Автомобильный экспорт из России показал внезапный рост на треть

Автомобильный экспорт из России показал внезапный рост на треть

Автомобильный экспорт из России показал внезапный рост на треть

6 ноября 2019


Государственная программа стимулирования автоэкспорта дала всходы


автор

Александр Климнов, фото car.ru


Как пишет «Ъ» глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрей Слепнев в ходе встречи с премьером Дмитрием Медведевым заявил, что: «Из Германии заказчики сами приезжают, просят подыскать им российских поставщиков, потому что соотношение «цена–качество» лучше альтернатив». И это при том, что дефицит конкурентоспособных поставщиков первого и второго уровней в России (по данным АСМ-холдинг) просто огромный! Статистика ФТС дает за январь–август рост физического экспорта легковых машин на 27,3% до 73,4 тыс., а по деньгам, вообще, на 32,1% до $1 млрд! В РЭЦ утверждают, что такой результат получился за счет эффекта отложенного спроса, а также «врастания» в глобальный автомобильный рынок и полагают, что рост экспорта по итогам года составит не менее 10%.
В грузовом сегменте рост скромнее: на 0,1% до 8,4 тыс. физически и на 12,7% до $218,5 млрд финансово. В прошлом году за аналогичный период наблюдалась стагнация по легковушкам и рост на 3,6% по грузовикам.

По мнению экспертов из SBS Consulting такой рост был обусловлен госпрограммой стимулирования экспорта на фоне стагнации внутреннего рынка. Т.е. при сокращении продаж автомобилей в РФ в январе–сентябре на 2% до 1,27 млн (по данным АЕБ), рост производства легковушек составил 1,1% до 1,1 млн, а грузовиков – на 5,7% до 14,5 тыс. Ускоренный рост стоимости экспорта может быть вызван усложнением логистики, а также индивидуальных исполнений и комплектации автомобилей и пр. Последний квартал года для автоэкспорта будет традиционно «высоким сезоном», что позволяет спрогнозировать рост поставок до $4–4,2 млрд по итогам этого года.

Кстати, в октябре глава Минпромторга Денис Мантуров объявил в СМИ, что рассчитывает на сохранение объемов автомобильного производства на уровне 2018 года или «определенный плюс». Причем до конца года упор будет сделан именно на рост экспортных поставок комплектных автомобилей и автокомпонентов.

Основными внешними рынками остаются Белоруссия (27%) и Казахстан (23%), т.е. на эти две сопредельные страны приходится половина экспорта, далее с огромным отставанием идут Турция (7%), Чехия (6,3%), Узбекистан (6%) и Китай (5%). При этом на легковые автомобили пришлось 44% роста, на прицепы (+34%), а также спецавтотранспорт (+11%) и грузовики (+4%). Экспортный рейтинг Минпромторга включает Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Алжир, Чехию, Кубу, среди компаний-экспортеров лидируют АВТОВАЗ, Volkswagen, Renault и Hyundai. Кроме того, Nissan экспортировал в Казахстан и Белоруссию 3 тыс. кроссоверов моделей Qashqai, X-Trail, Murano и Terrano. Поставки Toyota в январе–августе физически выросли на 44%, в основном в Казахстан и Белоруссию. Управляющий директор Ларс Химмер «Фольксваген Груп Рус» в конце октября сообщил «Ъ», что концерн по итогам года рассчитывает экспортировать 24 тыс. легковых автомобилей, а также собираемые в Калуге моторы.

Экспорт грузовиков КАМАЗ за девять месяцев вырос на 58% до 3,4 тыс. Основные страны роста экспорта – Узбекистан и Вьетнам. Традиционно одним из главных внешних партнеров Камского автозавода остается Казахстан. Компания Volvo Trucks в 2019 году продолжает поставки кабин производства калужского завода «Вольво Восток» в Гент (в 2018 году экспортировали 1,8 тыс.) и даже рассматривает возможность поставок комплектных автомобилей в Европу и Азию.

P.S. Вот все же не стоит бить в барабаны и трубить в трубы – ни в какую серьезную силу на «глобальном автомобильном рынке» наша страна пока не превращается. То, что сейчас у нас называют автомобильным экспортом фактически представляет собой бывшие внутрисоюзные поставки (кстати, теперь точно уже без Украины, Грузии и т.д.), а также экспорт в страны в границах бывшего СЭВа (Чехия, Вьетнам, Куба). Поставки в Чехию, Турцию и КНР незначительны. Так, что говорить о «врастании» российского автопрома в мировой автомобильный экспорт – все же кажется выдачей желаемого за действительное. Вон Индия со своим 4-миллионным рынком (2018 год) и 4,7-миллионным автопромом (экспорт 0,8 млн) тоже «врастает». Ну и куда у нее получается свои авто толкать за региональные пределы Южной Азии и беднейших стран Африки, т.е. сопредельных стран, несмотря на постоянные премьеры на ведущих международных автосалонах? Вот то-то и оно! Ну, а отечественный АВТОВАЗ до сих пор в качестве самой экспортной своей модели предлагает 42-летнюю «Ниву» (т.е., пардон LADA 4x4) – это при всем уважении к самой конструкции автомобиля, все же явно не свидетельствует, а передовых позициях в отрасли. Насчет же прочей модельной линейки – в связи с введением в Европе экологических стандартов Евро-6+ в Тольятти не нашли ничего лучшего, чем просто уйти с рынков всех европейских стран! То, что в экспортном списке Тольятти еще числятся 34 страны – так это данные именно нынешнего года за счет распродажи стоков в Европе, каким он будет в следующем году – большой вопрос. Ну, а поставки в Чехию, кстати, не прорыв российского автопрома 2.0 в Европу, а просто внутренний чисто логистический маневр компании Skoda (она, например, в 2017-м завозила к себе уже снятый с производства дома кроссовер Yeti нижегородской сборки). Поставки же в Турцию и Китай обусловлены не столько конкурентоспособностью наших машин, сколько поставками в составе систем вооружений и «дружбой против США», например, с Анкарой.

Так, что если бы не ₽4,5 млрд субсидий на автоэкспорт со стороны государства, то возникает риторический вопрос, а сколько бы за пределы РФ было поставлено автомобилей с российским WIN-ом? Есть ли, вообще прибыль от субсидирования экспорта? Что кроме поддержания загрузки мощностей автопрома (которые по факту на сегодня на половину – «мелкоагрегатный конструктор»), т.е. как говорит АСМ-холдинг: из страны за импорт узлов и агрегатов вывозится на порядок больше денег, чем в ней создается прибавочной стоимости.

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Российский рынок автобусов китаизируется и дорожает

Российский рынок автобусов китаизируется и дорожает

Китайские автобусы занимают российский рынок и приводят к росту цен

14.09.2023

В августе 2023-го рынок новых легковых автомобилей впервые вырос за 100 тысяч

В августе 2023-го рынок новых легковых автомобилей впервые вырос за 100 тысяч

В августе было продано в 2,6 раза больше новых легковушек, чем в 2022-м и на 41% с начала года

05.09.2023

Путин дал поручение правительству о пересадке чиновников на отечественные авто

Путин дал поручение правительству о пересадке чиновников на отечественные авто

Российских чиновников всерьез пересаживают на нашемарки

04.09.2023

Лучшим транспортом для электронной коммерции в России признан фургон «Промтех»

Лучшим транспортом для электронной коммерции в России признан фургон «Промтех»

В номинации «Лучший транспорт для E-commerce» конкурса «Лидер мобильной торговли 2023» победил промтоварный фургон на базе грузовика Dongfeng Capitan-T от компании «Промтех»

01.09.2023

Запчасти на премиальные иномарки подорожали за 8 месяцев 2023 года на 12%

Запчасти на премиальные иномарки подорожали за 8 месяцев 2023 года на 12%

Запчасти на дорогие иномарки подорожали за 8 месяцев 2023 года быстрее прочих сегментов

31.08.2023

Рынок LCV и пикапов бурно восстанавливается

Рынок LCV и пикапов бурно восстанавливается

Производство LCV за 7 месяцев 2023 года идет быстрее продаж

25.08.2023

Госзакупки отечественных автомобилей упали на четверть за первое полугодие 2023 года

Госзакупки отечественных автомобилей упали на четверть за первое полугодие 2023 года

Отечественные автобренды сдают позиции на рынке госзаказа

18.08.2023

Возврат к списку