Московское грузовое такси – история появления и развития до наших дней

Московское грузовое такси – история появления и развития до наших дней

Московское грузовое такси – история появления и развития до наших дней

27.01.2022


История грузового такси как вида московского городского транспорта началась в середине 30-х годов XX века


автор

Александр Климнов, фото autowp.ru, carsharing-moscow.ru, drive2.ru, karopka.ru, mos.ru


История такого полезного в быту вида городского транспорта Москвы как грузовое такси началась в середине 1930-х. Город, вновь ставший столицей в 1918-м, с конца 1920-х активно разрастался, строилось много новых предприятий и домов. Тысячи специалистов приезжали вместе с семьями для работы на столичных заводах и фабриках, при этом они стремились улучшить свои жилищные условия. Кроме того, на все лето было принято увозить семью из тесной коммуналки на дачу. Из-за постоянных переездов и возникла необходимость и в подходящем для этого транспорте.
GAZ-AA_taxi.jpg

Первые грузовые такси в Москве 1930-х от обычных грузовиков отличались только надписями на кабине и бортах кузова

В начале 1930-х автопарк страны пополнился первой массовой моделью грузовика – сначала собранной из импортных деталей полуторкой Ford-AA, а с 1932 года и ее локализованным вариантом ГАЗ-АА, производившимся Горьковским автозаводом, так, кстати, построенным при американской помощи. Вскоре многие столичные автобазы пополнились этими неприхотливыми грузовичками, так что к началу 1940-х по столичным и подмосковным улицам разъезжал свыше двух сотен таких грузовых таксомоторов.

Единый тариф и форма
В военные годы большая часть московского автопарка грузовиков вообще, и грузовых такси в частности, отправилась в армию, а оставшиеся немногие полуторки использовались в тылу для помощи трудовому фронту. После Победы потребность в массовых перевозках вещей горожан вновь стала актуальной – москвичи массово возвращались из эвакуации. Так, только за 1945 год население Москвы восстановилось почти на полмиллиона. Поэтому наступивший послевоенный 1946 год ознаменовался решением Моссовета «О возобновлении работы грузового такси для обслуживания населения города Москвы».

Этот документ заложил основу новой организации грузового такси в городе.
Doc.jpg

В январе 1946 года на улицы столицы вернулись грузовые такси. В Главархиве есть исторические документы, рассказывающие о них

Согласно решению Моссовета с 23 января предписывалось открыть специальный парк грузовых такси и присвоить ему наименование «2-й таксомоторный парк». Теперь все перевозки вещей жителей совершались в рамках одного предприятия (прочим водителям грузовиков перевозки вещей частников категорически запретили – авт.). К марту 1946-го 210 полуторок «2-го таксомоторного парка» оснастили таксометрами. Кроме того, ввели единый городской тариф перевозки грузов, которого не было до войны, составивший пять рублей за километр пробега и 25 рублей за час простоя у клиента. У всех работников таксопарка появилась форма, а их работа начиналась с 06:00 и заканчивалась в 01:00.

Горожане могли заказать грузоперевозки по телефону или на специализированных стоянках грузовых такси, где оборудовали диспетчерские пункты также с телефонами. Также можно было сделать предварительный заказ на стоянке в порядке живой очереди. К провозу разрешались домашние вещи, мебель и дрова. Запрещалось перевозить все грузы, могущие испачкать кузов грузовика, и даже специально уточнялось, что это уголь, известь, алебастр, а также взрывчатые, ядовитые и легковоспламеняющиеся вещества.
GAZ-51R_2.jpg
В столице заработали 11 стоянок грузовых такси. Они находились в самых оживленных местах: семь – на всех привокзальных площадях и по одной на Даниловской площади, площади Восстания, Таганской площади и на площади Крестьянская Застава. О месте их расположения информировали указатели, а для удобства обслуживания населения милиция разрешала стоянку грузовых такси на всех площадях Москвы, а также обеспечивала их беспрепятственный проезд по улицам закрытым для грузового движения.
gaz-51r.jpg

Специализированная версия для грузового такси – 2,5-тонный ГАЗ-51Р стала самым массовым автомобилем такого назначения не только в Москве, но и по всей стране

В дальнейшем услуга грузовых такси (особенно в Москве и Ленинграде) стала весьма популярной, в которой работали преимущественно грузовики специализированных модификаций ГАЗ-51Т (в 1940-70-х) и ГАЗ-52-05 (1970-80-х), а также ГАЗ-3306 (в начале 1990-х) с тентованными кузовами с откидными скамейками внутри и калиткой с лесенкой в заднем борту.
1.jpg
Они продержалась фактически до начала 1990-х, когда были разрешены частные грузовики (в с конца 1980-х – кооперативные, но они еще не могли конкурировать с государственными грузовыми такси) и, соответственно, частный извоз.
gaz-52-05_5.jpg

В эпоху «застоя» наиболее массовым столичным грузовым такси был ГАЗ-52-05 

gaz-52-05.jpg
gaz-3307-3306.jpg

В Перестройку и несколько лет позже на столичных улицах в качестве маршрутных такси работали народнохозяйственные дизельные 3-тонные грузовики ГАЗ-3306 и 4,5-тонные карбюраторные ГАЗ-3307 (на фото), но они быстро уступили место «ГАЗелям»

moskvic-2901.jpg

В конце 1980-х для такси создали грузопассажирский автомобиль «Москвич-2901», но до массового серийного производства он так и не добрался

На рынке появилась новая массовая полуторка – «ГАЗель», которая в основном и приняла на себя функцию грузового такси, особенно в версиях фургон и «Фермер» с удлиненной базой (с двойной кабиной, позволявшей комфортабельно и безопасно перевозить заказчиков в кабине, а не в кузове).
gaz-3302-288_gazel_biznes.jpg

Новая полуторка ГАЗ-3302 «ГАЗель», начиная с середины 1990-х с успехом взяла на себя большую часть перевозок для частных лиц

gaz-3302032_gazel.jpg
Длиннобазная версия ГАЗ-3302032 «ГАЗель-фермер» с двойной кабиной как будто специально создана для грузового такси, но перевозками для наседения занимаются теперь почти что любые грузовики (только в Москве их ограничивает «Грузовой каркас»).
yandex-ford-transit.jpg
В наши дни сервис по перевозке грузов населения стал одним из самых массовых на рынке коммерческих перевозок, так что даже появились каршеринговые фургоны Citroen Jumpy или Ford Transit, которые можно взять без водителя хоть для разовой перевозки, хоть для более длительной аренды.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru 

Подписаться

Подписаться бесплатно.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В России нарастает дефицит водителей-дальнобойщиков на фоне расширения парков

В России нарастает дефицит водителей-дальнобойщиков на фоне расширения парков

Дефицит дальнобойщиков усугубляется ростом парка автопоездов

	 На МЕФТ-2024 обсудили самые острые вопросы в сфере такси и городской мобильности

На МЕФТ-2024 обсудили самые острые вопросы в сфере такси и городской мобильности

Диалог таксомоторного бизнеса и власти в новой системе координат прошел на XII Международном Евразийском форуме «Такси»

Газомоторные тягачи Dayun CGC4250 доказали высокую надежность и экономичность

Газомоторные тягачи Dayun CGC4250 доказали высокую надежность и экономичность

Экономичность и безопасность: опыт эксплуатации тягачей Dayun CGC4250 на ГМТ в компании «Экороудс Тюмень»

Рынок новых грузовиков замедлился для российских и иностранных марок

Рынок новых грузовиков замедлился для российских и иностранных марок

За июнь продажи новых грузовиков упали на 16%, а за полугодие – сократились на 2%

«ПРОМТЕХ» показал второе поколение «кубика»

«ПРОМТЕХ» показал второе поколение «кубика»

Нижегородский «ПРОМТЕХ» представил линейку LCV на базе перезапущенной LADA Largus

КАМАЗ представил обширную экспозицию на EXPO 2024

КАМАЗ представил обширную экспозицию на EXPO 2024

КАМАЗ презентовал на выставках Comvex'24 и CTT'24 широкий спектр дорожной, самосвальной, крановой, прицепной и прочей автотехники

	 На российский рынок вышел новый среднетоннажный грузовик AMBERTRUCK SM

На российский рынок вышел новый среднетоннажный грузовик AMBERTRUCK SM

«АВТОТОР» вывел на рынок самую тяжелую модель новой марки AMBERTRUCK


Возврат к списку