Российский рынок грузоперевозок – тенденции и перспективы до 2023 года
Российский рынок грузоперевозок – тенденции и перспективы до 2023 года
09.10.2019
До 2023 года рынок грузовых автоперевозок будет расти по 5,2% ежегодно
Александр Климнов, фото автора
Маркетинговое Агентство M.A. Research представило на 5-й конференции «Грузовые перевозки: возможности и перспективы» доклад PR-директора агентства Елизаветы Шариповой интересный взгляд на состояние и перспективы отечественного рынка грузоперевозок до 2023 года.
Так, M.A. Research, что по итогам 2018 года грузооборот автотранспорта в России составил 140 млрд т•км и ₽826,2 млрд (+6,8%) против, соответственно, 126 млрд т•км и ₽770 млрд годом ранее. По прогнозу аналитиков, по итогам 2019 года будет достигнута отметка в 151 млрд т•км, а в стоимостном выражении – рекордной величины в ₽872 млрд (+5,5%). Интересно, что данная оценка расходится с расчетами аналитиков из BusinesStat, в исследовании которых емкость рынка за 2018 год в денежном выражении оценена в ₽814,9 млрд (+7,7%). Аналитики отмечают: «Рост стоимостного объема рынка по итогам года в пределах 5–6% будет обеспечен прежде всего за счет увеличения дальности автоперевозок при минимальном повышении средней доходной ставки».
Так что M.A. Research считает, что в 2019 году на рынке автомобильных грузоперевозок сохранится положительная динамика, несмотря на отмечаемое падение объемов перевезенных грузов на фоне стагнации промышленного производства и строительства, а также сокращения реальных доходов населения.
Тем не менее, несмотря на формальный рост сухой статистики, отметила Шарипова, на рынке наблюдается снижение маржинальности бизнеса. Объяснение этому находится как в экономической плоскости (рост себестоимости перевозок), так и области госполитики (ужесточение налоговой политики, штрафных санкций в госсистемах, рост фискальной нагрузки).
Еще одним трендом стало замедление темпов консолидации отрасли. При этом, по словам Шариповой, достаточно высокой остается доля «серого» рынка, объем которого согласно данным агентства оценивается в 30%.
В ближайшие годы, отметила Шарипова, условия работы перевозчиков также будут оставаться непростыми: «Введение реестра перевозчиков повлияет еще сильнее, чем внедрение системы «Платон».
В 2018 году сегмент международных перевозок рос более динамично, чем внутренних, за счет наращивания объемов экспорта как на европейском направлении, так и в Китай, а также увеличения доли российских компаний в общем объеме перевозок грузов ВЭД.
При этом сохраняются риски, связанные с усилением протекционизма на глобальном уровне, препятствующего международному торговому обмену посредством санкций, административных барьеров, таможенных пошлин и пр. Действие этих факторов будет сдерживать рост сегмента международных грузоперевозок в прогнозный период (2019–2023 годы) и стимулировать перераспределение грузопотоков в пользу рынка внутренней логистики.
В исследовании M.A. Research отмечается: «В 2019–2023 годах ожидается рост стоимостного объема рынка автомобильных перевозок в среднем на 5,2% в год».
При этом, по оценке M.A. Research, выручка в сегменте сборных грузов будет расти более высокими темпами, чем в целом рынок автомобильных перевозок, несмотря на то что темпы роста по сравнению с предыдущим пятилетием замедлятся до 7,3%.
По оценке M.A. Research, автомобильный транспорт сегодня обеспечивает более 90% стоимостного объема рынка сборных грузов. Наиболее высокие темпы роста в 2014–2018 годах (CAGR = 23%) отмечались в сегменте доставки посылок (внутренние и трансграничные отправления e-commerce, без «Почты России»). Доля посылок в сегменте LTL в 2018 году составила порядка 14%.
В дальнейшем, к концу 2023 года, объем сегмента сборных грузоперевозок может достичь ₽252,0 млрд, а его доля на рынке грузоперевозок коммерческим автотранспортом составит 23,6%. «При этом будут происходить существенные изменения в структуре предложения с усилением позиций транспортных компаний, специализирующихся в данной области», – отмечают аналитики.