Европейский рынок новых легковушек обрушился в сентябре на четверть
20 октября 2021
За счет неплохого начала года автомобильный рынок Европы за три квартала еще сохраняет рост
Александр Климнов, фото bestsellingcarsblog.com
По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA) в сентябре 2021 года количество регистраций легковых автомобилей в Евросоюзе (ЕС) продолжало снижаться. Провал рынка в значительной степени был вызван нехваткой автомобилей из-за продолжающегося дефицита полупроводников. Так спрос в регионе сократился на 23,1% до 718 598 ед., что стало наименьшим количеством регистраций с сентября с 1995 года.Такие провальные результаты прошлого месяца были продемонстрированы и большинством европейских стран.
Показатели продаж в ЕС за последние три года
Если же учесть и недавно вышедшую из состава ЕС Великобританию, а также государства, входящие в Европейскую ассоциацию свободной торговли (EFTA) – Швейцарию, Норвегию и Исландию, то падение рынка новых автомобилей превысило 25%: с 1,3 млн в сентябре 2020-го до 972 723 ед. по сравнению с падением на 18,1% в августе. Это на 325 тыс. автомобилей меньше, чем в сентябре 2020 года. В результате минувший сентябрь стал для авторынка Старого Света худшим за последние 10 лет.
Впрочем, объем регистраций в ЕС+Великобритания с начала года вырос на 6,9% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составил 9 млн 161 тыс. 918 ед, но по отношению к 9-ти месяцам «предпандемического» 2019 года упал на 24,4%. Исключительно страны ЕС показали рост на 6,6% до 7,5 млн, поскольку значительный прирост в начале года помог сохранить положительные совокупные объемы продаж на большей части территории.
Особенно сильное падение в сентябре показали именно пять ведущих рынков, причем, у Испании (–15,7%) оказался еще «лучший результат» и она смогла опередить Францию (–20,5%), Германию (–25,7%), Италию (–32,7%) и Великобританию (-34,4%). Если посмотреть на другие более мелкие рынки, то четыре из них, как ни странно год от года демонстрируют рост: Кипр (+18,1%), Норвегия (+15,7%), Исландия (+15,3%) и Эстония (+8,2%). а Греция (–7%), Словения (–7%), Швейцария (–8,4%) и Словакия (–8,7%) уложились в сокращение в пределах однозначного числа. Однако другом конце рейтинга оказались такие экономически разные малые страны как Литва (–56,8%), Люксембург (–27,6%) и Бельгия (–26,4%).
За первые три квартала 2021 года четыре крупнейших рынка ЕС еще были в положительном тренде: Италия (+20,6%), за ней Испания (+8,8%) и Франция (+8,0%). Напротив, автомобильный рынок Германии опять вернулся к спаду (–1,2%).
В рейтинге концернов-продуцентов VW Group (–29,7%), Stellantis (–30,4%) и Renault-Nissan-Mitsubishi (–26,9%) падали сильнее рынка и сократили свои рыночные доли. Напротив, корейский концерн Hyundai-KIA прибавил 6,9% и сохранил 4-е место, опередив BMW Group (–24,4%) и Toyota Group (–18%), которые относительно неплохо сопротивляются всеобщему кризису полупрововдников, а вот Daimler AG (–48,1%) и Ford Motor (–46,7%) просто напросто обрушились.
При этом, находящаяся в конце рейтинга Топ-10 брендов Tesla (+81,1%) побила свой же рекорд по объему продаж, оцениваемый в 34 тыс., тогда как Suzuki (–11%) просто смогла сдержать падение.
Что касается рейтинга брендов (Топ-30), то лидерство Volkswagen (–28%) по-прежнему недосягаемо для конкурентов, в то время как Toyota (–18,5%) поднялась на сенсационное 2-е место и удерживает его уже с начала года, отбросив Peugeot (–35,8%) на 7-е место (в сентябре). Бренд Renault (–30,1%) снова поднялся на три позиции в августе, заняв 3-е место, опередив BMW (-16,8%), и опустился на одну позицию по сравнению с прошлым месяцем до 4-го места. После того, как Hyundai впервые вошел в пятерку ведущих европейских лидеров в прошлом месяце, теперь настала очередь дочернего бренда KIA (+8,1%), который поднялся на четыре позиции в августе и занял 5-е место в общем рейтинге и теперь входит в Топ-10 с начала года. Бренд Hyundai (+5,7%), став единственным новым брендом в Топ-14, занял 6-е место. А вот такие «мэтры» как Mercedes-Benz (–49,9%), Ford (–46,7%) и Audi (–31,3%) находятся в самом плачевном положении в оставшейся части Топ-10.
Показавшая очередной рекорд Tesla (+81,1%) располагает бестселлером Model 3, который стал самым продаваемым автомобилем в Европе в сентябре, поскольку занял первое место в Великобритании и второе место после VW Golf в Германии (правда, с минимальным отрывом – авт.). Рост марок MG (+82,4%) и DS (+9,2%) также впечатляет. Также прибавкой в сентябре cмогли похвастаться smart (теперь это производитель исключительно BEV – авт.), Alpine и… даже наша российская LADA, впрочем, последняя исключительно за счет неофициальных («серых») поставок, преимущественно классической Niva Legend (LADA 4x4). Впрочем, все эти марки плетутся в хвосте рейтинга, даже не попадая в первую «30-ку».
P.S. Кризис поставок комплектующих, прежде всего, микрочипов, действительно взял за горло всю мировую автоиндустрию, а не только российских производителей.