Что ждет автомобильный рынок России в 2022 году?

Что ждет автомобильный рынок России в 2022 году?

12 марта 2022


НАПИ дает прогноз развития событий на автомобильном рынке России в 2022 году


автор

Александр Климнов, фото carsweek.ru


Директор НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации) Татьяна Арабаджи осветила основные вопросы, волнующие сейчас всех участников автомобильного рынка РФ, как-то: каков будет объем рынка новых легковых автомобилей, какие автомобили сохранят свое присутствие на российском рынке, как изменятся цены, как будут вести себя потребители.
Arabaji.jpg
Так, в 2021 году по данным RAMR было продано 1 млн 511 тыс. новых легковых автомобилей (без LCV), из которых 114 тыс. автомобилей китайских марок или 7,5%. Рост продаж китайских автомобилей в 2021 году составил рекордные 104%, в то время как весь рынок легковых автомобилей вырос всего на 4%. Пока что большая часть продаваемых в России китайских автомобилей – импортированы из КНР.

Китайские автопроизводители (в отличие от всех прочих – авт.) практически не страдают от нехватки компонентов, включая наиболее дефицитные полупроводники, поэтому дефицита китайских автомобилей в России в 2021 году не случилось.

В текущем году из-за прекращения поставок неона, в производстве которого участвовали Россия и Украина, а также прекращения поставок других газов (преимущественно метана – авт.), редкоземельных металлов (особенно палладия, платины и никеля – авт.) и прочих субкомпонентов из этих стран – европейские, американские, японские автопроизводители столкнутся с дефицитом полупроводников и других компонентов. Например, концерн Voksawagen Group был вынужден приостановить производство на европейских площадках из-за остановки поставок электрокабелей из Украины.

Китай самостоятельно производит критически важное количество компонентов для своего автопрома, а также располагает надежными каналами поставок сырья и элементов, необходимых для производства компонентной базы. Следовательно, в текущем году китайские автопроизводители, в принципе, свободно смогут увеличить поставки автомобилей на российский рынок (если только «коллективный Запад» не даст Поднебесной «по рукам» угрозами уже антикитайских санкций за нарушение его глобальной кампании «травли русского медведя» – авт.).

Доля российских брендов (LADA и УАЗ) на отечественном рынке легковых автомобилей в 2021-м составила менее четверти – 23,3%. Всего было продано 351,8 тыс. новых легковых автомобилей российских брендов (без LCV) и таким образом рост продаж российских брендов составил всего 5%. Несмотря на высокий уровень локализации российских автомобилей (от модели к модели он разнится весьма значительно, причем, наивысший он у серии LADA Niva Legend – авт.), отечественные производители зависят от поставок компонентов, материалов из-за рубежа.

Так, например, АВТОВАЗ объявил о том, что в марте приостанавливает на несколько дней производство автомобилей из-за проблем с поставками компонентов. Кроме того, обвал курса рубля (пока что более чем на 50% – авт.), приводит к росту стоимости импортируемых компонентов, материалов, что неизбежно ведет к очередному повышению цен на российские автомобили, которые традиционно находятся в бюджетном сегменте (фактически нижняя планка рыночных цен на них уже дошла до миллиона рублей – авт.). Для их потребителей такое повышение цен может оказаться критическим, особенно вкупе с существенным ростом ставок по кредитам (которые стали практически недоступны – авт.).

На долю иностранных некитайских брендов в 2021 году пришлось 69,2% рынка новых автомобилей, продажи которых составили 1 млн 45,2 тыс.

Многие иностранные автопроизводители, за последние две недели приостановили поставки в Россию и производство легковых автомобилей как из-за антироссийских санкций, так и из-за разрыва логистических цепочек поставок.

В прошлом году на долю корейских брендов пришлось 23,7% – было продано 357,8 тыс. легковых автомобилей корейского производства, благодаря чему автомобили из Страны Утренней свежести обогнали российских производителей. В текущем году корейские автопроизводители объявили о том, что санкции не скажутся на производстве и поставке автомобилей, но пока не понятно, не возникнут ли перебои с поставками компонентов для производственных площадок в России или для импортируемых в Россию корейских автомобилей.

Тем не менее, выведение автомобилей из списка санкционных товаров, запуск в 2022 году в Корее завода по производству неона, который необходим для выпуска полупроводников, будут способствовать успеху корейских автомобилей на российском рынке в 2022 году. В премиальном сегменте может заметно возрасти доля новой марки Genesis из-за проблем с поставками европейских и возможно, японских премиальных брендов (тем более, что замена их на китайский премиальныцй бренд Hongqi («Хунцы» или «Красное знамя») будет уже совсем крайней мерой – авт.).

Возможно, что даже часть японских производителей сможет продолжить работу на территории России. Их доля в 2021 году составила 15,7%, а объем продаж только легковых автомобилей составил 237,9 тыс. Продажи автомобилей японских марок в России в 2021 году несколько снизились (на 5%) по сравнению с 2020-м из-за проблем с поставками комплектующих, а также ухода марки Datsun (собственно это была ребейджинговая LADA Granta).

Легковушки европейских брендов в 2021 году заняли в России долю 28,3% – было продано 426,9 тыс. машин, т.е. снижение составило 3%.

Если в текущем году поставки европейских и японских (американских итак были несущественны – авт.) брендов существенно сократятся, то их место в массовом сегменте займут китайские, корейские и российские марки. Однако крупнейший российский производитель АВТОВАЗ (бренд LADA) также может в текущем году сократить производство из-за проблем с комплектующими (в том числе с шинами, так как поставщик покрышек для комплектации автомобилей LADA и Renault – компания Continental, свое производство остановила). Пока что ВАЗ уже был вынужден останавливать производство 5,9,10,11 марта. Процесс замены поставщиков – не быстрый, одобрение нового поставщика занимает не менее года (очевидно, что теперь ввиду форс-мажора его придется кардинально ускорить).

Автомобильный рынок в текущем году по мнению НАПИ столкнется со множеством проблем, как-то:

– остановка производства и поставок автомобилей ряда брендов по политическим мотивам;
– приостановка поставок автомобилей в Россию из-за логистических проблем;
– приостановка производства автомобилей из-за нехватки компонентов;
– рост цен на новые автомобили существенными темпами (из-за падения курса рубля и дефицита машин – авт.);
– рост цен на подержанные автомобили (вдогонку за ростом цен на новые машины в целом и, общей инфляцией в частности – авт.);
– нежелание части автовладельцев продавать свой подержанный автомобиль, т.к. не понятно, чем его можно будет заменить. Так в январе 2022 года продажи подержанных автомобилей в России сократились на 8,1% по сравнению с январем прошлого года;
– повышение ставок по автокредитам. После того как ключевая ставка ЦБ выросла до 20%, были отменены ограничения на предельную стоимость кредита (ПСК), средние ставки по автокредиту подскочили сразу до 25-30%;
– повышение ставок по автомобильному лизингу (сначала коснется преимущественно юрлиц, но в дальнейшем выльется в рост цен на товары потребления – авт.);
– проблема с поставками оригинальных запасных частей в первую очередь для европейских и японских автомобилей из-за санкций, логистических проблем (может привести к существенному росту угонов и «раздеваний» автомобилей – авт.);
– существенный рост цен на оригинальные и неоригинальные запасные части(уже привело к росту цен в 3–5 раз – авт.);
– существенный рост стоимости нормо-часа у официальных дилеров, и как следствие отток клиент к «неофициалам» (у «неофициалов» данный показатель также будет расти вслед за ростом инфляции и спроса на их услуги – авт.);
– проблемы у автостраховщиков, связанные с дефицитом запасных частей, ростом стоимости запасных частей и ремонтных работ (выплаты по ОСАГО уже практически встали – страховщики ждут подписания разрешения на использование неоригинальных запчастей и повышение размеров выплат.

Ключевыми же вопросами, от которых зависит объем рынка новых автомобилей в 2022 году, остаются следующие:
– как долго курс доллара будет фиксироваться на отметке не ниже 100 руб. за доллар (скорее сейчас можно предполагать, что курс закрепится значительно ниже – авт.).
– как сильно вырастет безработица вследствие закрытия, сокращения бизнеса, производства в ряде сегментов (здесь многое будет зависеть от перестройки банковской сферы, кредитной политики и отлаживания новых логистических цепочек поставок комплектующих – авт.);
– что будет происходить со вкладами населения (пока что введены ограничения на снятие наличной валюты со счетов – авт.);
– как сильно упадут доходы домохозяйств (понятно одно, что они уже падают, а насколько сильно – пока главная загадка момента – авт.).

В критическом случае рынок в текущем году может сократиться до 0,9–1,0 млн новых легковых автомобилей, значительная часть из которых будет носить шильды российских, корейских и китайских марок.

P.S. Специалисты не исключают поставок в Россию не только оригинальных китайских марок, но и т.н. «локализованных в Поднебесной» моделей европейских и японских брендов под синизированными марками, например, компаний Volkswagen, Toyota, Nissan и проч.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Низкий спрос на электромобили будет сдерживать глобальный автопром в 2025 году

Низкий спрос на электромобили будет сдерживать глобальный автопром в 2025 году

S&P Global Mobility дало пессимистический прогноз по мировому автопрому на 2025 год

08.01.2025

В Норвегии электромобили достигли в 2024 году доли в 89% рынка новых легковушек и более 28% от их парка

В Норвегии электромобили достигли в 2024 году доли в 89% рынка новых легковушек и более 28% от их парка

Норвегия должна отказаться с 2025 года от новых автомобилей с ДВС, а к 2035 году вообще удалить их из парка

03.01.2025

Китайский автопром перевыполняет планы Пекина по переходу на электромобили

Китайский автопром перевыполняет планы Пекина по переходу на электромобили

По предварительным расчетам в 2024 году китайский рынок машин с электроприводом превысит рынок автомобилей с ДВС

02.01.2025

Наиболее популярные в 2024 году у россиян гибриды и электромобили

Наиболее популярные в 2024 году у россиян гибриды и электромобили

Сайт Авто.ру выяснил какие гибриды и электромобили пользуются наибольшим спросом у потребителей в 2024 году

28.12.2024

Выпуск автотехники в РФ по итогам 2024 года может вырасти на 31% и превысить 950 тыс.

Выпуск автотехники в РФ по итогам 2024 года может вырасти на 31% и превысить 950 тыс.

Глава Минпромторга Антон Алиханов заявил, что 2025 год будет для автопрома и рынка более сложным, чем 2024-й

26.12.2024

Энди Палмер считает гибриды тупиком

Энди Палмер считает гибриды тупиком

Энди Палмер уверен, что фокусировка на гибридах была глупой затеей и западным автопроизводителям следует подготовиться к «битве на выживание»

25.12.2024

Калифорнийские дилеры Volkswagen хотят запретить прямые продажи электромобилей ее нового бренда Scout

Калифорнийские дилеры Volkswagen хотят запретить прямые продажи электромобилей ее нового бренда Scout

Калифорнийская ассоциация дилеров (CNCDA) объявляет судебную войну VW за его прямые продажи возрождаемого бренда Scout

25.12.2024

Возврат к списку