Главная
Российский рынок коммерческих автомобилей в 2016 году

Российский рынок коммерческих автомобилей в 2016 году

Российский рынок коммерческих автомобилей в 2016 году

Российский рынок коммерческих автомобилей (LCV+MCV+HCV) в 2016 году прошел дно и начал...


автор

Александр Климнов, (по материалам «АСМ-Холдинг» и «Автостат Инфо»)

В конце 2016-го LCV чуть не отыгрались

За полный 2016 год рынок новых LCV, хотя и не преодолел общего спада, но за счет бурного декабрьского финала подтянулся до –0,4% (–333 ед.) до 84 442 ед., что стало серьезной заявкой на положительный восстановительный тренд. Отечественные марки за 12 месяцев увеличили продажи на 3,4% (+1921 ед.) до 58 869 ед., что уже принципиально лучше провального 2015 года. Более существенный результат для отечественных марок не дал вытянуть УАЗ, чьи продажи в первой половине года периодически проваливались, усугубленные закрытием казахстанского рынка. Отсюда и годовой результат УАЗа остался в минусе. Зато ГАЗ благодаря модельной линейке NEXT, дополненной к концу года ЦМФ и микроавтобусами ушел в отрыв, практически в одиночку вытянув сегмент отечественных LCV в плюс.

В сегменте иномарок LCV к концу года все кроме итальянцев и пары китайских марок ушли в плюс, хотя по году в минусе остался также и Mercedes-Benz невзирая на нижегородскую сборку модели Sprinter, а также все французы, которым стало везти только к концу года. Весь год импортные бренды более или менее активно стремились работать по собственным программам кредитования, трейд-ин, флит-продажам и комплексному сервисному обслуживанию. Доля иномарок на рынке за 2016 год все же сократилась с 32,8% до 30,3%.



Регистрации LCV по месяцам 2016 г.

Иномарки смогли вытянуть рынок MCV+HCV в плюс

За полный 2016 год сегмент средних и тяжелых (MCV+HCV) грузовиков показал рост за счет удачного декабря на двухзначную цифру в 11,1% (+5254 ед.) до 52 518 ед. к 2015 году в котором был просто рынок просто обвалился (–36,9%). Так, что грузовой сегмент явно вышел на положительный тренд.

Роль грузовых иномарок в восстановлении рынка стала неоспоримой именно в конце года. Так, если, отечественные марки в декабре замедлили рост до 9% (на 347 ед. до 4203 ед.) против 24,5% в ноябре, то иномарки показали +75,1% против 77,1% в ноябре (на 1157 ед. до 2697 ед.). За целый год российские производители вышли на +14,8% (+4518 ед.) до 35 088 ед., а вот иномарки за счет декабрьских продаж вышли в плюс на 4,4% (+736 ед.) до 17 430 ед. Соответственно, доля иномарок за декабрь поднялась до 39,1% против 28,5% за аналогичный месяц 2015 года. За полный 2016 год доля иномарок, тем не менее, все же понизилась до 33,2% против 35,3% в 2015-м. Доля отечественных производителей, соответственно, составила 64,7 против 66,8%.

Регистрации грузовиков по месяцам 2016 г.

В Топ-10 за 2016 год бренды LCV поделились по росту фифти-фифти

В Топ-10 брендов LCV за 12 месяцев 2016 года вся пятерка лидеров роста осталась неизменной с ноября. Так, первенствующий в рейтинге Volkswagen показал +44,8% (5255 ед. и привычное 4-е место на рынке). Вторым остался Hyundai с +24,8% (1469 ед.), а третьим – IVECO с +12,7% (1186 ед. серии Daily). Четвертое место также за ГАЗом с +8,9% (40 955 ед. и огромный отрыв по продажам), а пятерку замкнул Ford с +3,6% (4923 ед. и 5-е же место на рынке). Нижняя же пятерка вся от УАЗа с –7,4% (17 889 ед.) – 2-го на рынке и 6-го по динамике, до провалившегося Fiat c –33,6% (2010 ед.) пребывает в минусе. Третий по продажам Mercedes-Benz (6552 ед.) с –22,3% по динамике так и не вырвался с 9-го места.

Топ-10 брендов LCV

ГАЗель NEXT завершила год в лидерах

За 12 месяцев 2016 года в рейтинге Топ-10 брендов LCV по динамике лидером осталась ГАЗель NEXT с +39,9% (18 148 ед., но старое семейство «Газель БИЗНЕС» по суммарным продажам в 18 243 ед., первенства ей все же пока не уступило). На втором месте оказался микроавтобус «ГАЗель БИЗНЕС» ГАЗ-3221 с +14% (4094 ед.), оттеснивший на третье микроавтобус «буханку» УАЗ-2206 с ее +13,7% (2572 ед.). Далее в плюсе идут: Ford Transit с +6,9% (4915 ед.), УАЗ-3909 с +4,9% (4252 ед.) и ГАЗ-2752 «Соболь» с +3,5% (2982 ед.). Остальные модели по итогам 2016-го так и остались в минусе, ну а последний результат показал, лидировавший в предыдущем году  фургон УАЗ-3741 с –23,7% (1165 ед.). Второе место по продажам (10 426 ед.) пока прочно закреплено за ГАЗ-3302 как и 7-я позиция по динамике с –12,5%.  У третьего по продажам Mercedes-Benz Sprinter (4967 ед.) лишь 9-е место по динамике с –23,4%.

Топ-10 моделей LCV

Москва все же вышла в конце 2016-го в плюс. Так, на столичном рынке декабрь завершился ростом почти в 2,5 раза до 1517 ед. Весь 2016 год за счет этого также оказался в плюсе на 6% (12 390 ед.). При этом иномарки поднялись на 4% до 7826 ед., а отечественные бренды – на 9,5% до 4564 ед. Самой популярной моделью как в декабре (244 ед.), так и за весь год (2411 ед.) в Москве оказалась «ГАЗель NEXT» с ростом в 2,4 раза и на 66%, соответственно. Ее доля рынка 16,1%. 

Регионы поднялись за счет центра

Рейтинг регионов по динамике LCV за 2016 год показал рост только в Северо-Западном ФО с +9,9% (доля 11,8%) и устроившем финишный спурт Центральный ФО с +2,1% (доля 36,2%). Прочие регионы из минуса выйти не смогли. Так, Приволжский ФО показал –2,2% (доля 20,5%). А, самый последний результат по году так и остался у Северо-Кавказского ФО с –27,3% (доля 2,3%), который стал приподниматься только в последнем квартале. 

Динамика продаж LCV по регионам РФ

 «Платон» прошелся катком по регионам, но больше всех досталось Северо-Кавказскому ФО

За весь 2016 год картина среди регионов вполне положительная, но в лидерах роста все же остался Северо-Западный ФО с +22,7% (доля 10,6%). Среди тяжеловесов все также в плюсе: Уральский ФО (доля 14,5%) показал +16,7%, Приволжский ФО (доля 20,1%) плюс 7,8%, а Центральный ФО, наконец,  вышел из минуса с +4,7% (доля 29,1%). Единственным регионом в минусе остается Северо-Кавказский ФО с –9% (доля 2%), который никак не оправится от введения системы «Платон» не столько из-за увеличения транспортных издержек, сколько из-за вынужденного выхода на свет «серых» перевозок.

Динамика продаж MCV+HCV по регионам РФ

Москва наверстывала семимильными шагами, но не успела выйти в плюс

Столичный грузовой рынок, хотя, и скакнул за декабрь в 2,45 раза до 650 ед., но в целом за год  оказался в минусе (–2,4% до 4418 ед.). За 2016-й иномарки, соответственно, сократились на 3,8% до 2205 ед., а отечественные производители – на 0,9% до 2213 ед. Так, их доли столичного рынка оказались практически равными: 49,9 и 50,1%, соответственно, против 50,7 и 49,3% за прошлый год.

Питер притормозил в конце года

Соответственно в Санкт-Петербурге грузовики за 2016 год показали +62,9% до 2591 ед. Российские марки выросли на 70% до 1367 ед., а иномарки – на 55,5% до 1224 ед.   

 «Большая  семерка» вышла в 2016-м на рост

«Большая семерка», традиционно состоящая из европейских брендов, включая DAF, IVECO, MAN, Mercedes-Benz, Renault Truck, Scania и Volvo Truck все же смогла за счет ударных ноября (рост в 2,3 раза) и декабря (в 2,1 раза до 1808 ед.) восстановиться по году на 24,8% (до 8150 ед.), что даже позволило вырвать из минуса весь сегмент грузовых иномарок! Так, рост в «семерке» в 2016-м показали шесть брендов: IVECO с 75,3% (745 ед.), Volvo с 63% (1672 ед.), DAF с 57,1% (938 ед.), MAN с 22,2% (2184 ед.) и Mercedes-Benz с 19,6% (2057 ед.) и даже Scania смогда вытянуть в плюс на 2,4% (2510 ед.). Единственной в минусе осталась Renault с –57,2% (62 ед.), которой в 2017-м явно предстоит перезагрузка. 


Лидером по динамике за весь 2016 год в Топ-10 все же стал Volvo

В Топ-10 за весь 2016 год в лидерах все же смог удержаться Volvo, но по фактическим продажам (21 357 ед.), естественно, не было равных КАМАЗу, показавшему в итоге 2-ю динамику (+22,9%). Третье место также удержал MAN с минимальным отрывом от КАМАЗа. Четвертое место за Mercedes-Benz, а пятерку смог замкнуть ГАЗ с +8% (8810 ед. – 2-е место по продажам). Далее сохранил свое 6-е место Isuzu с +7,8% (2586 ед.). А Scania с Уралом (+1,3%, 2075 ед.) все же вышли в минус и несколько улучшили свои итоговые позиции. Однако, два замыкающих Топ-10 бренда так и не вышли из минуса. Это МАЗ с –2,5% (2553 ед.) и Hyundai с –31,4% (1403 ед.).    

Топ-10 брендов MCV+HCV за 2016 год

Топ-10 моделей MCV+HCV фаворитов не поменял

За полный 2016 год Топ-10 по динамике грузовых моделей с ростом в 4,1 раза в лидерах удержался Volvo FH 4х2 (1067 ед.), на втором месте – тягач КАМАЗ-5490 с ростом в 2,6 раза (2257 ед.), а на третьем – ГАЗон NEXT c +63,5% (5269 ед.). Далее закрепились тяжелый КАМАЗ-6520 с +55,5% (3236 ед.) и Mercedes-Benz Actros с +45% (1741 ед.). Плюс по итогам года также показали: КАМАЗ-65115 с +16,9% (4846 ед.), КАМАЗ-43118 с +16,4% (4662 ед.),  Урал-4320 (включая поколение NEXT) с +5,8% (1087 ед.) и ГАЗ-3308 «Садко» с +2,1% (1410 ед.). Замкнул же Топ-10, постепенно выходящий в тираж ГАЗ-3309 с –23,5% (1630 ед.).

Топ-10 моделей MCV+HCV за 2016 год

Столица полюбила ГАЗон NEXT, но верна и КАМАЗу

В Москве за 2016 год лидером остался КАМАЗ-6520 (499 ед., рост в 3,1 раза), а ГАЗон NEXT (448 ед., рост в 2,4 раза) стал лишь вторым, а тройку замкнул КАМАЗ-65115 (285 ед., –44,7%), лидируя в парке с 7,11 тыс. (доля 5%). 

Воскресший рынок LCV госстимулов может и лишиться

Рынок LCV позитивно среагировал на основные показатели вроде роста барреля, курса рубля и улучшившихся макроэкономических прогнозов по ВВП РФ на 2017 год. Однако, действие программ по господдержке отрасли продлено лишь на первый квартал и есть угроза, что относительно более успешный сегмент LCV лишится их одним из первых. При этом, например, влияние госпрограммы по замене парка машин скорой помощи, неоспоримо, особенно для брендов с российской сборкой как ГАЗ, УАЗ и Ford.

Парк LCV на начало 2016 года

Грузовикам падение в 2017-м практически не грозит

Положительный тренд восстановления грузового рынка (MCV+HCV) в течение всего 2016 года (кроме мая), особенно усилился в финальный месяц года, который оказался достаточно динамичным, что выело в плюс все сегменты, включая иномарки. В 2017 году рынок грузовиков MCV+HCV, при отсутствии «черных лебедей», т.е. крупных форс-мажоров, может вырасти на вдвое больший процент, чем в 2016-м.  Однако эта перспектива может и не состояться, если российское правительство не сочтет нужным продлить госпрограммы поддержки потребителей, включая закупки газомоторной коммунальной техники, за пределы первого квартала, хотя увеличение платежей по «Платону» пока откладываются на более поздний срок, а их повышение станет одноразовым (перевозчики возражают весьма активно). Есть надежда и начало отдачи от программы стимулирования экспорта насчет компенсаций за перевозку до границы и адаптацию отечественных моделей к экспортным рынкам. Бурный рост именно иномарок, показывает, что клиент за свои деньги предпочитает все же и более качественный товар.  

Парк MCV+HCV на начало 2016 года

Рынок грузовиков в России 2003-2017

Структура рынка грузовиков в России с 2003 по 2017 год





Подписаться

Подписаться бесплатно.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

«Аэроэкспресс» добавил к железнодорожным шаттлам автобусы-экспрессы

«Аэроэкспресс» добавил к железнодорожным шаттлам автобусы-экспрессы

Между аэропортом Шереметьево и метро Ховрино по платной трасс М-11 запущен автобус-экспресс

Автобусы ЛиАЗ «Круиз» отзываются из-за технических отклонений от регламента ТС

Автобусы ЛиАЗ «Круиз» отзываются из-за технических отклонений от регламента ТС

Росстандарт сообщил об отзыве 114 новых лайнеров ЛиАЗ-5290/-5291 «Круиз»

Фольксваген Коммерческие автомобили практически не сдал мировые продажи за три квартала 2019 года

Фольксваген Коммерческие автомобили практически не сдал мировые продажи за три квартала 2019 года

Продажи LCV подразделения  Volkswagen NFZ снизились за 9 месяцев 2019 года только на 0,5%

Российский рынок грузоперевозок – тенденции и перспективы до 2023 года

Российский рынок грузоперевозок – тенденции и перспективы до 2023 года

До 2023 года рынок грузовых автоперевозок будет расти по 5,2% ежегодно

Рынок LCV просел за три квартала на 5%

Рынок LCV просел за три квартала на 5%

ГАЗ снизил продажи LCV вдвое меньше рынка, а Ford вырос на 14%

Группа ГАЗ выпустила новый автобус для пригородных перевозок

Группа ГАЗ выпустила новый автобус для пригородных перевозок

С октября в Подмосковье приходят новые пригородные автобусы на базе ЛиАЗ-5292

Выпуск LCV к 2024 году просядет

Выпуск LCV к 2024 году просядет

В 2019 году производство LCV в России снизится на 2,3%


Возврат к списку