Умер конструктор легендарных советских грузовиков Урал-355М, Урал-375 и Урал-377 – Анатолий Иванович Титков

Умер конструктор легендарных советских грузовиков Урал-355М, Урал-375 и Урал-377 – Анатолий Иванович Титков

Умер конструктор легендарных советских грузовиков Урал-355М, Урал-375 и Урал-377 – Анатолий Иванович Титков

23.03.2024


На 101-м году жизни умер конструктор знаменитых грузовиков «Урал» – Анатолий Иванович Титков


автор

Александр Климнов, фото autocatalogue.ru, asm-holding.ru, autowp.ru, denisovets.ru, 



Открытое акционерное общество «Автосельхозмаш-холдинг» сообщило, что 20 марта 2024 года в возрасте 100 лет, после продолжительной болезни скончался Титков Анатолий Иванович, долгие годы работавший в ОАО «АСМ-холдинг» на руководящих должностях.

Анатолий Иванович принадлежал к легендарному поколению созидателей, которое восстанавливало народное хозяйство Советского Союза после Великой Отечественной войны, создавало его промышленный потенциал, сумело занять достойное месте в эпоху новых экономических преобразований в Российской Федерации.
Zastavka_1.gif

С 1963 года Уральский автозавод освоил  под руководством А.И.Титкова производство 5-тонных полноприводных грузовиков «Урал-375», прямые наследники которых остаются в производстве на АЗ «Урал» до сих пор

Длительный период жизни Анатолия Ивановича был связан с Уральским автомобильным заводом (до 1961 года «УралЗиС»), на котором он работал старшим конструктором, заместителем главного конструктора, а затем, в течение девяти лет главным конструктором.
40f.gif

Грузовики УралЗИС(Урал)-355М (1958–1965 гг.), произведенные почти 200-тысячным тиражом, пользовались у советских шоферов заслуженной славой выносливых и надежных грузовиков, на плечи которых легла вся тяжесть освоения Целины

А.И.Титков принимал участие в разработке и модернизации 3,5-тонки УралЗИС(Урал)-355М(1958–1965 гг.) с модернизированным 95-сильным двигателем, сыгравшей большую роль в освоении целинных и залежных земель.
NAMI-020_1958.gif

Прототипы полноприводных грузовиков НАМИ-021 (фото выше) и НАМИ-020 (фото ниже) были глубоко переработаны конструкторской командой под управлением А.И.Титкова, став основой легендарного грузовика Урал-375

NAMI-021_1958.gif
Под его непосредственным руководством на основе московских прототипов НАМИ-020 и НАМИ-021 (созданных в 1956-57 гг. – авт.) в 1958–1960 гг. было разработано и поставлено на производство семейство легендарных внедорожных полноприводных трехосных (6х6) армейских грузовых автомобилей Урал-375 (1961) со складываемой брезентовой кабиной (по требованию военных для облегчения окапывания при ядерном ударе),
Ural-375A.gif

По требованию военных первые грузовики Урал-375 были со съемной брезентовой кабиной (на фото прототип второй опытной серии 1959 года), что позволяло на 80 см уменьшить глубину окопа для защиты машины при ядерном ударе

включая седельный тягач Урал-375СК (1962) для транспортировки, в том числе по пересеченной местности, пусковых установок ракет,
ural_375d_2.gif

Оснащенный прожорливым бензиновым 7-литровым 180-сильным V8 ЗИЛ-375 (в спецификации Уральского автозавода – за что Титкову, кстати, пришлось выдержать настоящую битву с ЗИЛом), тем не менее, экспортировался в десятки стран мира, правда, преимущественно в качестве носителя вооружений, включая РЗСА БМ-21 «Град»

Урал-375Д (1964) уже с цельнометаллической кабиной (на прототипах – образца ЗИЛ-130/-131, а в серии – оригинальной, выпускаемой, кстати, до сих пор – авт.), седельный тягач Урал-375С (1965), Урал-375А (1966) с кузовом-фургоном, Урал-375К и Урал-375Ю (1969).
URAL377_1966-1984.gif

Несмотря на неплохую проходимость даже в составе автопоезда народнохозяйственная модель Урал-377 (6х4) выпускалась только до 1984 года

В 1965-м также началось производство унифицированной с Урал-375Д народнохозяйственной модели Урал-377 (6х4).
BM-21_Grad.gif

РЗСО «Град» (БМ-21) до сих пор стоит на вооружении десятков стран мира, и  хотя с 1980-х эта установка и ставилась только на шасси Урал-4320, но это фактически дизельная версия модели Урал-375

Специально доработанное [задний мост] полноприводное шасси грузовика «Урал-375» стало носителем для РЗСО 9К51 «БМ-21 Град» (1960) – послевоенным преемником легендарного реактивного гвардейского миномета «Катюша».

Талант конструктора и организатора, производственный опыт Титкова А.И. был использован государством на различных должностях в Министерстве автомобильной промышленности СССР (1969–1986 гг.), Министерстве автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР (1986–1991 гг.), а в дальнейшем первый заместитель директора, начальник научно-технического управления в АО «Автосельхозмашин-холдинг» (1991–1997 гг.); с 1998 года – генеральный директор Ассоциации автосервиса и сертификации «Автосельхозмаш-НАМИ», а с 2004 года – эксперт аналитического центра ОАО «Автосельхозмаш-холдинг» в сфере исследования рынка автомобильной продукции.

Особые заслуги Титкова А.И. в труде и огромный вклад в развитии автомобильной промышленности высоко оценены государством. Анатолий Иванович был награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, рядом медалей, удостоен Государственной премии СССР.

Анатолий Иванович, несмотря на болезнь до последних дней сохранял удивительную энергичность и жизнерадостность.

Коллектив портала для автомобилистов «Третий Рим» выражает свое глубокое и искренние соболезнование родным и близким Анатолия Ивановича.

P.S. Более подробно с нелегкой, но славной историей создания грузовиков марки «Урал» (в том числе по воспоминаниям А.И.Титкова) можно ознакомиться в статье А.Привалова «Вехи славной истории» на сайте «Грузовик-Пресс».  

Подписаться

Подписаться бесплатно.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...

В России нарастает дефицит водителей-дальнобойщиков на фоне расширения парков

В России нарастает дефицит водителей-дальнобойщиков на фоне расширения парков

Дефицит дальнобойщиков усугубляется ростом парка автопоездов

	 На МЕФТ-2024 обсудили самые острые вопросы в сфере такси и городской мобильности

На МЕФТ-2024 обсудили самые острые вопросы в сфере такси и городской мобильности

Диалог таксомоторного бизнеса и власти в новой системе координат прошел на XII Международном Евразийском форуме «Такси»

Газомоторные тягачи Dayun CGC4250 доказали высокую надежность и экономичность

Газомоторные тягачи Dayun CGC4250 доказали высокую надежность и экономичность

Экономичность и безопасность: опыт эксплуатации тягачей Dayun CGC4250 на ГМТ в компании «Экороудс Тюмень»

Рынок новых грузовиков замедлился для российских и иностранных марок

Рынок новых грузовиков замедлился для российских и иностранных марок

За июнь продажи новых грузовиков упали на 16%, а за полугодие – сократились на 2%

«ПРОМТЕХ» показал второе поколение «кубика»

«ПРОМТЕХ» показал второе поколение «кубика»

Нижегородский «ПРОМТЕХ» представил линейку LCV на базе перезапущенной LADA Largus

КАМАЗ представил обширную экспозицию на EXPO 2024

КАМАЗ представил обширную экспозицию на EXPO 2024

КАМАЗ презентовал на выставках Comvex'24 и CTT'24 широкий спектр дорожной, самосвальной, крановой, прицепной и прочей автотехники

	 На российский рынок вышел новый среднетоннажный грузовик AMBERTRUCK SM

На российский рынок вышел новый среднетоннажный грузовик AMBERTRUCK SM

«АВТОТОР» вывел на рынок самую тяжелую модель новой марки AMBERTRUCK


Возврат к списку