Вам потребуются: ключи «на 8», «на 10», «на 13», отвертка с плоским и крестообразным лезвием.
Признаки неисправности форсунок:
– затрудненный пуск двигателя;
– неустойчивая работа двигателя;
– двигатель глохнет на холостом ходу;
– пониженная или повышенная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу;
– двигатель не развивает полной мощности, недостаточно приемист;
– рывки и провалы в работе двигателя при движении автомобиля;
– повышенный расход топлива;
– повышенное содержание СО и СН в отработавших газах;
– калильное зажигание из-за негерметичности форсунок.
Топливные форсунки не относятся к расходным деталям автомобиля. Их замена не предусмотрена графиком технического обслуживания, поскольку при использовании высококачественного топлива ресурс форсунки практически соответствует сроку службы автомобиля. Но российские условия эксплуатации вносят свои коррективы. Даже при условии, что владелец автомобиля избегает «сомнительных» бензоколонок, уже через 50–60 тыс. км пробега двигатель начинает хуже пускаться, снижается его динамика, заметно возрастает расход топлива. Нередки и перебои в работе двигателя на холостом ходу, вплоть до полного отказа одного из цилиндров.
В специализированных сервисных центрах в такой ситуации предлагают очистить форсунки (без их снятия с двигателя) путем подключения к системе питания специальной моющей установки. Двигатель пускают, а вместо бензина в форсунки подают специальную жидкость – сольвент. Эта жидкость и должна растворить образовавшиеся внутри форсунки лакообразные отложения. Подобным способом автолюбители нередко пробуют самостоятельно очистить форсунки и в «домашних» условиях, используя один из многочисленных имеющихся в продаже препаратов с красивыми обещаниями на упаковке. Некоторые из таких веществ производители даже предлагают просто добавить непосредственно в топливный бак при заправке. Как правило, потратив немало времени и денег, владелец машины убеждается в давно известной истине: на том, что хорошо растворяет отложения, двигатель не работает; а то, на чем он работает, моет форсунки плохо. Кроме того, оценка качества очистки форсунок без их снятия с двигателя весьма субъективна. При выезде с сервиса часто кажется, что автомобиль ведет себя лучше, но после короткого пробега становится понятно, что все осталось по-прежнему. Гораздо эффективнее промывка форсунок со снятием их с двигателя. После снятия проверяют производительность форсунки и форму распыляемого факела топлива на специальном стенде. Промывают форсунку высокоэффективными моющими препаратами, часто используют ультразвук для дробления скопившихся отложений. После промывки вновь снимают характеристики форсунки на стенде и сравнивают их с эталонными. Однако и такая серьезная работа может не привести к положительному результату, ведь форсунка выходит из строя не только из-за скопления отложений внутри нее. На работоспособность влияет также коррозия внутренних металлических деталей форсунки вследствие повышенного содержания в бензине воды и химически активных элементов. Коррозия становится причиной снижения подвижности запорной иглы клапана форсунки и неплотного закрытия клапана. Но восстановить подвижность окисленных деталей промывкой невозможно. К тому же дорогостоящая процедура промывки форсунок с использованием ультразвука весьма рискованна. Нередко воздействие ультразвука приводит к разрушению изоляционного лака обмотки электромагнита и, как следствие, к отказу форсунки. Зная об этом, в сервисах обычно не дают гарантии на промываемые форсунки, предлагая владельцам выполнять промывку «на свой страх и риск». А платить деньги за снятие и промывку форсунок все равно придется независимо от результата. Поэтому в большинстве случаев наиболее правильный выход – замена топливных форсунок новыми: стоимость комплекта новых форсунок соизмерима со стоимостью работы по их промывке и проверке на стенде.
При выборе форсунок необходимо обратить внимание на маркировку, так как при одинаковых установочных размерах они могут различаться производительностью и формой распыляемого факела топлива.