Российский рынок коммерческих автомобилей (LCV+MCV+HCV) в 2016 году прошел дно и начал...
За полный 2016 год рынок новых LCV, хотя и не преодолел общего спада, но за счет бурного декабрьского финала подтянулся до –0,4% (–333 ед.) до 84 442 ед., что стало серьезной заявкой на положительный восстановительный тренд. Отечественные марки за 12 месяцев увеличили продажи на 3,4% (+1921 ед.) до 58 869 ед., что уже принципиально лучше провального 2015 года. Более существенный результат для отечественных марок не дал вытянуть УАЗ, чьи продажи в первой половине года периодически проваливались, усугубленные закрытием казахстанского рынка. Отсюда и годовой результат УАЗа остался в минусе. Зато ГАЗ благодаря модельной линейке NEXT, дополненной к концу года ЦМФ и микроавтобусами ушел в отрыв, практически в одиночку вытянув сегмент отечественных LCV в плюс.
В сегменте иномарок LCV к концу года все кроме итальянцев и пары китайских марок ушли в плюс, хотя по году в минусе остался также и Mercedes-Benz невзирая на нижегородскую сборку модели Sprinter, а также все французы, которым стало везти только к концу года. Весь год импортные бренды более или менее активно стремились работать по собственным программам кредитования, трейд-ин, флит-продажам и комплексному сервисному обслуживанию. Доля иномарок на рынке за 2016 год все же сократилась с 32,8% до 30,3%.
Регистрации LCV по месяцам 2016 г.
За полный 2016 год сегмент средних и тяжелых (MCV+HCV) грузовиков показал рост за счет удачного декабря на двухзначную цифру в 11,1% (+5254 ед.) до 52 518 ед. к 2015 году в котором был просто рынок просто обвалился (–36,9%). Так, что грузовой сегмент явно вышел на положительный тренд.
Роль грузовых иномарок в восстановлении рынка стала неоспоримой именно в конце года. Так, если, отечественные марки в декабре замедлили рост до 9% (на 347 ед. до 4203 ед.) против 24,5% в ноябре, то иномарки показали +75,1% против 77,1% в ноябре (на 1157 ед. до 2697 ед.). За целый год российские производители вышли на +14,8% (+4518 ед.) до 35 088 ед., а вот иномарки за счет декабрьских продаж вышли в плюс на 4,4% (+736 ед.) до 17 430 ед. Соответственно, доля иномарок за декабрь поднялась до 39,1% против 28,5% за аналогичный месяц 2015 года. За полный 2016 год доля иномарок, тем не менее, все же понизилась до 33,2% против 35,3% в 2015-м. Доля отечественных производителей, соответственно, составила 64,7 против 66,8%.
Регистрации грузовиков по месяцам 2016 г.
В Топ-10 брендов LCV за 12 месяцев 2016 года вся пятерка лидеров роста осталась неизменной с ноября. Так, первенствующий в рейтинге Volkswagen показал +44,8% (5255 ед. и привычное 4-е место на рынке). Вторым остался Hyundai с +24,8% (1469 ед.), а третьим – IVECO с +12,7% (1186 ед. серии Daily). Четвертое место также за ГАЗом с +8,9% (40 955 ед. и огромный отрыв по продажам), а пятерку замкнул Ford с +3,6% (4923 ед. и 5-е же место на рынке). Нижняя же пятерка вся от УАЗа с –7,4% (17 889 ед.) – 2-го на рынке и 6-го по динамике, до провалившегося Fiat c –33,6% (2010 ед.) пребывает в минусе. Третий по продажам Mercedes-Benz (6552 ед.) с –22,3% по динамике так и не вырвался с 9-го места.
Топ-10 брендов LCV
За 12 месяцев 2016 года в рейтинге Топ-10 брендов LCV по динамике лидером осталась ГАЗель NEXT с +39,9% (18 148 ед., но старое семейство «Газель БИЗНЕС» по суммарным продажам в 18 243 ед., первенства ей все же пока не уступило). На втором месте оказался микроавтобус «ГАЗель БИЗНЕС» ГАЗ-3221 с +14% (4094 ед.), оттеснивший на третье микроавтобус «буханку» УАЗ-2206 с ее +13,7% (2572 ед.). Далее в плюсе идут: Ford Transit с +6,9% (4915 ед.), УАЗ-3909 с +4,9% (4252 ед.) и ГАЗ-2752 «Соболь» с +3,5% (2982 ед.). Остальные модели по итогам 2016-го так и остались в минусе, ну а последний результат показал, лидировавший в предыдущем году фургон УАЗ-3741 с –23,7% (1165 ед.). Второе место по продажам (10 426 ед.) пока прочно закреплено за ГАЗ-3302 как и 7-я позиция по динамике с –12,5%. У третьего по продажам Mercedes-Benz Sprinter (4967 ед.) лишь 9-е место по динамике с –23,4%.
Топ-10 моделей LCV
Москва все же вышла в конце 2016-го в плюс. Так, на столичном рынке декабрь завершился ростом почти в 2,5 раза до 1517 ед. Весь 2016 год за счет этого также оказался в плюсе на 6% (12 390 ед.). При этом иномарки поднялись на 4% до 7826 ед., а отечественные бренды – на 9,5% до 4564 ед. Самой популярной моделью как в декабре (244 ед.), так и за весь год (2411 ед.) в Москве оказалась «ГАЗель NEXT» с ростом в 2,4 раза и на 66%, соответственно. Ее доля рынка 16,1%.
Рейтинг регионов по динамике LCV за 2016 год показал рост только в Северо-Западном ФО с +9,9% (доля 11,8%) и устроившем финишный спурт Центральный ФО с +2,1% (доля 36,2%). Прочие регионы из минуса выйти не смогли. Так, Приволжский ФО показал –2,2% (доля 20,5%). А, самый последний результат по году так и остался у Северо-Кавказского ФО с –27,3% (доля 2,3%), который стал приподниматься только в последнем квартале.
Динамика продаж LCV по регионам РФ
За весь 2016 год картина среди регионов вполне положительная, но в лидерах роста все же остался Северо-Западный ФО с +22,7% (доля 10,6%). Среди тяжеловесов все также в плюсе: Уральский ФО (доля 14,5%) показал +16,7%, Приволжский ФО (доля 20,1%) плюс 7,8%, а Центральный ФО, наконец, вышел из минуса с +4,7% (доля 29,1%). Единственным регионом в минусе остается Северо-Кавказский ФО с –9% (доля 2%), который никак не оправится от введения системы «Платон» не столько из-за увеличения транспортных издержек, сколько из-за вынужденного выхода на свет «серых» перевозок.
Динамика продаж MCV+HCV по регионам РФ
Столичный грузовой рынок, хотя, и скакнул за декабрь в 2,45 раза до 650 ед., но в целом за год оказался в минусе (–2,4% до 4418 ед.). За 2016-й иномарки, соответственно, сократились на 3,8% до 2205 ед., а отечественные производители – на 0,9% до 2213 ед. Так, их доли столичного рынка оказались практически равными: 49,9 и 50,1%, соответственно, против 50,7 и 49,3% за прошлый год.
Соответственно в Санкт-Петербурге грузовики за 2016 год показали +62,9% до 2591 ед. Российские марки выросли на 70% до 1367 ед., а иномарки – на 55,5% до 1224 ед.
«Большая семерка», традиционно состоящая из европейских брендов, включая DAF, IVECO, MAN, Mercedes-Benz, Renault Truck, Scania и Volvo Truck все же смогла за счет ударных ноября (рост в 2,3 раза) и декабря (в 2,1 раза до 1808 ед.) восстановиться по году на 24,8% (до 8150 ед.), что даже позволило вырвать из минуса весь сегмент грузовых иномарок! Так, рост в «семерке» в 2016-м показали шесть брендов: IVECO с 75,3% (745 ед.), Volvo с 63% (1672 ед.), DAF с 57,1% (938 ед.), MAN с 22,2% (2184 ед.) и Mercedes-Benz с 19,6% (2057 ед.) и даже Scania смогда вытянуть в плюс на 2,4% (2510 ед.). Единственной в минусе осталась Renault с –57,2% (62 ед.), которой в 2017-м явно предстоит перезагрузка.
В Топ-10 за весь 2016 год в лидерах все же смог удержаться Volvo, но по фактическим продажам (21 357 ед.), естественно, не было равных КАМАЗу, показавшему в итоге 2-ю динамику (+22,9%). Третье место также удержал MAN с минимальным отрывом от КАМАЗа. Четвертое место за Mercedes-Benz, а пятерку смог замкнуть ГАЗ с +8% (8810 ед. – 2-е место по продажам). Далее сохранил свое 6-е место Isuzu с +7,8% (2586 ед.). А Scania с Уралом (+1,3%, 2075 ед.) все же вышли в минус и несколько улучшили свои итоговые позиции. Однако, два замыкающих Топ-10 бренда так и не вышли из минуса. Это МАЗ с –2,5% (2553 ед.) и Hyundai с –31,4% (1403 ед.).
Топ-10 брендов MCV+HCV за 2016 год
За полный 2016 год Топ-10 по динамике грузовых моделей с ростом в 4,1 раза в лидерах удержался Volvo FH 4х2 (1067 ед.), на втором месте – тягач КАМАЗ-5490 с ростом в 2,6 раза (2257 ед.), а на третьем – ГАЗон NEXT c +63,5% (5269 ед.). Далее закрепились тяжелый КАМАЗ-6520 с +55,5% (3236 ед.) и Mercedes-Benz Actros с +45% (1741 ед.). Плюс по итогам года также показали: КАМАЗ-65115 с +16,9% (4846 ед.), КАМАЗ-43118 с +16,4% (4662 ед.), Урал-4320 (включая поколение NEXT) с +5,8% (1087 ед.) и ГАЗ-3308 «Садко» с +2,1% (1410 ед.). Замкнул же Топ-10, постепенно выходящий в тираж ГАЗ-3309 с –23,5% (1630 ед.).
Топ-10 моделей MCV+HCV за 2016 год
В Москве за 2016 год лидером остался КАМАЗ-6520 (499 ед., рост в 3,1 раза), а ГАЗон NEXT (448 ед., рост в 2,4 раза) стал лишь вторым, а тройку замкнул КАМАЗ-65115 (285 ед., –44,7%), лидируя в парке с 7,11 тыс. (доля 5%).
Рынок LCV позитивно среагировал на основные показатели вроде роста барреля, курса рубля и улучшившихся макроэкономических прогнозов по ВВП РФ на 2017 год. Однако, действие программ по господдержке отрасли продлено лишь на первый квартал и есть угроза, что относительно более успешный сегмент LCV лишится их одним из первых. При этом, например, влияние госпрограммы по замене парка машин скорой помощи, неоспоримо, особенно для брендов с российской сборкой как ГАЗ, УАЗ и Ford.
Парк LCV на начало 2016 года
Положительный тренд восстановления грузового рынка (MCV+HCV) в течение всего 2016 года (кроме мая), особенно усилился в финальный месяц года, который оказался достаточно динамичным, что выело в плюс все сегменты, включая иномарки. В 2017 году рынок грузовиков MCV+HCV, при отсутствии «черных лебедей», т.е. крупных форс-мажоров, может вырасти на вдвое больший процент, чем в 2016-м. Однако эта перспектива может и не состояться, если российское правительство не сочтет нужным продлить госпрограммы поддержки потребителей, включая закупки газомоторной коммунальной техники, за пределы первого квартала, хотя увеличение платежей по «Платону» пока откладываются на более поздний срок, а их повышение станет одноразовым (перевозчики возражают весьма активно). Есть надежда и начало отдачи от программы стимулирования экспорта насчет компенсаций за перевозку до границы и адаптацию отечественных моделей к экспортным рынкам. Бурный рост именно иномарок, показывает, что клиент за свои деньги предпочитает все же и более качественный товар.
Парк MCV+HCV на начало 2016 года
Рынок грузовиков в России 2003-2017
Структура рынка грузовиков в России с 2003 по 2017 год
|
|
Дефицит дальнобойщиков усугубляется ростом парка автопоездов
Диалог таксомоторного бизнеса и власти в новой системе координат прошел на XII Международном Евразийском форуме «Такси»
Экономичность и безопасность: опыт эксплуатации тягачей Dayun CGC4250 на ГМТ в компании «Экороудс Тюмень»
За июнь продажи новых грузовиков упали на 16%, а за полугодие – сократились на 2%
Нижегородский «ПРОМТЕХ» представил линейку LCV на базе перезапущенной LADA Largus
КАМАЗ презентовал на выставках Comvex'24 и CTT'24 широкий спектр дорожной, самосвальной, крановой, прицепной и прочей автотехники
«АВТОТОР» вывел на рынок самую тяжелую модель новой марки AMBERTRUCK