На рынок Японии выведен первый сертифицированный автобус
на топливных элементах
Валерий Васильев,
Александр Климнов, фото авторов
На внутренний рынок Японии представлен первый городской низкопольный автобус Toyota Sora на водородных топливных элементах. В качестве названия для передовой пассажирской машины выбран акроним из первых букв слов Sky («небо»), Ocean («океан»), River («река») и Air («воздух»), что по идее должно отсылать к круговороту воды в природе. При длине 10,52 м, ширине 2,49 м и высоте 3,34 м Toyota Sora вмещает до 79 человек (мест для сидения – 22 не считая водителя).
На данной сертифицированной модели используется фирменная технология топливных элементов Toyota Fuel Cell System (TFCS), которая обеспечивает нулевой выброс вредных веществ в атмосферу.
Мидибус Toyota Sora отличается оригинальным дизайном с применением светодиодных фар и задних фонарей. Заслуживает внимания сверхлегкая конструкция крыши, выполненная с применением углеволокна, алюминия и инженерных пластиков.
В салоне установлены продольные сиденья, которые автоматически складываются для размещения детских колясок и инвалидов.
Новинка оснащена системами периферийного наблюдения, контроля ускорения и коммуникации между автобусом и другими устройствами.
Периферийное наблюдение осуществляется с помощью восьми камер с высоким разрешением, размещенных внутри и снаружи, которые предупреждают водителя о незаметно приближающихся пешеходах, велосипедистах и других опасностях.
Контроль ускорения позволяет избежать внезапного рывка при торможении, а система автоматического управления прибытием останавливает автобус в 3–6 см от края бордюра и в 10 см от переднего или заднего края зоны остановки. К системе коммуникации с другими транспортными средствами и с дорожной инфраструктурой автобус подключает ITS Connect. Еще автобус умеет «общаться» с другими транспортными средствами и объектами дорожной инфраструктуры.
Другое интересное решение – возможность подпитки внешних электропотребителей непосредственно от автобуса, который можно использовать как аварийный источник питания, например, после стихийного бедствия. Мощность установки на выходе – до 9 кВт, общий запас электроэнергии 235 кВт•ч. Силовая установка автобуса Sora включает два электродвигателя с суммарной мощностью 154 л.с. и МКМ=335 Н•м, а также электрохимический генератор, вырабатывающий энергию за счет реакции водорода с кислородом. Водород хранится в 10 емкостях под давлением 70 атм. Общий объем баков – 600 литров. В качестве бустерных используются никель-металл-гидридные аккумуляторы.
Компания Toyota планирует начать продажи «водородбуса» в 2019 года, а к Олимпиаде 2020 в Токио выпустить не менее 100 машин Toyota Sora, которые будут обслуживать гостей и спортсменов.