Первому КАМАЗу – 45 лет

Первому КАМАЗу – 45 лет

16.02.2021


В честь 45-летия выпуска первого грузовика КАМАЗ-5320 на заводе прошли торжественные мероприятия


автор

Александр Климнов, фото КАМАЗ


Первый грузовик КАМАЗ-5320 сошел с конвейера Камского автомобильного завода 6 февраля 1976 года, а 16 февраля на автомобильном заводе «КАМАЗа» состоялось торжественное мероприятие, посвященное 45-летию первого автомобиля КАМАЗ.
kamaz-5320_3.jpgМноготысячный коллектив со значимой датой поздравляли президент Татарстана Рустам Минниханов, генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин, депутат Госдумы РФ Альфия Когогина, председатель профсоюзного комитета компании Кирилл Пузырьков. Почетными гостями праздничного митинга стали Николай Бех и Иван Костин, которые руководили автозаводом в разные годы. Первый генеральный директор «КАМАЗа» Лев Васильев в силу возраста приехать не смог – 7 февраля он отметил свое 96-летие.

Поздравив камазовцев со значимой датой Сергей Когогин отметил, что на всем протяжении истории главным был и остается коллектив автозавода, и выразил признательность всем, кто внес вклад на пути «КАМАЗа» к современному этапу и нынешнему юбилейному событию. Он обратился к заводчанам бывшим и нынешним: «Искренне хочу поздравить коллектив компании с 45-летием со дня выпуска первого грузовика КАМАЗ. Мои особые слова признательности и благодарности адресованы всем заводчанам, кто приближал выпуск первого грузовика, потом миллионного и двухмиллионного… Спасибо и новому поколению сотрудников, которые, продолжая и преумножая добрые традиции «КАМАЗа», накопленный профессионализм и опыт, воплощают в жизнь новые проекты». 

В рамках торжественной части мероприятия состоялось чествование ветеранов-первостроителей и камазовцев, которые работают сегодня. Подарком заводчанам стало выступление известного российского пианиста-виртуоза Дениса Мацуева.

Справка: необходимость выпуска дизельных грузовых автомобилей назрела в Советском Союзе еще в 1930-х, ну а к 1960-м страна нуждалась в современных грузовиках с повышенной грузоподъемностью от 8 до 20 тонн, но ни один из существующих в то время автозаводов не мог справиться с такой задачей. В итоге в августе 1969 года Приказом Совета министров СССР и ЦК КПСС было принято решение построить в Набережных Челнах комплекс автомобильных заводов с полным технологическим циклом для производства большегрузных автомобилей. Планы по объемам выпускаемой продукции были поставлены серьезные: по 150 тысяч машин и 250 тысяч двигателей ежегодно.

Строительство предприятия полного цикла, получившего название «Камский автомобильный завод» («КАМАЗ»), началось 13 декабря 1969 года. В этот день на площадке строительства автозавода был вынут первый ковш земли. Была объявлена ударная комсомольская стройка…
KMO_128025_05961_1_t247_191313.jpg
Автогигант на Каме был построен в рекордные сроки. Значительная часть оборудования для завода была поставлена из-за рубежа. И уже 16 февраля 1976 года с конвейера сошел первенец – бортовой КАМАЗ-5320. Его выпуск был приурочен к XXV съезду КПСС, и в знак успешного выполнения планов партии первый грузовик своим ходом прибыл на Красную площадь в Москву. За рулем грузовика с заводским номером №0000001  был водитель-испытатель Валерий Перетолчин. Первенец «КАМАЗа» долгие годы работал в Башкортостане, затем он был выкуплен, восстановлен (фото на заставке) и сейчас стал ценным музейным экспонатом автогиганта.

В период с 1976-го по 1978-й годы автозавод выпускал три базовые модели: грузовик КАМАЗ-5320 грузоподъемностью 8 т, строительный самосвал КАМАЗ-5511 грузоподъемностью 10 т и седельный тягач КАМАЗ-5410 полной массой 26 т. Затем были разработаны 10-тонный грузовик КАМАЗ-53212 с увеличенной до 3690 мм колесной базой, 7-тонный сельскохозяйственный самосвал КАМАЗ-55102, а также седельный тягач для 33-тонного автопоезда КАМАЗ-54112. При этом темпы роста производства на «КАМАЗе» были рекордными: уже в июне 1979 года с главного конвейера сошел стотысячный грузовик, к апрелю 1980 года выпущено уже 150 тысяч большегрузов.

На новом витке истории, чтобы успешно конкурировать с иностранными производителями грузовых автомобилей, «КАМАЗ» стал активно работать над расширением спектра продукции. Первое поколение грузовиков на основе КАМАЗ-5320 покинуло конвейер лишь в 2000 году. Сейчас среди российских потребителей востребованы автомобили уже четвертого и пятого поколений.

Сегодня «КАМАЗ» выпускает свыше 60 основных моделей и 1500 комплектаций автомобилей. В 2020 году на рынок была выведена одна из новейших разработок камазовцев – магистральный тягач КАМАЗ-54901, первый представитель автомобилей поколения К5.

Производство автотехники на газомоторном топливе, выпуск беспилотников, разработка электромобилей – по этим направлениям «КАМАЗ» не только соответствует вектору развития российского автопрома, ориентированного на мировые тренды, но и задает тон. Так, к примеру, минувшие несколько лет вошли в историю ПАО «КАМАЗ» многими событиями, которые подтверждают лидерство компании в сфере российского грузового машиностроения. В их числе – освоение востребованных модификаций автомобилей на компримированном и сжиженном природном газе, разработка беспилотной техники, успешное исполнение крупных контрактов на поставку электробусов КАМАЗ в столицу России.

Сегодня ПАО «КАМАЗ» – признанный лидер российского рынка не только по поставкам продукции, но и по освоению новейших технологий. За эти годы выпущено более 2,3 млн. автомобилей. КАМАЗы эксплуатируются более чем в 80 странах мира.

В соответствии с бизнес-планом в год юбилея первого КАМАЗа компания намерена произвести и реализовать 37 тыс. автомобилей. Из них на российский рынок поступит 32 тыс. автомобилей, остальные – на экспорт. Планируется, что объем инвестиций в 2021 году составит более 16,7 млрд руб. Из них на развитие модельного ряда будет направлено 13 млрд руб., более 1 млрд – на НИОКР.

P.S. Хотя КАМАЗ и строили дольше ВАЗа (7 лет против 4-х), но на проектные мощности он вышел достаточно быстро и уже в начале 1980-х грузовой парк СССР начал стремительно дизелизироваться (доля дизельных грузовиков поднялась с менее чем 8% до более чем 25%). Поставлялись дизели серии КАМАЗ-740 и на другие предприятия (ЗИЛ, Урал, КАЗ, ЛАЗ и ЛиАЗ). Предприятие смогло пережить катастрофический пожар завода двигателей в мае 1993 года и в конце концов утвердилось в качестве главного производителя большегрузных автомобилей в стране. К грузовикам добавились и автобусы (марки НефАЗ), а в последние годы и электробусы.  
KKZ_000148_00035_1_t247_151046.jpg

В 1988–2005 гг. на филиале ЗМА выпускалась микролитражка «Ока» (ВАЗ-1111/-1113), потом данное подразделение было продано Группе СОЛЛЕРС 

Редакция автомобильного портала «Третий Рим» поздравляет весь коллектив КАМАЗа с 45-летним юбилеем выпуска его первенца и желает заводчанам дальнейших производственных успехов!

Следите за новостями на портале www.rim3.ru 

Подписаться

Подписаться бесплатно.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Пробег автоэкспертов: по платным или бесплатным дорогам передвигаться быстрее и выгоднее?

Пробег автоэкспертов: по платным или бесплатным дорогам передвигаться быстрее и выгоднее?

Тестовый пробег по платным и бесплатным трассам Подмосковья доказал преимущество платных трасс

ГАЗ поставил Казахстану новейшие медицинские автомобили

ГАЗ поставил Казахстану новейшие медицинские автомобили

ГАЗ поставил госструктурам Казахстана партию из 20 медицинских спецавтомобилей

Автобусы ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5293 ушли в историю

Автобусы ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-5293 ушли в историю

Ликинский автобусный завод официально отправил в окончательную отставку два своих самых старых серийных автобуса

Москва закупила 160 малых автобусов Форд Транзит для регулярных маршрутов

Москва закупила 160 малых автобусов Форд Транзит для регулярных маршрутов

Малые автобусы Ford Transit встанут на столичные маршрутные линии

Тягач Ford F-MAX поставил рекорд скорости на льду Байкала

Тягач Ford F-MAX поставил рекорд скорости на льду Байкала

На фестивале «Дни скорости на льду Байкала» впервые участвовал грузовой автомобиль Ford F-MAX

Тойота, Хино и Исудзу создают альянс для развития водородных коммерческих автомобилей

Тойота, Хино и Исудзу создают альянс для развития водородных коммерческих автомобилей

Концерн Toyota Motor приобретет 4,6% акций компании Isuzu Motors для созданию СП по выпуску водородных грузовиков

Надежный помощник российских заказчиков – гусеничный бульдозер SEM 816D

Надежный помощник российских заказчиков – гусеничный бульдозер SEM 816D

Осенью 2020 года в центральном регионе России успешно прошли испытания гусеничного бульдозера китайской фирмы SEM


Возврат к списку