НАПИ дает прогноз развития событий на автомобильном рынке России в 2022 году
Александр Климнов, фото carsweek.ru
Директор НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации) Татьяна Арабаджи осветила основные вопросы, волнующие сейчас всех участников автомобильного рынка РФ, как-то: каков будет объем рынка новых легковых автомобилей, какие автомобили сохранят свое присутствие на российском рынке, как изменятся цены, как будут вести себя потребители.
Так, в 2021 году по данным RAMR было продано 1 млн 511 тыс. новых легковых автомобилей (без LCV), из которых 114 тыс. автомобилей китайских марок или 7,5%. Рост продаж китайских автомобилей в 2021 году составил рекордные 104%, в то время как весь рынок легковых автомобилей вырос всего на 4%. Пока что большая часть продаваемых в России китайских автомобилей – импортированы из КНР.
Китайские автопроизводители (в отличие от всех прочих – авт.) практически не страдают от нехватки компонентов, включая наиболее дефицитные полупроводники, поэтому дефицита китайских автомобилей в России в 2021 году не случилось.
В текущем году из-за прекращения поставок неона, в производстве которого участвовали Россия и Украина, а также прекращения поставок других газов (преимущественно метана – авт.), редкоземельных металлов (особенно палладия, платины и никеля – авт.) и прочих субкомпонентов из этих стран – европейские, американские, японские автопроизводители столкнутся с дефицитом полупроводников и других компонентов. Например, концерн Voksawagen Group был вынужден приостановить производство на европейских площадках из-за остановки поставок электрокабелей из Украины.
Китай самостоятельно производит критически важное количество компонентов для своего автопрома, а также располагает надежными каналами поставок сырья и элементов, необходимых для производства компонентной базы. Следовательно, в текущем году китайские автопроизводители, в принципе, свободно смогут увеличить поставки автомобилей на российский рынок (если только «коллективный Запад» не даст Поднебесной «по рукам» угрозами уже антикитайских санкций за нарушение его глобальной кампании «травли русского медведя» – авт.).
Доля российских брендов (LADA и УАЗ) на отечественном рынке легковых автомобилей в 2021-м составила менее четверти – 23,3%. Всего было продано 351,8 тыс. новых легковых автомобилей российских брендов (без LCV) и таким образом рост продаж российских брендов составил всего 5%. Несмотря на высокий уровень локализации российских автомобилей (от модели к модели он разнится весьма значительно, причем, наивысший он у серии LADA Niva Legend – авт.), отечественные производители зависят от поставок компонентов, материалов из-за рубежа.
Так, например, АВТОВАЗ объявил о том, что в марте приостанавливает на несколько дней производство автомобилей из-за проблем с поставками компонентов. Кроме того, обвал курса рубля (пока что более чем на 50% – авт.), приводит к росту стоимости импортируемых компонентов, материалов, что неизбежно ведет к очередному повышению цен на российские автомобили, которые традиционно находятся в бюджетном сегменте (фактически нижняя планка рыночных цен на них уже дошла до миллиона рублей – авт.). Для их потребителей такое повышение цен может оказаться критическим, особенно вкупе с существенным ростом ставок по кредитам (которые стали практически недоступны – авт.).
На долю иностранных некитайских брендов в 2021 году пришлось 69,2% рынка новых автомобилей, продажи которых составили 1 млн 45,2 тыс.
Многие иностранные автопроизводители, за последние две недели приостановили поставки в Россию и производство легковых автомобилей как из-за антироссийских санкций, так и из-за разрыва логистических цепочек поставок.
В прошлом году на долю корейских брендов пришлось 23,7% – было продано 357,8 тыс. легковых автомобилей корейского производства, благодаря чему автомобили из Страны Утренней свежести обогнали российских производителей. В текущем году корейские автопроизводители объявили о том, что санкции не скажутся на производстве и поставке автомобилей, но пока не понятно, не возникнут ли перебои с поставками компонентов для производственных площадок в России или для импортируемых в Россию корейских автомобилей.
Тем не менее, выведение автомобилей из списка санкционных товаров, запуск в 2022 году в Корее завода по производству неона, который необходим для выпуска полупроводников, будут способствовать успеху корейских автомобилей на российском рынке в 2022 году. В премиальном сегменте может заметно возрасти доля новой марки Genesis из-за проблем с поставками европейских и возможно, японских премиальных брендов (тем более, что замена их на китайский премиальныцй бренд Hongqi («Хунцы» или «Красное знамя») будет уже совсем крайней мерой – авт.).
Возможно, что даже часть японских производителей сможет продолжить работу на территории России. Их доля в 2021 году составила 15,7%, а объем продаж только легковых автомобилей составил 237,9 тыс. Продажи автомобилей японских марок в России в 2021 году несколько снизились (на 5%) по сравнению с 2020-м из-за проблем с поставками комплектующих, а также ухода марки Datsun (собственно это была ребейджинговая LADA Granta).
Легковушки европейских брендов в 2021 году заняли в России долю 28,3% – было продано 426,9 тыс. машин, т.е. снижение составило 3%.
Если в текущем году поставки европейских и японских (американских итак были несущественны – авт.) брендов существенно сократятся, то их место в массовом сегменте займут китайские, корейские и российские марки. Однако крупнейший российский производитель АВТОВАЗ (бренд LADA) также может в текущем году сократить производство из-за проблем с комплектующими (в том числе с шинами, так как поставщик покрышек для комплектации автомобилей LADA и Renault – компания Continental, свое производство остановила). Пока что ВАЗ уже был вынужден останавливать производство 5,9,10,11 марта. Процесс замены поставщиков – не быстрый, одобрение нового поставщика занимает не менее года (очевидно, что теперь ввиду форс-мажора его придется кардинально ускорить).
Автомобильный рынок в текущем году по мнению НАПИ столкнется со множеством проблем, как-то:
– остановка производства и поставок автомобилей ряда брендов по политическим мотивам;
– приостановка поставок автомобилей в Россию из-за логистических проблем;
– приостановка производства автомобилей из-за нехватки компонентов;
– рост цен на новые автомобили существенными темпами (из-за падения курса рубля и дефицита машин – авт.);
– рост цен на подержанные автомобили (вдогонку за ростом цен на новые машины в целом и, общей инфляцией в частности – авт.);
– нежелание части автовладельцев продавать свой подержанный автомобиль, т.к. не понятно, чем его можно будет заменить. Так в январе 2022 года продажи подержанных автомобилей в России сократились на 8,1% по сравнению с январем прошлого года;
– повышение ставок по автокредитам. После того как ключевая ставка ЦБ выросла до 20%, были отменены ограничения на предельную стоимость кредита (ПСК), средние ставки по автокредиту подскочили сразу до 25-30%;
– повышение ставок по автомобильному лизингу (сначала коснется преимущественно юрлиц, но в дальнейшем выльется в рост цен на товары потребления – авт.);
– проблема с поставками оригинальных запасных частей в первую очередь для европейских и японских автомобилей из-за санкций, логистических проблем (может привести к существенному росту угонов и «раздеваний» автомобилей – авт.);
– существенный рост цен на оригинальные и неоригинальные запасные части(уже привело к росту цен в 3–5 раз – авт.);
– существенный рост стоимости нормо-часа у официальных дилеров, и как следствие отток клиент к «неофициалам» (у «неофициалов» данный показатель также будет расти вслед за ростом инфляции и спроса на их услуги – авт.);
– проблемы у автостраховщиков, связанные с дефицитом запасных частей, ростом стоимости запасных частей и ремонтных работ (выплаты по ОСАГО уже практически встали – страховщики ждут подписания разрешения на использование неоригинальных запчастей и повышение размеров выплат.
Ключевыми же вопросами, от которых зависит объем рынка новых автомобилей в 2022 году, остаются следующие:
– как долго курс доллара будет фиксироваться на отметке не ниже 100 руб. за доллар (скорее сейчас можно предполагать, что курс закрепится значительно ниже – авт.).
– как сильно вырастет безработица вследствие закрытия, сокращения бизнеса, производства в ряде сегментов (здесь многое будет зависеть от перестройки банковской сферы, кредитной политики и отлаживания новых логистических цепочек поставок комплектующих – авт.);
– что будет происходить со вкладами населения (пока что введены ограничения на снятие наличной валюты со счетов – авт.);
– как сильно упадут доходы домохозяйств (понятно одно, что они уже падают, а насколько сильно – пока главная загадка момента – авт.).
В критическом случае рынок в текущем году может сократиться до 0,9–1,0 млн новых легковых автомобилей, значительная часть из которых будет носить шильды российских, корейских и китайских марок.
P.S. Специалисты не исключают поставок в Россию не только оригинальных китайских марок, но и т.н. «локализованных в Поднебесной» моделей европейских и японских брендов под синизированными марками, например, компаний Volkswagen, Toyota, Nissan и проч.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка