В стране нарастает дефицит водителей-профессионалов
В стране нарастает дефицит водителей-профессионалов
Молодежь не хочет идти в дальнобойщики, а 50-летних водителей не принимают на работу
Александр Климнов, фото автора
На 3-й конференции «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности» один из наиболее интересных, но и алармистских докладов на тему «Тенденции и проблемы на рынке труда водителей категории «Е» сделал директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич.
ГК «Деловые линии» – один из крупнейших отечественных автоперевозчиков, располагающий 243 терминалами (общей площадью 575 тыс. м2), а также 50-ю складами 3PL в 181 городе страны и парком из более чем 4000 автомобилей и 5000 водителями. Компания обслуживает свыше 3 млн клиентов, так что вполне может делать собственные выводы относительно состояния российского рынка водителей категории «Е», в просторечии именуемых дальнобойщиками.
По словам Лашкевича данный рынок ввиду ухудшающейся демографической ситуации в стране все более и более погружается в кризисную ситуацию из-за возрастающей конкуренции за трудовые ресурсы.
Молодежь не хочет идти в водители-профессионалы, так как ее приоритеты все больше смещаются в сторону менее опасных, трудоемких и более доходных профессий. Так, доля водителей в возрасте до 35 лет с категорией «Е» не превышает 20%.
В самой компании «Деловые линии» также наибольшая доля водителей находится в возрастной категории свыше 45 лет.
В связи с этим г-н Лашкевич высказал определенное понимание нежелания автоперевозчиков нанимать водителей старше 50 лет как потенциально более аварийноопасных из-за инфарктов и инсультов и прочих медицинских причин, а также выразил недоумение повышением пенсионного возраста до 65 лет, по крайней мере в отношении водителей, которым по его словам, напротив, стоило бы этот порог существенно понизить в качестве бонуса для привлечения молодежи.
Наибольший недостаток водителей наблюдается в Москве, ПФО и ЦФО, где компании работодатели соревнуются за водителей и установили более высокий уровень зарплат. Напротив, в Санкт-Петербурге, УФО, СФО, ЮФО кандидаты в водители соревнуются за каждое вакантное место.
По мнению ГК «Деловые линии» для привлечения молодежи необходимо привлечение в профессию новых кадров, для чего необходимо обеспечить государственную поддержку в процессе получения профессии водителя, для чего должна быть введена программа бесплатного обучения в ССУЗах по специальности «водитель-профессионал». Необходимо также снизить опасность профессии, за счет обустройства придорожной инфраструктуры для обеспечения нормального режима труда и отдыха водителей. Необходимо также обеление рынка грузоперевозок, гарантированная «белая» зарплата, ужесточение ответственности за нарушение режима труда и отдыха, налоговые льготы для обучающихся профессии.
Для водителей БТС необходимы электронные курсы «Транспортные перевозки и законодательство» и «Безопасность перевозки грузов», обучение безопасной перевозке грузов, система наставничества, персональная работа по разбору ошибок, проводимая инженером по безопасности дорожного движения.
Для повышения эффекта необходимо раздельное обучение водителей-любителей и профессионалов. Необходимо разработать и принять профессиональный стандарт водителя. Для крупных ТЭК нужно предоставить возможность получения лицензии на обучение водителей-профессионалов учебными комбинатами при этих компаниях. Обучающимся надо предоставить возможность получить профессию как бы в долг с дальнейшей выплатой из заработка.