Внешним признаком износа маслосъемных колпачков является кратковременное появление голубого дыма из выхлопной трубы после пуска двигателя и при торможении двигателем после длительного движения под нагрузкой. При этом постоянное дымление обычно не наблюдается. Косвенные признаки – повышенный расход масла при отсутствии внешних течей и замасленные электроды свечей зажигания. Если есть возможность воспользоваться источником сжатого воздуха с давлением 7–10 кгс/см2, то заменить маслосъемные колпачки можно, не снимая с двигателя головку блока цилиндров. Если источника сжатого воздуха нет, придется снять головку блока цилиндров, так как на данном двигателе фиксация клапанов механическими приспособлениями, вставленными в свечное отверстие, невозможна. Вам потребуются: ключи «на 12», «на 13», «на 17», TORX T60, шестигранники «на 6», «на 12», отвертка с плоским лезвием, пинцет (или намагниченная отвертка) для извлечения сухарей из тарелок пружин клапанов…
Шаг 2
…приспособление для сжатия пружин клапанов…
Шаг 3
…клещевой…
Шаг 4
…или инерционный съемник маслосъемных колпачков.
Шаг 5
На другом конце показанного съемника есть оправка для напрессовки колпачков. При отсутствии такого съемника потребуются пассатижи для снятия колпачков и оправка подходящего диаметра для их напрессовки на направляющие втулки клапанов. Для замены маслосъемных колпачков без снятия головки блока цилиндров выполните следующее. 1. Если заменяете маслосъемные колпачки без снятия головки блока цилиндров, отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. 2. Выверните все свечи зажигания (см. «ЗАМЕНА И ОБСЛУЖИВАНИЕ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ»).
При таком положении коленчатого вала в ВМТ находятся поршни 1-го и 4-го цилиндров. Это дает возможность «рассухарить» клапаны указанных цилиндров без риска уронить их в цилиндр.
Дальнейшие операции аналогичны описанным ниже при замене маслосъемных колпачков со снятием головки блока цилиндров.
Шаг 8
Для замены маслосъемных колпачков со снятием головки блока цилиндров выполните следующее. 1. Снимите головку блока цилиндров (см. «ЗАМЕНА ПРОКЛАДКИ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ»).
Шаг 9
2. Извлеките гидротолкатели.
Удобно извлекать гидротолкатели с помощью сильного магнита или присоски.
Шаг 10
3. Для установки приспособления для сжатия пружин клапанов вверните болт крепления крышки головки блока цилиндров в отверстие головки блока и установите приспособление.
Шаг 11
4. Сожмите приспособлением пружину клапана…
Шаг 12
5. …и спомощью пинцета или намагниченной отвертки выньте два сухаря из тарелки пружины. Затем снимите приспособление.
Шаг 13
6. Снимите тарелку пружины…
Шаг 14
7. …и пружину клапана.
Шаг 15
8. Спрессуйте маслосъемный колпачок с направляющей втулки клапана. Для этого установите цангу инерционного съемника маслосъемных колпачков на колпачок и резко ударьте бойком по втулке цанги. Затем так же резко ударьте бойком по ручке приспособления, спрессовав тем самым колпачок с втулки.
Шаг 16
9. При отсутствии инерционного съемника колпачков снимите колпачок специальным съемником клещевого типа или пассатижами, прикладывая усилие строго вверх и не проворачивая колпачок, чтобы не повредить направляющую втулку клапана.
Не снимайте колпачок, поддевая его с двух сторон отвертками. Направляющая втулка, на которую надет колпачок, изготовлена из металлокерамики, и ее кромка легко откалывается.
Шаг 17
10. Наденьте на стержень клапана оправку из комплекта маслосъемных колпачков, предохраняющую рабочую кромку колпачка от повреждения кромками проточек на стержне клапана под сухари.
Шаг 18
Если в комплект маслосъемных колпачков не входит оправка, рекомендуем снять с них пружины, иначе колпачки можно повредить, когда они будут проходить через проточки под сухари на клапанах
Шаг 19
11. Смажьте внутреннюю поверхность нового маслосъемного колпачка моторным маслом и продвиньте колпачок по стержню клапана до направляющей втулки.
Шаг 20
12. Установите оправку для запрессовки колпачка. Легкими ударами бойка по оправке запрессуйте колпачок до упора. При отсутствии специального приспособления можно подобрать цилиндрическую оправку подходящего диаметра и через нее напрессовывать колпачок легкими ударами молотка по оправке.
В качестве оправки можно использовать длинную головку из набора инструментов. Нужно выбрать головку с 12 гранями и фаской внутри отверстия, чтобы головка контактировала с колпачком по сплошной окружности.
Шаг 21
13. Снимите направляющую втулку со стержня клапана или наденьте на колпачок пружину, если ее снимали.
Шаг 22
14. Установите пружину и тарелку клапана в порядке, обратном снятию. Установите сухари с помощью приспособления так, чтобы они встали в проточки стержня клапана. После установки сухарей ударьте молотком через металлический стержень по торцу клапана, чтобы сухари сели на место.
Если установленные с перекосом сухари останутся незафиксированными, при пуске двигателя «рассухаренный» клапан провалится в цилиндр, что приведет к серьезной аварии двигателя.
Шаг 23
15. Аналогично замените маслосъемные колпачки других клапанов. 16. Установите все снятые детали в порядке, обратном снятию.