ЗАМЕНА ТОЛКАТЕЛЕЙ КЛАПАНОВ

Автор: Третий Рим


Средний

шагов 14

30 мин - 1 час


Комментарии:       Избранное: 0


Шаг 1

Вам потребуются: те же инструменты, что и для замены маслосъемных колпачков, за исключением тех, которые требуются непосредственно для их замены (используются инструменты только для подготовительных операций), и дополнительно микрометр, нутромер.
Толкатели клапанов двигателей ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 заменяют, если прослушивается стук клапанов при правильно отрегулированных зазорах в клапанном механизме и исправном распределительном вале. Стук вызван повышенным износом толкателей или гнезд под толкатели в головке блока цилиндров из-за применения низкокачественного моторного масла или повреждения масляного фильтра. Кроме того, причиной усиленного износа толкателей может быть несвоевременная регулировка зазоров в клапанном механизме, вследствие чего механизм работает с повышенными ударными нагрузками.

Шаг 2

1. Снимите распределительный вал (см. «Замена маслосъемных колпачков»).

Шаг 3

2. Выньте толкатели вместе с регулировочными шайбами А.

Шаг 4

Вынув очередной толкатель, промаркируйте его и регулировочную шайбу порядковыми номерами, чтобы при сборке установить их на свои места. Без необходимости не вынимайте регулировочные шайбы из толкателей, чтобы не перепутать их.

Шаг 5

3. Осмотрите толкатели: на их цилиндрических рабочих поверхностях не должно быть задиров или царапин. Измерьте микрометром наружные диаметры толкателей. Они должны быть равны 35,275–35,295 мм.
4. Осмотрите гнезда под толкатели в головке блока. На их поверхностях не допускаются риски, царапины, задиры, чрезмерный односторонний износ. Измерьте диаметры гнезд под толкатели в головке блока цилиндров. Они должны составлять 35,320–35,345 мм.
5. Рассчитайте по разности размеров зазоры между толкателями и гнездами в головке. Для новых деталей зазоры должны составлять 0,025–0,070 мм. Если после эксплуатации зазоры превышают 0,1 мм, замените толкатели. Если и после замены толкателей зазоры превышают максимально допустимое значение, замените головку блока цилиндров.
6. Установите толкатели, распределительный вал и все снятые детали в порядке, обратном снятию. «Замена маслосъемных колпачков») моментом, приведенным в приложении 1.
7. Отрегулируйте зазоры в приводе клапанов (см. «Регулировка зазоров в приводе клапанов двигателей ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186»).

Перед установкой толкателей в гнезда и распределительного вала на головку блока цилиндров смажьте моторным маслом рабочие поверхности толкателей, шеек и кулачков распределительного вала.
Гайки крепления корпусов подшипников затягивайте в определенном порядке (см. «Замена маслосъемных колпачков») моментом, приведенным в приложении 1.

Шаг 6

Гидротолкатели двигателей ВАЗ-21126 и ВАЗ-21127, выполненные в виде цилиндрических толкателей, расположенных между распределительным валом и клапанами, совмещают две функции: передачи усилия от распределительного вала к клапанам и устранения зазоров в их приводе.
Работа гидротолкателя основана на принципе несжимаемости моторного масла, постоянно заполняющего при работе двигателя внутреннюю полость гидротолкателя и перемещающего его плунжер при появлении зазора в приводе клапана. Таким образом обеспечивается постоянный контакт толкателя с кулачком распределительного вала без зазора. Благодаря этому отпадает необходимость регулировки клапанов при техническом обслуживании. Принцип действия гидротолкателя показан на рис. 5.8. Масло под давлением, необходимым для работы гидротолкателя, подается во внутренние полости А и Б из канала В системы смазки двигателя через боковое отверстие в толкателе 6, выполненное в кольцевой проточке его цилиндрической поверхности. При закрытом клапане 1 толкатель 6 (через плунжер 7) и гильза 9 распирающим усилием пружины 8 прижаты соответственно к кулачку 5 распределительного вала и торцу стержня клапана. Давление в полостях А и Б одинаково, обратный клапан 3 гидротолкателя прижат к седлу в плунжере 7 пружиной 2 – зазоры в клапанном механизме отсутствуют. При вращении распределительного вала кулачок 5 набегает на толкатель 6, перемещая его и связанный с ним плунжер 7. Перемещение плунжера 7 в гильзе 9 приводит к резкому повышению давления в полости Б. Несмотря на небольшие утечки масла через зазор между плунжером и гильзой, толкатель 6 и гильза 9 перемещаются за одно целое и открывают клапан 1. При дальнейшем вращении распределительного вала кулачок 5 уменьшает давление на толкатель 6 и давление масла в полости Б становится ниже, чем в полости А. Обратный клапан 3 открывается и пропускает масло из полости А, соединенной с масляной магистралью двигателя, в полость Б. Давление в полости Б возрастает, гильза 9 и плунжер 7, перемещаясь относительно друг друга, выбирают зазор в клапанном механизме. 



Шаг 7

Рис. 5.8. Схема работы гидротолкателя в клапанном механизме двигателя ВАЗ-21126: а – работа гидротолкателя в момент открытия клапана; б – работа гидротолкателя в момент закрытия клапана; 1 – клапан; 2 – пружина обратного клапана; 3 – обратный клапан; 4 – головка блока цилиндров; 5 – кулачок распределительного вала; 6 – толкатель; 7 – плунжер; 8 – пружина плунжера; 9 – гильза; 10 – корпус обратного клапана; А, Б – полости гидротолкателя; В – масляный канал

Шаг 8

Давление масла, подводимого к гидротолкателям, регулируется клапаном, установленным в головке блока цилиндров. Поскольку после остановки двигателя из каналов, идущих от масляного насоса, масло стекает в масляный картер, а каналы подвода масла к гидротолкателям остаются заполненными, после пуска двигателя в полостях последних могут образоваться воздушные пробки. Для их устранения в каналах подачи масла предусмотрены калибровочные компенсационные отверстия, обеспечивающие автоматическую продувку полостей гидротолкателей. Кроме этого компенсационные отверстия позволяют несколько снизить давление масла, поступающего в гидротолкатели при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя, когда давление в полости гидротолкателя может стать настолько велико, что его толкатель, опершись на затылочную часть кулачка распределительного вала, приоткроет клапан в момент, не соответствующий фазе газораспределения.
Практически все неисправности гидротолкателей диагностируют по характерному шуму, издаваемому газораспределительным механизмом в различных режимах работы двигателя. 


Шаг 9

* Возможны следующие причины повышенного шума в режиме холостого хода, усиливающегося с ростом частоты вращения коленчатого вала до 1500 мин–1 и не связанного с работой гидротолкателей:
– увеличенные зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками;
– увеличенная до значения, превышающего допустимое значение, несоосность клапана и седла;
– непараллельность торцов клапанных пружин;
– большее, чем допустимое, биение фаски головки клапана.

Шаг 10

Шум от клапанов иногда удается устранить небольшим поворотом пружины или клапана вокруг продольной оси. Для этого выполните следующее.
1. Проверните коленчатый вал в положение, при котором клапан, издающий шум, начнет приоткрываться.
2. Немного поверните пружину – одновременно повернется и клапан.
3. Пустите двигатель. Если шум не исчезнет, повторите операции 1 и 2.
4. Если поворот пружины и клапана не даст желаемого результата, проверьте состояние пружины и измерьте зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками (см. «Разборка, ремонт и сборка головки блока цилиндров»). Устраните увеличенные (по сравнению с номинальными) зазоры.


Шаг 11

Если клапан и пружина исправны, а стук клапанов все равно прослушивается при работе двигателя, гидротолкатель неисправен. Замените его следующим образом.
1. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. «Замена уплотнения крышки головки блока цилиндров»).
2. Снимите распределительные валы (см. «Замена маслосъемных колпачков»).

Шаг 12

Для проверки гидротолкателя нажмите на него. Если гидротолкатель исправен, он должен утапливаться со значительным усилием; если это усилие невелико, гидротолкатель неисправен. Кроме этого необходимо проверить легкость вращения гидротолкателя в гнезде головки блока. Если гидротолкатель не вращается или вращается с большим усилием, его необходимо заменить.

Шаг 13

4. Извлеките гидротолкатель из гнезда головки блока цилиндров.
Извлекать гидротолкатель удобно подходящим по размерам магнитом.

Шаг 14

5. Смажьте новый гидротолкатель и гнездо в головке блока цилиндров моторным маслом и установите гидротолкатель в гнездо.
6. Остальные гидротолкатели заменяют аналогично.
7. Установите распределительный вал и детали привода газораспределительного механизма в порядке, обратном снятию.

Двигатель при первом пуске после замены гидротолкателя может непродолжительное время работать с повышенным шумом до тех пор, пока не прокачаются гидротолкатели. Для ускорения прокачки гидротолкателей дайте двигателю поработать с повышенной частотой вращения в течение 1–2 мин.





Готово!