ГАЗ-3102 «Волга» (1981–1992/ 1992–1997)/ ГАЗ-3102 «Volga Classic» (1998–2008)

ГАЗ-3102 «Волга» (1981–1992/ 1992–1997)/ ГАЗ-3102 «Volga Classic» (1998–2008)

ГАЗ-3102 «Волга» (1981–1992/ 1992–1997)/  ГАЗ-3102 «Volga Classic» (1998–2008) Класс Е (D+)
Привод задний.

Механическая коробка передач 4-ступенчатая (1981–2003) и 5-ступенчатая (1994–2008)
Автомобиль ГАЗ-3102 «Волга», известный в стране под кличкой «директорская Волга» довольно уникальная модель в мировом автопроме, аналогов которой почти нет, разве что английский старый Mini (ADO15) и родстер-репликарMorgan 4/4, а также индийский Hindustan Ambassador, но даже Land Rover Defender менял свою внешность более заметно. Выпускалась она с 1981-го по 2008 год без малейших изменений в экстерьере, будучи конструктивно довольно значительно переработана. Если сравнивать первую и последнюю серийные версии, то различия будут достаточно сильными: полностью разные салоны, разные двигатели и коробки передач, другая трансмиссия (карданный вал прямой и с промопорой), другие тормоза (особенно передние), стекла, панели дверей (иные замки), и даже панель крыши полностью другие. Но, капот, багажник, головная и задняя светотехника, а также, конечно, хромированные бамперы с форсунками омывателей фар и создали имидж «эксклюзивности», который был сформирован еще в брежневскую эпоху и продержался, несмотря на глобальные политические изменения до конца 2000-х (впрочем, в последнее десятилетие уже только среди провинциальной чиновной номенклатуры, но всё же всё же…).
Надобность в «номенклатурной» модели ниже классом, чем «чайка», но выше, чем обычная «таксишная волга», появилась сразу после прекращения выпуска более демократичного (если так можно выразиться о 7-местном 5,5-метровом почти лимузине) ЗИМа (ГАЗ-М12), но ждать «номенклатуре верхне-среднего уровня» пришлось еще целую эпоху. Первые прототипы модернизированной «волги» 3101 появилисьеще в 1973 году, но потом проект пошел по типичной для тех времен колее согласований и локальных переделок по их итогам. Кстати, даже итальянцы предлагали нам использовать под новую «Волгу» платформу их незадачливого флагмана Fiat-130, который не выдержал в 1970-х имиджевой конкуренции с немецкими и французскими бизнес-седанами, но при этом был вполне добротной конструкцией с полностью независимой подвеской (вершина, которую, кстати, одолеть на ГАЗе так и не смогли за всю его историю). В результате фактическая модернизация модели 3101 с силовой установкой от «чайки» (модель 3102 была лишь ее массовой гражданской версиейс форкамерной «четверкой») свелась к экстерьеру и салону с отделкой мягким пластиком и новыми сиденьями, а главное, дисковыми тормозами передних колес (прочая часть тормозной системы была позаимствована от «Москвича-2140»). Именно эти четырехпоршневые тормоза и стали буквально ахиллесовой пятой новой модели – были ненадежными и быстро изнашивались.
Первоначально «новую волгу» намечали выпустить в качестве такси к Московской Олимпиаде 1980 года, но Горьковский автозавод с заданием не справился и серийный выпуск ГАЗ-3102 начался только в 1981 году причем на заводе малых серий, что и придало модели ее «эксклюзивность». Впрочем, контроль за качеством сборки на «чайковской» сборочной линии следили по-лучше чем на обычном производстве и модель создала себе определенную репутацию. По рангу «новую волгу» определили для обслуживания заместителей министров, директоров трестов и крупнейших предприятий и выпускали ограниченным тиражом.После начала рыночной экономики ГАЗ-3102 недолгое время побыл бестселлером и у новых русских бизнесменов, но очень скоро уступил место иномаркам, а в середине 90-х от него отказалось и столичное чиновничество (помните кампанию 1997 года за пересаживание чиновников с иномарок на отечественные автомобили? Сам инициатор кампании демонстративно пользовался экземпляром «волги» под который одна из скандинавских фирм фактически подкатила шасси с агрегатами Volvo). Впрочем, поклонников в провинции у ГАЗ-3102 оказалось столько, что модель не только не сняли с производства, а, наоборот, нарастили выпуск и продолжали делать параллельно с базовыми моделями «волги», которых сменилось, кстати, за время его производства целых пять(!): 24 (24-01), 24-10, 31029, 3110 и 31105, прекратив производство только в 2008 году с наступлением кризиса, когда производство старой «волги» стало окончательно нерентабельным. И все это время в экстерьер модели 3102 не вносилось ни малейших изменений, кроме разве что замены 14-дюймовых колес на 15-дюймовые, в последние годы преимущественно литые.
Начинка же ГАЗ-3102 постепенно унифицировалась с прочими моделями «волги». Так, в начале 90-х ушел капризный форкамерный двигательЗМЗ-4022.10, затем (после 1997 года) началось применение 16-клапанного двигателя нового поколения ЗМЗ-406, а с моделью 3110 была унифицированаходовая часть. Особенно практичным оказался переход на дисковые тормоза системы Lucas с плавающей скорой, лицензия на которые была куплена под производство полуторки «ГАЗель», а потом пригодились и для «волги». После 2003 года передняя подвеска была заменена с шкворневой на резьбовых втулках (ведущую происхождение еще с ГАЗ-М20 «Победа») на бесшкворневую с сайлент-блоками.В свою очередь на модель ГАЗ-24-10 перешла форма панели приборов (правда, из жесткого пластика) и конструкция сидений (передние с резьбовой регулировкой по высоте), но с более дешевой отделкой. На модели ГАЗ-31029 была унифицирована с 3102 задняя часть кузова, т.е. крылья, крышка багажника и задние фонари (впрочем, с упрощенной конструкцией рассеивателей). Но вот форсунки высокого давления фароомывателей так и остались ноу-хау именно модели 3102. Начиная с 1997 года салоны моделей 3102 и текущих поколений «волги» (3110 и 31105) были полностью унифицированы. Впрочем, масса тюнинговых фирм готовы были полностью поменять салон, оснастив его всеми современными гаджетами (другой вопрос насколько они реально повышали комфорт) и доработать двигатель. А некоторые (например, нижегородская «Техносервис») даже устанавливали на «волгу» импортные силовые агрегаты от Rover, Toyota и т.д.
Тем, не менее, время «волги» ушло безвозвратно, но ее преемник VolgaSiber(лицензионная модель Chrysler) так и не смог стать достойным наследником и быстро сошел с круга. Так, что на сегодня ГАЗ-102 остается «классической волгой». Кстати, ее так и именовали в заводских проспектах, начиная с 1998 года: Volga Classic.
С точки зрения престижности модель на сегодня вряд ли превосходит прочие модели «волги», разве что за исключением спецмодели ГАЗ-3101 с мотором ЗМЗ V8 для спецслужб, да и эта спецмодель ценится только в отличном состоянии как коллекционный экземпляр. Мелкосерийные и тюнинговые версии с импортными двигателями Ford R4, Toyota V6 и Rover V8, а также АКП, на сегодня способны принести своему владельцу больше неприятностей и дополнительных расходов, чем удовольствия от лушей динамики. У менее навороченных, но бюолее древних экземпляров проблемы в эксплуатации (с форкамерным двигателем, оригинальными дисковыми тормозами) давно решены владельцами за счет установки более современных узлов агрегатов (впрочем, количество таких машин первого десятилетия выпуска относительно невелико и составляет 27 тыс. из общего тиража «3102-х» в 156 тыс.). Проблемы со всем остальным «хозяйством» у ГАЗ-3102 практически идентичны прочим «волгам» (кроме фароомывателей, значительно удорожающих передний бампер). Передение крылья, капот, решетка радиатора не слишком дороже и менее распространены, чем на прочие «волги», так что эксплуатация «директорской волги» сегодня дело личного вкуса, но модели последних лет выпуска предпочтительнее, как оснащенные современным салоном и более мощными двигателями(в том числе и Chrysler).

    Достоинства:

  •  Классический дизайн и прочная и выносливая конструкция
  •  Достаточно просторный салон и багажник при низкой цене машин с пробегом
  •  Энергоемкая комфортабельная подвеска и большой дорожный просвет
  •  Неприхотливые и ремонтопригодные двигатели (особенно серии ЗМЗ-402)
  •  Достаточно комфортабельный модернизированный салон и надежный приемистый двигатель Chrysler на последних выпусках 2006–2008 гг.

    Недостатки:

  •  Низкая антикоррозионная устойчивость кузова (кроме самых последних выпусков)
  •  Морально устаревшая конструкция (особенно ранних выпусков до 2004 года)
  •  Плохая управляемость и ходовые качества (особенно ранних выпусков до 2003 года)
  •  Низкая надежность узлов и агрегатов (особенно дисковых тормозов ранних выпусков до 1996 года и главного редуктора заднего моста 1992–2002 гг.)
  •  Неэффективный штатный отопитель и вентиляция салона
  •  Ненадежный и недолговечный ГУР первого поколения (одноконтурный до 2000 года)
  •  Требовательная к периодичности обслуживания передняя шкворневая подвеска (до 2002 года)
  •  Целый букет неисправностей на двигателе ЗМЗ-406 (по двигателям ЗМЗ-402 см. ГАЗ-31029)

ВКонтакт Google Plus Одноклассники Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку