«Король бездорожья»

«Король бездорожья»

О работе с великим русским автоконструктором В.А.Грачевым вспоминает автомобильный журналист и историк Вячеслав Мамедов.


Автор Вячеслав Мамедов, фото А.Климнова

Впервые о великом русском автоконструкторе, создателе отечественной школы проектирования колесных вездеходов, я узнал в стенах МВТУ им. Н.Э. Баумана из уст доцента В.С. Цыбина, который во внеурочное время, раз в неделю вел кружок для тех, кто хотел знать про автомобили больше, чем давали лекции. Члены кружка учились на кафедре «Колесные машины», имели вторую форму секретности, и поэтому им доверяли информацию о засекреченном Главном конструкторе Специального конструкторского бюро (СКБ) ЗИЛ и некоторых его разработках.


ЗИЛ-135ЛМ (8х8) образца 1963 года. Выпущено более 5000 ед.

Вот тогда-то и стало понятно, кому принадлежит авторство, касающееся очень необычных по тем временам четырехосных вездеходов ЗИЛ-135 ЛМ с двумя сближенными средними мостами и легендарного трехосного снегохода ЗИЛ-Э167, фотографии которых в середине 60-х годов попали в печать.


ЗИЛ-Э167 (6х6) Супервездеход образца 1962 года с характерной эмблемой «бегущий лось», бывшей только на этой уникальной машине, оставшейся в единственном экземпляре, хотя потребность в ней в северных и восточных районах великой страны была огромной.

Слов нет, каждый из нас хотел бы по распределению попасть именно в его СКБ, но заявок на молодых специалистов в 1973 году завод не дал. Увлечение на четвертом курсе гидропневматическими подвесками, курсовой и дипломный проекты на эту тему (я выбрал этот узел для предложенного мной на диплом 4-колесного плавающего вездехода) в итоге явились причинами того, что меня распределили на Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ), где специальное подразделение как раз начало проектирование гусеничного шасси с гидропневматической подвеской, там же я и сделал свой диплом. В принципе всем я был доволен, вот только дорога в один конец на ММЗ занимала больше двух часов.

Попробовать перетащить меня на ЗИЛ в СКБ Грачева взялся мой друг, который проходил преддипломную практику в КБ подвески, но сам был направлен на работу в другое место. В один прекрасный день он сообщил, что меня ждет вместе с копией дипломного проекта начальник этого КБ С.Г. Вольский. Показ чертежей и длительное собеседование закончились с потрясающим для меня результатом: ЗИЛ взялся за перевод меня с ММЗ в СКБ! Мне нужно было только приехать в Министерство и подписать необходимые бумаги. Как потом сказал мне С.Г. Вольский, это решение было принято самим В.А. Грачевым.

Так, весной 1973 года я попал в удивительный коллектив, созданный замечательным Главным конструктором, где работали лучшие специалисты в своей сфере, и как работали! В первые дни знакомства с новыми моими задачами подошедшая к моему кульману профсоюзная активистка огорошила вопросом: «Холодильник «ЗИЛ» нужен? А то можем привезти, поговори дома». А начальник КБ вдруг строго спросил: «Сколько дней в неделю ты можешь работать сверхурочно, скажем до 19 или 21 часа?» О том, чтобы совсем отказаться от сверхурочных, понятно, разговора быть не могло. Согласился на 2, а потом и на 3 длинных дня, до 21 часа.


Холодильник «ЗИЛ» образца 1973 года, славившийся своей надежностью и долговечностью

Начались напряженные будни. Я узнал, что подобный темп жизни в СКБ – почти норма, иначе невозможно было практически ежегодно (!) создавать новую модель внедорожного грузовика. За всю свою долгую жизнь (1903 – 1978 г.г.) В.А. Грачев разработал 88 моделей автомобилей. А тогда мы работали над многоцелевым шасси ЗИЛ-132Р с равнорасположенным расположением трех ведущих мостов, и через год образец этого грузовика ЗИЛ-132А с бортовой платформой отправился на испытания.


ЗИЛ-132А образца 1969 года

В.А. Грачев тогда удивил меня многим. Во время обсуждений технических вопросов он был очень въедлив, а его высочайшая квалификация позволяла любому, даже маститому конструктору, сделать замечания и дать предложения, которые всегда принимались из-за их целесообразности.


ГАЗ-61-40 образца 1940 года (за рулем В.А.Грачев, рядом с машиной А.А.Липгарт)

Много лет спустя я узнал, что нештатным конструктором Виталий Андреевич начал работать еще в молодости в начале 30-х годов на заводе им. Егорова в родном Томске после окончания среднего учебного заведения, а потом до СКБ, созданного «под него» по решению самого маршала Г.К. Жукова, были годы работы на ГАЗе, где он создал знаменитые вездеходы ГАЗ-64, ГАЗ-61, ГАЗ-67Б, трехосный автомобиль с колесной формулой 6х4 ГАЗ-ААА, самоходную пушку с приводом на 4 колеса, бронеавтомобиль БА-64.


БА-64Б образца 1942 года


ГАЗ-67Б образца 1944 года (на фото версия 1949 года со штампованной фальш-радиаторной решеткой) – знаменитый «Иван-виллис»– наш ответ ленд-лизовскому джипу Willys MB

Но и это еще не все. Если бы не передача современного, построенного «с нуля» в конце 40-х годов ракетной отрасли Днепропетровского автозавода, Грачев успел бы еще очень многое сделать на Украине, ведь он был Главным конструктором этого большого предприятия, сегодня известного всему миру как «Южмаш». Но и то, что он сделал там за 1944 – 1951 годы, поражает: разработано семейство 4-тонных грузовиков ДАЗ-150, первые отечественные автопогрузчики с гидроподъемниками, большой плавающий автомобиль(БАВ) ДАЗ-485, принятый на вооружение с первым в СССР пневмогидравлическим приводом тормозов и шинами с централизованной регулировкой давления воздуха.

 

ДАЗ-150 «Украинец» образца 1951 года

За создание бронеавтомобиля БА-64 и БАВ В.А. Грачев был награжден двумя Сталинскими премиями в 1942 и в 1951 годах, но главная работа у Грачева все же была осуществлена в СКБ на ЗИЛе. А до создания в 1954 году СКБ он принял самое активное участие в передаче производства БАВ на другое предприятие, разработке трехосных полноприводных автомобилей на базе грузовика ЗИС-150, а также междугородного автобуса ЗИС-127. Следует сказать, что В.А. Грачев был не только выдающимся конструктором, но и опытнейшим испытателем, который всегда, насколько позволяло здоровье, старался проверить технику сам.

 

Амфибию ЗИС-485 (БАВ) образца 1950 года выпускали до 1962 года.

Особая атмосфера в СКБ объяснялась неординарной личностью Главного, отличавшегося чутким отношением к коллегам, интеллигентностью, добротой и простотой в общении. Видимо, многое шло от семейного очага. В.А. Грачев родился в семье предпринимателя, его мать была земским врачом. Именно непролетарское происхождение не позволило талантливому молодому человеку (построившему даже планер собственной конструкции) закончить Томский политехнический институт. До мобилизации на строящийся автогигант в Нижнем Новгороде он успел поработать грузчиком, киномехаником, отслужить в армии автомехаником, поработать и на инженерной должности. А как он играл на фортепиано!


Виталий Андреевич Грачев на фоне своего самого легендарного прототипа вездехода ЗИЛ-Э167

В.А. Грачев поощрял конструкторов, принимавших участие в испытаниях автомобилей. Воспользовался в полной мере этим и я. С его согласия после окончания солидного объема конструкторской работы я ездил с бригадой испытателей летом на Украину, а зимой – в Коми АССР, в район города Ухта, традиционное место, где СКБ испытывало свои вездеходы на проходимость по 1–2-метровому снегу.


Более свежая версия ЗИЛ-49065 «Синяя птица» рядом с макетом спускаемого аппарата «Восток»
(Музей легковых автомобилей ЗИЛ)

Каждый месяц В.А. Грачев устраивал планерку с коллективом СКБ, на которой подводил итог проделанной работы и намечал план на будущее. В ненастную погоду это осуществлялось в большом зале, летом – на воздухе. Главный выступал, обычно, стоя на одном из больших зеленых ящиков, в которых во время войны завод получал комплектующие по ленд-лизу для сборки американских грузовиков. Надо было видеть, с каким вниманием слушали Главного собравшиеся! Тогда же В.А. Грачев отмечал тех, кто отлично потрудился, и критиковал тех, кто что-то сделал не так; правда таких было мало. Авторитет В.А. Грачева был на огромной высоте.

Важно отметить, что вечерняя работа оплачивалась по повышенному тарифу, и это был еще один повод боготворить Главного. Он брался за предельно трудные разработки, от которых отказывались на других заводах. Такие работы неплохо финансировались. Начиная с конца 60-х годов СКБ выполняло работу по обеспечению космических войск вездеходными средствами спасения, а также спецтехникой для поиска и доставки на базы спускаемых аппаратов. Эти машины резко отличались от привычных нам вездеходов. У них были стеклопластиковые водонепроницаемые корпуса, позволявшие им прекрасно держаться на плаву, алюминиевые рамы, мощный радионавигационный комплекс, крановая установка, комфортабельный салон для космонавтов и многое другое. Для космонавтов на ЗИЛе разработали даже велоэргометр!


ЗИЛ-49042 – прототип «Синей птицы»

Сплочению коллектива уделялось большое внимание. Для молодежи организовывались культурно-спортивные выезды в кузовах-кунгах на природу и по близлежащим городам, часто летом проводились оздоровительные и спортивные мероприятия; все это вспоминается с самыми хорошими чувствами. Никогда не забуду, как прекрасно было организовано празднование 20-тилетия СКБ на территории испытательной базы недалеко от подмосковного Чулково.


ЗИЛ-49061 – серийная «Синяя птица» образца 1975 года

Когда был построен вездеход ЗИЛ-132Р, традиционно, весь коллектив СКБ собрался у ворот экспериментального участка, где собрали первый образец. Я случайно оказался рядом с В.А. Грачевым. Грузовик из-за неважно отрегулированных торсионов независимой подвески имел опущенный передок, приподнятый задок, да еще и крен на одну сторону. В.А. Грачев был недоволен, но отреагировал с юмором: «Стоит, как поджаренный клоп!» - такое его выражение, конечно, не забудется.


ПЭУ-1 – Поисково-эвакуционная установка тип 1 образца 1966 года должна была вывозить спускаемые космические аппараты с места приземления по любой пересеченной местности

Самой последней большой работой, возглавляемой В.А. Грачевым, было создание комплекса из трех колесных вездеходов семейства ЗИЛ-4906 и компактного шнекороторного вездехода ЗИЛ-4904; в сборке первых трех образцов машин в 1975 году удалось поучаствовать и мне. В.А. Грачев в то время часто болел и очень от этого страдал. На него было просто больно смотреть. В 1978 году он отметил на табель-календаре дату, ниже которой все закрасил красным карандашом. «Дальше будете работать без меня», - сказал он. Это был его последний день на заводе.

 

Первый отечественный шнекоход ЗИЛ-4904 образца 1972 года
(шел в комплекте с «Синей птицей»)

Стараниями начальника автомобильного отдела Политехнического музея Е.С. Бабурина в начале 80-х годов была открыта специальная экспозиция, посвященная В.А. Грачеву, давно получившему неофициальный титул «Король бездорожья». А по-хорошему в стране надо бы открыть специальный музей, посвященный этому человеку и его достижениям. Тем более, что достаточно много уникальных образцов вездеходной техники, созданной в СКБ, энтузиасты автомотостарины спасли от уничтожения и даже постепенно реставрируют. Жаль, что пока такой музей никто не планирует открыть, а ведь наследие Грачева – наше общероссийское достояние, на котором стоит воспитывать молодежь.


ЗИЛ-4972 образца 1995 года – современный наследник славной «Синей птицы»

P.S. От фотографа А.Климнова – К счастью уникальные вездеходы В.А.Грачева не погибли, а в основном попали в государственный «Военно-технический музей» в подмосковной Черноголовке (gvtm.ru), где и пребывают в более-менее сохранном состоянии (съемка 2014 года).

Подписаться

Подписаться бесплатно.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В России нарастает дефицит водителей-дальнобойщиков на фоне расширения парков

В России нарастает дефицит водителей-дальнобойщиков на фоне расширения парков

Дефицит дальнобойщиков усугубляется ростом парка автопоездов

	 На МЕФТ-2024 обсудили самые острые вопросы в сфере такси и городской мобильности

На МЕФТ-2024 обсудили самые острые вопросы в сфере такси и городской мобильности

Диалог таксомоторного бизнеса и власти в новой системе координат прошел на XII Международном Евразийском форуме «Такси»

Газомоторные тягачи Dayun CGC4250 доказали высокую надежность и экономичность

Газомоторные тягачи Dayun CGC4250 доказали высокую надежность и экономичность

Экономичность и безопасность: опыт эксплуатации тягачей Dayun CGC4250 на ГМТ в компании «Экороудс Тюмень»

Рынок новых грузовиков замедлился для российских и иностранных марок

Рынок новых грузовиков замедлился для российских и иностранных марок

За июнь продажи новых грузовиков упали на 16%, а за полугодие – сократились на 2%

«ПРОМТЕХ» показал второе поколение «кубика»

«ПРОМТЕХ» показал второе поколение «кубика»

Нижегородский «ПРОМТЕХ» представил линейку LCV на базе перезапущенной LADA Largus

КАМАЗ представил обширную экспозицию на EXPO 2024

КАМАЗ представил обширную экспозицию на EXPO 2024

КАМАЗ презентовал на выставках Comvex'24 и CTT'24 широкий спектр дорожной, самосвальной, крановой, прицепной и прочей автотехники

	 На российский рынок вышел новый среднетоннажный грузовик AMBERTRUCK SM

На российский рынок вышел новый среднетоннажный грузовик AMBERTRUCK SM

«АВТОТОР» вывел на рынок самую тяжелую модель новой марки AMBERTRUCK


Возврат к списку