На COMvex'23 показали снегоболотоход «Хаски» от производителя грузовиков МАЗ-МАН
На COMvex'23 показали снегоболотоход «Хаски» от производителя грузовиков МАЗ-МАН
23.05.2023
Самым неожиданным экспонатом COMvex'23 стал снегоболотоход БМЕ-1015 «Хаски» от белорусского МАЗ-МАН
Александр Климнов, фото автора
Тогда как основной акцент на проходящих параллельно выставках COMvex'23 и СТТ-2023 сделан на грузовики самого обычного назначения – седельные тягачи и самосвалы (самые быстрорастущие сегменты российского рынка тяжелых грузовиков), которые представили не только известные у нас, но и неизвестные не только на российском, но даже и на китайском рынке производители, а также производители дорожно-строительной техники вроде Sany и XCMG.
Однако на COMvex'23 представлена и более легкая техника, причем, несомненно, самым необычным экспонатом (впрочем, только для основной тематики данной выставки, тогда как, например, для выставки «Вездеходер» она вполне привычна), который, несмотря на то, что стоит в самом конце 15-го зала 3-го павильона стал одним из шоу-стопперов экспозиции.
Это высокопроходимое транспортное средство, предназначенное для передвижения в трудных дорожных условиях: по снежной целине, песку, болотистой местности и тундре, способное преодолевать водные преграды, короче именуемое «снегоболотоход» (можно сказать классической конструкции) серии «БМЕ-энерго», созданное в 2014 году и производящееся на белорусско-немецком автозаводе СП ЗАО «МАЗ-МАН».
ТС с габаритами 4,6х2,5х2,7 м и базой 3,2 м (т.е. могущее передвигаться также и по дорогам общего пользования) при снаряженной массе в 2800 кг перевозит при движении по грунту до 1400 кг (полная масса 4200 кг), а по воде – до 600 кг или с надувными понтонами – до 1200 кг, что означает возможность перевозки 8 человек (2+4+2) включая водителя, причем задние кресла могут складываться в спальное место. Угол въезда равен 35°,а съезда – 40°.
Конструкция снегоболотохода БМЕ-1015 позволяет передвигаться по воде, болотистой местности, а в «расширенной» комплектации – и на открытых и покрытых льдом водоемах. Передвижение по заболоченному сухому лесу, езда по тонкому льду, по пням и корягам возможна благодаря применению на снегоболотоходе БМЕ-1015 широкопрофильных пневматических шин сверхнизкого давления БЕЛ-192 «БМЕ» производства ОАО «Белшина» размерности 1400х750-610, специально разработанных для этой модели снегоболотохода. Такие колеса («пневматики») практически не травмируют верхний слой почвы за счет низкого удельного давления на грунт (0,15 кг/см2). Подкачка шин производится централизовано с центральным управлением из кабины.
Движение по воде осуществляется за счет вращения колес, причем, опционально на снегоболотоход устанавливается гребной винт с приводом от двигателя (подтягиваемый вверх пневмоприводом при езде по грунту и дорогам). С гребным винтом скорость движения по воде достигает вполне приличных 8 км/час. Изменение направления движения осуществляется передними колесами, кстати, рулевое управление снабжено ГУР.
Особенно нуждаются в таких транспортных средствах высокой проходимости газовики и нефтяники, энергетические службы и подразделения МЧС, а также крупные национальные парки и охотхозяйства, да и военным (что показала выставка «Армия» – авт.).
В настоящее время разработаны модификации БМЕ-1015 с бензиновым и дизельными двигателями (последние и были указаны как единственные на стенде МАЗ-МАН – авт.) объемом 2,0 л (85 л.с., 270 Н·м) и 2,3 л (110 л.с., 280 Н·м), с 5-ступенчатой механической или 8-ступенчатой автоматической коробками. Двигатели соответствуют нормативным требованиям Евросоюза и США. Снегоболотоход имеет сертификат соответствия ТС в рамках ТС. Трансмиссия у БМЕ-1015 с постоянным полным приводом, самоблокирующимися межколесными диффренциалами и принудительно блокируемым межосевым.
Максимальная скорость БМЕ-1015 по дорогам общего пользования достигает 60 км/ч, а минимальная скорость движения по грунту – 1,5 км/ч, тогда как на воде без гребного винта (только вращением колес) достигает 3 км/ч. Средний расход топлива при езде по грунту составляет 4–5 л/час. Основной топливный бак на 170 л, плюс дополнительный на 160 л с системой перекачки топлива, подогрев топливного фильтра.
Подвеска всех колес независимая пружинная или по заказу пневматическая как и привод стояночного тормоза, рабочие тормоза дисковые.
Кузов снегоболотохода изготовлен из стеклопластика типа «сэндвич» с внутренним запениванием для обеспечения тепло- и шумоизоляции салона. Жесткость кузова определяют его конструкция и внутренние металлические закладные вставки.
Панель приборов комбинированная с трехпроводной интерфейсной CAN-шиной, цветным TFT LCD дисплеем, предусмотрена автомагнитола с динамиками.
Расширенная комплектация «Хаски» включает кроме уже упомянутого гребного винта, предпусковой подогреватель двигателя, улучшенную отделку салона, камеры кругового обзора с выводом изображения на центральный дисплей,электрическую лебедку с возможностью работы спереди и сзади, фары-искатели и световая «люстра» на крыше, а также рейлинги и лестницу, кондиционер, защитное наружное покрытие кабины LineX, окраска кабины в цвет по выбору заказчика, а также аэрографика, механизм открывания вверх лобовых стекол, большой «охотничий» люк в крыше и полноразмерная «запаска», а также инвертор на 220В мощностью 2000/max4000 Вт и 2 надувных понтона объемом по 500 л.
Справка: первая официальная презентация вездехода БМЕ-1015 состоялась на международной строительной выставке «THE BIG 5» в Дубае (ОАЭ), где вездеход под названием «Siad» (от арабского «охотник») произвел фурор и заинтересовал многих любителей экстремального отдыха, охоты, рыбалки, а также вызвал интерес у военных и пограничников.
Интересно, что в 2016-м фирма-производитель объявила конкурс на название машины и первоначально вездеход стал называться Hunta, что для русского уха звучит слишком вызывающе и используется только для экспортных англоязычных рынков, где вездеход продается как Overcomer Hunta. Для российского рынка по итогам конкурса в апреле 2016-го для вездехода было выбрано новое название – «Хаски» (хотя почему-то в рекламных материалах на стенде МАЗ-МАН оно указано не было – авт.).
Вместе с тем, благодаря масштабному пиару, вездеход произвел резонанс и на просторах стран СНГ еще до своей официальной презентации для русскоязычного рынка.
На сегодняшний день вездеход БМЕ-1015 Hunta/«Хаски» широко обсуждается общественностью на сотнях форумах в интернете и СМИ. В связи с этим, производители автомобиля решили отдать инициативу нейминга активным и неравнодушным к отечественному автопрому людям. Еще одним из способов привлечения внимания стал показ вездехода БМЕ-1015 на COMvex'23.
Кстати, кроме него были показаны и традиционные для МАЗ-МАН грузовики: новый полноприводный 4-осный самосвал DS-7574.460 8х8 с китайским 12-литровым 6-цилиндровым дизелем Weichai WP12.460E50 (460 л.с., 2150 Н·м) и 16-ступенчатой коробкой ZF16S – 2530TO. Ведущие передние (нагрузка по 9 тонн) и задние (по 12 тонн) мосты – производства Hande Axle.
Самосвал оснащен кузовом объемом 20 кубов прямоугольного сечения; сортиментовоз 7365.460 6х6 полной массой до 41 т и объемом полезного груза (сортиментов) до 32 кубометров, с аналогичным двигателем Weichai и КП ZF. P.S. Снегоболотоходы у нас в стране производят множество небольших фирм и компаний, однако, изделие вот такого достаточно авторитетного автопроизводителя как МАЗ-МАН заслуживает, пожалуй, отдельного интереса своим качеством и продуманностью конструкции…