,4-литровом моторе не особо выдающаяся и в городском режиме «джойстиком» поработать придется, но на загородной трассе даже при почти полной загрузке машина вполне удерживается в современном динамичном транспортном потоке – А.К.
В качестве иногородней поездки, мы выбрали путешествие в Тверь по Ленинградскому шоссе. Практически вся дорога проходит по населенным пунктам, а значит скорость движения ограничена (в дороге нам здорово помогал сервис обнаружения радаров, встроенный в видеорегистратор, но об этом будет рассказано позднее в отдельном материале).
На всей трассе имеется только небольшой участок в районе Московского моря, где реально можно прибавить газу. «Скоростным демоном» машину назвать отнюдь нельзя, но дорогу «фиатик» держит уверенно, управляемость вполне определенная, вот только парусность большого в боковой проекции кузова заметная). Система стабилизации (ESC) отслеживает боковое ускорение, скорость, сцепление колес с дорогой и угол поворота рулевого колеса, обрабатывает эти данные в реальном времени и корректирует крутящий момент двигателя через тормозные механизмы колес. Это повышает чувство «прилипания» автомобиля к дороге, стабилизирует движение, дает уверенность в безопасности. Благодаря независимой задней подвеске Bi-link, Fiat Doblo отличается одной из лучших в своем классе управляемостью и плавностью хода. Даже без нагрузки задок машины не «забрасывает». Имеются и другие системы, улучшающие плавность движения автомобиля и его безопасность: «Traction +» – инновационная система, улучшающая тяговые свойства и проходимость автомобиля на скользких дорогах, а также TPMS – система постоянного контроля давления в шинах. В случае прокола колеса или недостаточного давления она предупредит водителя с помощью индикатора на панели приборов. Расход при междугороднем движении составил 7–8 литров на 100 км.
Дороги в Твери, наконец, стали значительно лучше за последние годы, так что поездка и фотосессия по волжской набережной и историческому центру города оказались не самой сложной задачей. Мы не отказали себе в удовольствии снять наш фургончик на фоне одного из самых фантасмогоричных памятников Твери... уникальному реактивному железнодорожному вагону, а данном случае – СВЛ (скоростному вагону-лаборатории).
Немного истории: памятная стелла в честь 110-летия Тверского (бывшего Калининского) вагоностроительного завода (ТВЗ), построена в сквере напротив проходной завода, представляет собой памятник в виде головной части СВЛ (Скоростного вагона-лаборатории) – одного из всего лишь двух существовавших в мире реактивных (!) железнодорожных вагонов (другой под названием «Black» на четыре года раньше был простроен в США). На памятнике сохранена лишь головная часть СВЛ с двумя турбореактивными авиадвигателями (от лайнера для местных авиалиний Як-40), но хотя бы так, чем совсем утерять памятник технической культуры, к чему все и шло. Все же в последние годы что-то начало меняться и в головах начальства и в настроениях широких масс по отношению к техническому наследию СССР, которое в более или менее приглядном виде начали сохранять. Еще пара слов об СВЛ – изготовлен реактивный вагон был в 1970 году на Калининском вагоностроительном заводе из обычного головного вагона типа ЭР22 и предназначался отнюдь не для пассажирских перевозок (хотя и ходит легенда, что такие реактивные поезда могли бы ходить в рамках проекта «Русская тройка»), а для исследования взаимодействия колесных пар и рельсов при скоростном (конструкционных скоростях свыше 20 км/ч) движении. Попутно СВЛ поставил и рекорд скорости для колеи 1524 мм – 250 км/ч. Судьба реактивного вагона была печальной – после появления скоростного электропоезда ЭР200 и вздорожания нефти применение реактивного двигателя на железнодорожном транспорте стало нонсенсом и СВЛ отправился на запасный путь, как оказалось навечно. В лихие 90-е его попытались переделать в моложенное кафе, но и этот проект закончился ничем. Редчайший образец техники едва не погиб совсем, но в 2008 году его передняя часть была отделена от останков вагона, отреставрирована и превращена в часть памятника в Твери на площади Конституции.
Выгрузив привезенную из Москвы мебель, мы провели фотосессию на берегу Волги с великолепным видом на мосты и обретающиеся здесь многочисленные утиные стаи, а также на фоне исторических просторных проспектов Твери.
Уже в темноте поворачиваем назад, в Первопрестольную. Освещенность дороги в ночное время вполне приличная. При необходимости можно включить дополнительные противотуманные фары, так что световой пучок весьма облегчает ночную работу водителя.
Солидный водитель, ценящий комфорт, безопасность и уверенность в автомобиле, безусловно останется доволен новым Fiat Doblo Combi. Цена нашей тестовой комплектации – от ₽1,12 млн.
Стандартную комплектацию, кстати, можно расширить за счет широкого ассортимента дополнительного оборудования.
На автомобили распространяется гарантия 2 года без ограничения пробега. Как и в случае с остальным модельным рядом Fiat Professional, предлагаются специальные условия на покупку и лизинг для представителей малого и среднего бизнеса,и частных клиентов. На покупку автомобиля распространяется программа трейд-ин FIAT Professional и выгодное кредитное предложение от FIAT Finance: от 5,5% годовых со сроком кредитования до 60-ти месяцев. Примечательно, что при покупке нового автомобиля у официального дилера FIAT Professional действует специальная программа FIAT TOP ASSISTANCE. Это программа бесплатной помощи на дорогах, которая предоставляется в течение всего срока владения автомобилем при условии своевременного прохождения регламентного ТО. Программа действует на территории России и в Европе и включает в себя: техническую помощь и ремонт, предоставление подменного автомобиля, услугу второго водителя, эвакуацию, помощь аварийного комиссара.