Таксисты бьют тревогу в связи с резким ростом доли китайских марок в таксопарках
Александр Климнов, фото Avalon.ru, lada.ru, os-taxi.ru
Председатель Общественного совета по развитию такси в России Ирина Зарипова в интервью «Парламентской газете» заявила, что: «Доля китайских автомобилей и технологий в российских таксопарках в ближайшем будущем может вырасти до 75% в случае, если ГД одобрит ранее принятый в первом чтении закон о локализации автомобилей, которые используются в качестве легковых такси».
Эксперт сообщила: «Если Госдума окончательно одобрит законопроект о локализации в такси, то все производство автомобилей для таксопарков у нас, по сути, сосредоточится в руках четырех крупных игроков – Haval, Evolute, «Москвича» и АВТОВАЗа. С учетом того, что три из этих компаний, по сути, занимаются крупноузловой сборкой импортированных автомобилей, три четверти – или 75% – таксопарков так или иначе займут китайские технологии».
По ее словам, на данный момент в число наиболее популярных марок машин в таксопарках по стране входят Cherry и Haval. Она уточнила, что в целом таксопарки оценивают китайские автомобили положительно. Согласно опросу Общественного совета, при комплектовании автопарков предпочтение отдается именно этим вариантам.
В 2023 году газета «Ъ» писала, что доля китайских машин в таксопарках России за год выросла с 3% до 30%. По данным газеты, таксопарки испытывают нехватку новых автомобилей, и именно китайские машины позволяют сократить дефицит в высоком тарифном сегменте, даже несмотря на то, что некоторые пассажиры скептически относятся к их безопасности и комфорту.
Кстати, в прошлую пятницу 5 апреля АВТОВАЗ принимал в Тольятти делегацию Общественного совета по развитию такси, включавшую представителей таксомоторных парков из 12 регионов России под руководством председателя совета Ирины Зариповой.
В Научно-техническом центре АО «АВТОВАЗ» гости подробно изучили модельный ряд автомобилей LADA, включая новые модели – бизнес-седан Aura и электромобиль e-Largus. Особое внимание в ходе визита было уделено общению делегации с руководителями функциональных блоков АО «АВТОВАЗ» – производство, инжиниринг, контроль качества, маркетинг и продажи.
В ходе открытого и конструктивного диалога представители АВТОВАЗа и Общественного совета по развитию такси обсудили широкий спектр вопросов, в том числе, связанных с особенностями эксплуатации легковых автомобилей в такси, их потребительскими свойствами, их уровнем локализации, а также вопросы оперативного обеспечения качественным сервисом и запасными частями. Кроме того, в рамках рабочих встреч стороны обсудили социально-экономические аспекты деятельности таксопарков и самозанятых водителей, а также вопросы государственного регулирования таксомоторной и автомобильной отраслей и необходимые меры по обеспечению их импортонезависимости.
Представители таксопарков отметили необходимость распространения госпрограмм поддержки спроса, таких как льготный лизинг, на отрасль такси для обеспечения возможности приобретения автомобилей по льготным ценам.
Кстати, ранее – осенью 2023 года руководители более чем 110 таксопарков назвали препятствия к переходу на электромобили. Так, главной проблемой перехода на бизнес-модель «Электромобили в такси» более 43% респондентов назвали недостаточно развитую сеть зарядных станций. Высокую стоимость самих электромобилей упомянули 18% опрошенных, 14,4% – проблемы с сервисом машин такого типа, включая недостаток СТО и квалифицированных специалистов.
Малый запас хода электромобилей в качестве препятствия для их использования в такси назвали 9% руководителей таксопарков, еще 8,1% упомянули долгую зарядку электромобиля и отсутствие запчастей. Также руководители таксомоторных компаний пожаловались на неизвестный ресурс электрических машин, проблемы с их ликвидностью и дороговизну электроэнергии.
P.S. Так, что больше тревожит уважаемый Общественный совет по развитию такси – засилие китайских марок в такси в целом или грядущая монополия локализованных (под как бы российскими марками) тех же китайцев?
P.P.S. Представители таксопарков, кстати, высказываются в том духе, что, если прежние европейские и корейские модели в такси уверенно выдерживали стандартный трехлетний срок службы, то китайские аналоги требуют серьезного ремонта своих форсированных турбонаддувом малолитражных моторов уже после 100–150 тысяч километров (а переборки ходовой – уже с 45–50 тыс. км), а до 200 тысяч выхаживают буквально единичные экземпляры – отсюда таксопаркам приходиться чаще обновлять свои парки, а так как автомобили в последние два года резко подорожали, то это неизбежно скажется на тарифах такси, которые уже до конца текущего года могут взлететь еще на 30%!